Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы и поведения




 

Аутизм

- «первазивные нарушения развития» по МКБ-10 или ДСМ IV.

- Экстремальное, предельное одиночество ребенка проявляющееся в снижении способностей к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социального развития.

 

История:

С конца 19 века встречаются отдельные разрозненные профессиональные описания детей с аутистическими нарушениями психического развития. В частности Э.М. Итар впервые дал описание болезненной неконтактности, введя слово «autos» - сам.

Е. Блеилер, в 1911 г определил «аутизм», как категорию эгоцентрического мышления при шизофрении. «Аутизм», как сам по себе живущий, встречается в начале формирования шизофрении.

В 1943 г. Американский клиницист Лео Каннер («Аутистические расстройства аффективного общения»), обобщив наблюдения 11 случаев, сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его с. «РДА».

Независимо от Каннера сходные клинические случаи были описаны австрийским ученым Ганс Аспергером в 1944г., как своеобразная форма аутистической психопатии. А в 1947 г. русский исследователь С.С. Мнухин так же пришел к сходным выводам.

 

Возможные причины аутизма:

 

1. Генетические нарушения. Аутизм, может возникнуть как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а так же наблюдаться в виде осложняющего синдрома при разл-х неврологических заболеваниях, в том числе при разл-х метаболических дефектах. Например: синдром хрупкой Х-хромосомы, метаболические нарушения (фенилкетонурии), туберозный склероз. Задействованы височные и лобные отделы ГМ.

Около 50% с синдромом Аспергера имеют близких родственников с таким же синдромом или его типичными симптомами.

При рождении 1 ребенка с РДА, вероятность 2-го 12%, 3-го 80%.

Высокое содержание биогенных аминов, аномалии 11 пары хромосом.

3. Органического происхождения: Патология мозжечка, ствола ГМ, височных долей (в особенности миндалин). По Д.Н. Исаеву: водянка ГМ, патология 3-го желудочка, подкорковая и лобно-теменная атрофия.

Наиб. Распростр-я версия: недостаточность ЦНС, нарушения биохимического обмена.

Так же см. Выготский: аутизм, как 2-й дефект. Где первичные нарушения: сенсоаффективная гипестезия и слабость энергетического потенциала.

3. Психогенного происхождения: Нет прямых док-в. Асоциальное окружение скорее может являться пусковым механизмом, но не первопричиной РДА.

Б Беттельхейм – РДА в результате психической травмы. В основе нарушения материнская депривация, подавление личности ребенка.

В настоящее время принята классификация – «МКБ-10», в которой аутизм рассматривается в группе «общие расстройства психологического развития» (F 84):

F84.0 Детский аутизм

F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга.

F84.02 Детскийий аутизм вследствие других причин

F84.1 Атипичный аутизм.

F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью

F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное рас-во детского возраста

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

Состояния, связанные с психозом, в частности шизофреноподобным, к РДА не относятся.

Все классификации построены по этиологическому либо патогенному принципу. Но картина аутистических проявлений отличается большим полиморфизмом, что определяет наличие вариантов с разной клинико- психологической картиной, разной социальной адаптацией и разным социальным прогнозом. Эти варианты требуют различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

При нерезко выраженных проявлениях аутизма используют нередко термин параутизм. Так, синдром параутизма может нередко наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он может иметь место при таких заболеваниях ЦНС, как: Мукополисахаридозы, или гаргоилизм

«Ядерные» или основные признаки РДА (по Е.С. Иванову):

 

1. Первые признаки вскоре после рождения.

2. Отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения.

3. Стремление к сохранению стабильности окр. среды.

4. Своеобразные страхи.

5. Своеобразие моторики.

6. Нарушение этапности и иерархии в психическом и физическом развитии.

7. Своеобразие речи и ее формирования.

8. Своеобразное сочетание высших и низших эмоций.

9. Интеллектуальная неравномерность.

10. Стереотипия в моторике, речи, игре.

11. Нарушение формулы сна.

12. Недостаточность или отсутствие реакции на дистантные раздражители.

13. Нарушение дифференцировки одушевленных и неодушевленных предметов.

14. Способность к относительной компенсации в сфере быта при наличии постороннего помощника.

15. Возможность регресса психических функций при отсутствии правильного психотерапевтического подхода или позднего начала лечения.

 

 

Синдром Ретта – или «синдром потирания ладоней». Возникает из-за переизбытка амония в крови. Начинает проявляться в возрасте 8-30 (чаще 12-18) месяцев, без видимых причин на фоне нормального или незначительно задержанного моторного развития. В течение 3-6 месяцев начинается постепенный распад уже сформированных речевых, двигательных, предметно-манипулятивных навыков. В этот же период возникают насильственные стереотипные движения рук в виде их потирания, заламывания «мытья» на фоне потери целенаправленных ручных навыков. Постепенно меняется и внешний облик: появляется своеобразное «неживое», «несчастное» или отрешенное выражение лица; взгляд неподвижный, устремленный в одну точку перед собой. На фоне общей заторможенности наблюдаются приступы насильственного смеха, иногда возникающего по ночам в сочетании с приступами импульсивного поведения. Могут возникать судорожные припадки, а так же кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

С трудом вступают в речевое общение, ответы односложны, эхолаличны; бывают периоды мутизма. Характерен крайне низкий психический тонус, ответы носят импульсивный, неадекватный характер.

К 5-6 годам тенденция к регрессу постепенно смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем болезнь опять начинает прогрессировать.

На фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняется эмоциональная адекватность, привязанность.

В конечном итоге развивается глубокое слабоумие, грубый распад всех навыков.

Встречается только у девочек 1: 12500.

 

Синдром Аспергера – (аутистическая психопатия). В основе симптомы РДА в сочетании с относительно сохранным когнитивным потенциалом. Хар-ся сохранным или хорошо развитым логическим мышлением, неравномерностьюзнаний, трудностью в их воспроизводстве.

Социальные нарушения: подчеркнутый эгоцентризм; Коммуникативные: отсутствие желания и способностей к коммуникации со сверстниками.

 

Речь. Развитие речи м\б поздним или запаздывать, но появившись разговорная речь развивается очень быстро. К 5-6 годам выглядит как правильная, педантичная не по годам развитая, похожая на взрослую. Ребенок запоминает речевые штампы, может выглядеть понимающим разговор, но для него очень трудно или невозможно быть собеседником (семантическое прагматическое нарушение языка – неспособность к использованию языка для коммуникации в условиях реальной жизни). Речь необычно модулирована: тональность м\б нарушена (голос или слишком сильный, сиплый, низкий), темп – увеличен или занижен. Слова произносятся излишне ровно, монотонно. В целом, речь часто напоминает декламацию. Склонность к словотворчеству.

Застывшая мимика, бедная жестикуляция, фиксация взгляда на лицах мимолетняя.

Координация двидений нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Создают впечатление крайне неуклюжих людей

В 1989г К. Гиллберг опубликовал диагностические критерии син. Аспергера.

 

Психические функции детей с РДА:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.