Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие

РЕЧЬ

В основе: а) задержка с последующими нарушениями речевого развития; б) мутизм (1\3 случаев).

Ранние проявления – до 2.5 лет.

Характерные особенности:

  • Наблюдаются нарушения импрессивной речи (21% по К.С. Лебединской). Проявляется в отсутствии реакций на обращенную речь; предпочтение тихой, шепотной речи; неспособность к восприятию словесных (грамматических конструкций), особенно контекста. Ребенок с РДА воспринимает дословно, воспринимает отдельно взятые слова как образы. В некоторых случаях письменная речь воспринимается лучше устной. Может наблюдаться повышенная чувствительность к некоторым речевым формам, словам, звукам.
  • Наблюдаются нарушения экспрессивной речи (49%). Отсутствие или запаздывание фаз гуления, лепета (не во всех случаях). Формирование речи либо запаздывает, либо имеет опережающий фразовый характер (по типу речевых штампов).
  • Наличие речевых «штампов», склонность к неологизмам, монологам, аутодиалогам; пристрастие к рифмам, стихам, к чтению, декламированию. Такой ребенок не задает окружающим вопросы, но при этом может увлеченно длительное время декламировать одни и те же стихи. Обращает на себя внимание необычайный темп, ритм, мелодика речи. Например: музыкальный слух, хорошее чувство речевой формы в сочетании с пристрастиями к высокой поэзии.
  • Имеет место избегание речевого взаимодействия как такового. Часто ребенок просто не в состоянии направленно обратиться к другому человеку. В обращенной речи (при ее наличии) используется весьма скудный набор речевых штампов.
  • Для РДА характерны речевые эхолалиии («Эхо» - имя нимфы, наказанной за свою болтливость тем, что могла лишь повторять окончания сказанных другими слов, и «лалос» - слово) длительное отставание в правильном использовании личных местоимений («Я»), в частности ребенок долго продолжает называть себя «ты», «он»; обозначает свои нужды безличными приказами: «дать пить», «накрыть»

Первые проявления: на 1-м году жизни, в виде парадоксальных, вычурных реакций на сенсорные стимулы.

В основе: гиперселективность восприятия; повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность.

1) Непонимание образных выражений, метафор («на нем не было лица»), слов с абстрактным значением («влияние», «гордость»).

2) Любая информация воспринимается буквально; особенно тяжело воспринимается информация на слух

3) Повышенная сенсорная ранимость может проявляться в виде игнорирования на воздействие раздражителя, или в виде бурной аффективной вспышки. Может наблюдаться повышенная чувствительность (т.е. плачь, испуг) к сильным раздражителям или наоборот: повышенная чувствительность к слабым раздражителям (шорох в ночи, страх на привычные раздражители – шум бытовых приборов). Примечательно, что эмоциональная реакция может продолжаться длительное время, даже по завершению воздействия раздражителя. Особенно интенсивными являются реакции на «новизну».

4) Между людьми и предметами отдается предпочтение предметам из-за их стабильности Þ простоты восприятия.

5) Нарушена целостность восприятия. Проявляется в идентификации предметов и явлений по случайно выделенному, часто второстепенному признаку. По этой же причине отмечались нарушения ориентировки в пространстве.

6) Крайне затруднено восприятие лиц. Лицо человека сильный динамичный раздражитель вызывающий у лиц с РДА мгновенное пресыщение и как следствие – желание уйти от контакта.

7) В некоторых случаях наблюдается повышенная чувствительность к запахам (познание мира через обнюхивание и облизывание).

8) Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения собственного тела. Именно по этой причине дети с РДА стремятся получить определенные активные ощущения от раскачивания собственного тела, однообразных прыжков, верчения на месте.

9) В некоторых случаях наблюдаются нарушения тактильного восприятия в виде снижения болевой чувствительности, склонности к самоповреждениям.

10) Нарушения вкусового восприятия в виде чрезвычайной избирательности в еде или недостаточная сформированность в различии съедобного от несъедобного.

 

ВНИМАНИЕ

В основе: крайне низкий уровень активного внимания.

Первые проявления: с раннего возраста негативная реакция (или ее отсутствие) при попытках привлечь внимание ребенка к предметам окружающей действительности.

1) грубые нарушения целенаправленного и произвольного внимания, которые препятствуют нормальному формированию ВПФ.

2) Концентрация внимания может быть усилена при использовании ярких зрительных стимулов, завораживающих детей с РДА (не исключается вероятность испуга).

3) Сильная психическая истощаемость. Внимание устойчиво от нескольких секунд до неск-х минут.

4) Пресыщение внимания может оказаться настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации взаимодействия, а проявляет выраженную агрессию, пытается уничтожить то, чем еще недавно с удовольствием занимался.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмоционально-волевая сфера | Психологическая коррекция расстройств аутистического спектра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.