Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Вводная лекция. Россия в контексте мировой истории




Вводная лекция. Россия в контексте мировой истории

Лекция № 1

 

Цель лекции: опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеоб­щей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономер­ностей становления исторической науки; сформировать у студен­тов знания о формационном, цивилизационном и культурологиче­ском подходах к истории, подвести их к мысли о том, что россий­ская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом разви­тии.

 

1. Понятие «история».

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологиче­ский, цивилизационный.

5. Место России среди других цивилизаций.

 

1. Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состоя­ния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История - наука, исследующая факты, события и про­цессы на базе исторических источников (например: летопи­сей), для установления закономерностей исторического разви­тия общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только пред­полагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и мо­делировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной истории», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде все­го в себе, чтобы были изменения во всем обществе.

 

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества

 

Мы с Вами установили, что история - это наука, наблю­дающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?

Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое... В настоящее время наука дает более 200 опреде­лений понятия «общество». Среди них, такие как:

Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь лю­дей).

Общество - это часть мира, созданная совместно дейст­вующими, сознательно ее преобразующими людьми.

Общество - это совокупность всех способов взаимодейст­вия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Общество - это многообразие отношений между людьми, возникающих без участия государства.

Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:

Общество - это динамичная саморазвивающаяся сис­тема, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.

Главные признаки это системы:

1. Самоорганизация.

2. Саморазвитие.

3. Самодеятельность.

4. Самодостаточность.

Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.

Общество - это живой организм, который имеет собствен­ную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся

8 мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политиче­ская, социальная, духовная сферы жизни общества.

Такие системы, как человеческое общество, физики назы­вают открытыми системами, т. к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис - это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.

Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы., и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталки­вали систему на новый путь развития, по которому она шла до но­вой бифуркации.

Нелинейное развитие общества протекает по следую­щим законам:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.