Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни





1. Лови шарик. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, слежение за движущимся предметом, развитие ручной моторики. Оборудование: желобок, шарик. Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок! и просит ребенка: "Лови шарик!" Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: "Кати!" Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза. Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показы­вает ему несколько раз (2 — 3 раза), как это надо делать, т.е| обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания, понима­ние речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

2. Спрячь шарик. Задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия ребенка соотносящих действий. Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету. Проведение обследования: перед ребенком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик — в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывают большую коробку, а маленькой крыш­кой — маленькую. Далее предлагается выполнить задание са­мостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения — ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, от­ношение к своей деятельности, результат.

3. Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, а также наличия соотнося­щих действий, понимания указательного жеста, умения под­ражать действиям взрослого. Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) мат­решки. Проведение обследования: взрослый дает ребенку двухсоставную (трехсоставную) матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскры­вает матрешку и предлагает собрать ее. В случаях затрудне­ния взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, рас­крывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкла­дыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (рас­крыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. Далее предлагается ребенку выполнить задание самостоя­тельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понима­ние указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.



4. Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориен­тировки на величину, соотносящих действий, ведущей руки, со­гласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец. Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку ра­зобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый раз­бирает пирамидку сам и предлагает ему собрать ее. Если ребе­нок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

5. Парные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции. Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок. Проведение обследования: перед ребенком кладут предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Взрослый указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же. В случае затруднения ребенку показывают, как надо соотносить парные картинки: "Такая у меня, такая же у тебя", при этом используется указательный жест. Оценка действий: принятие задания, осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость, результат, отношение к своей деятельности.

6. Цветные кубики. Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета. Оборудование: цветные кубики — два красных, два (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета). Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находи руке взрослого: "Возьми кубик такой, как у меня". Затем взрослый просит показать: "Покажи, где красный, а теперь — желтый". Затем ребенку предлагают поочередно назвать цвет каждого кубика: "Назови, какого цвета этот кубик". Если ребенок не различает цвета, то взрослый обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета 2 — 3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета, фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

7. Разрезные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две-три части. Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: "Сделай целую картинку". Если ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накла­дывает часть разрезной картинки на целую и просит его доба­вить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание само­стоятельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, резуль­тат.



8. Конструирование из палочек ("молоточек" или "домик"). За­дание направлено на выявление уровня развития целостного вос­приятия, анализа образца, умения ребенка действовать по под­ражанию, показу. Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: перед ребенком строят из палочек фигуру "молоточек" или "домик" и просят его сделать так же: "Построй, как у меня". Если ребенок по показу не может создать "молоточек", взрослый просит выполнить задание по подража­нию: "Смотри и делай, как я". Затем снова предлагает ребенку выполнить задание по образцу. Оценка действий ребенка: принятие задания, характер дей­ствия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, резуль­тат, отношение к результату.

9. Достань тележку (скользящая тесемка). Задание направле­но на выявление уровня развития наглядно-действенного мыш­ления, умение использовать вспомогательное средство (тесем­ку). Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета те­семка; в другом случае — рядом со скользящей тесемкой — ложная. Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесем­ки, которые разъединены между собой на 50 см. Ребенка просят Достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка. Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же он тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможно попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается : невыполнение задания. Фиксируется также отношение к результату, результат.

10. Нарисуй дорожку (или домик). Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылки к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат. Оборудование: карандаш, бумага. Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят: "Нарисуй дорожку", "Нарисуй домик". Обучение не проводится. Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, препосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.