Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам») общение.

Монологическое – диалогическое общение.

Открытое – закрытое общение.

Стратегии общения.

 

Открытое общение – желание и умение полно выразить свою точку зрения, готовность учесть позиции других. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Закрытое общение – нежелание или неумение выражать свою точку зрения, свое отношение или имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: А) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на повышение компетентности другой стороны; Б) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Одностороннее выспрашивание – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого и в то же время не раскрывает свои позиции.

Истерическое предъявление проблемы – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать жалобы и т.п.

 

Виды общения

1 .«Контакт масок» - формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.п.) – специальный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение – оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или произнесут агрессивные, грубые реплики. Если от собеседника получено желаемое, то к нему теряется интерес и это не скрывается.

3. Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (этот человек – врач, этот – кондуктор и т.п.)

4. Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника. При этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения – симпатия или антипатия к собеседнику. Кодекс делового общения: 1) принцип кооперативности («твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»); 2) принцип достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется для дела в данный момент»); 3) принцип качества информации («не ври»); 4) принцип целесообразности («не отклоняйся от темы, стремись найти решение»); 5) принцип четкости («выражай мысль ясно и понятно для собеседника»); 6) принцип внимательности («умей услышать и понять чужую мысль»); 7) принцип чуткости («умей учитывать индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела»).

5. Душевное межличностное общение – искреннее дружеское общение. Можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет Вас по выражению лица, интонации, движениям. Каждый участник общения знает другого как личность, знает интересы, убеждения, особенности характера и принимает собеседника таким, какой он есть – без прикрас. Каждый участник общения при этом имеет сложившийся образ собеседника и может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман и т.п.).

7. Светское общение. Суть этого общения в его беспредметности. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Затрагивают поверхностные темы. Похоже на контакт масок. Кодекс светского общения: будь вежлив, одобряй и соглашайся, проявляй симпатию и доброжелательность.

 

Тактика общения

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками общения и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

 

Позиции в общении выделяют следующие:

А) Доброжелательность – враждебность:

· Доброжелательная позиция принятия собеседника.

· Нейтральная позиция.

· Враждебная позиция непринятия собеседника.

 

Б) Доминирование – подчинение:

· Доминирование или «общение сверху».

· «Общение на равных».

· Подчинение или «общение снизу».

 

Общение как восприятие людьми друг друга

 

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией (восприятием). Человек вступает в общение всегда как личность и другого человека – партнера по общению, он тоже воспринимается как личность.

Одним из самых простых способов попытаться понять другого человека является уподобление себя ему – идентификация. Это попытка поставить себя на место другого («не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе»).

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия – способ восприятия человека, но это не рациональное осмысление проблем другого (взаимопонимание), а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, сочувствовать другому.

 

Выделяют три уровня развития эмпатии:

 

1. Низший уровень – своеобразная слепота к состоянию, переживаниям другого.

2. Средний уровень – в процессе общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.

3. Высокий уровень – умение сразу войти в состояние собеседника, прочувствовать его переживания на протяжении всего общения.

 

Логическая форма познания себя и других людей – рефлексия. Это попытка логического анализа своего поведения и состояния или поведения и особенностей другого человека. Процесс понимания друг друга может осложняться и усложняться из-за рефлексии. Здесь под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга (представление о том, как другой человек понимает меня).

 

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

1. Эффект предварительного знакомства. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у Вас задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, Вам рассказывали, что этот человек не честный и Вы, еще не общаясь с ним лично, уже ждете, что он вас может обмануть.

2. Эффект стереотипа. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми другой человек заранее относятся к определенной категории, и Вы в процессе общения имеете установку на поиск черт, подтверждающих правильность вашей стереотипной установки.

3. Эффект торопливости. Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная исчерпывающая информация.

4. Эффект структурирования. Безотчетное структурирование личности другого человека. Логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, а всякое понятие, которое не вписывается в сложившийся образ, отбрасывается. Например, если человек вспыльчивый, неаккуратный – значит он плохой. При этом то, что он добрый и честный не учитывается.

5. Эффект «ореола» - первоначальное отношение к какой-то одной частной характеристике личности переносится на весь образ человека, а затем это общее неполное впечатление о человеке влияет на оценку отдельных его качеств. Так, если в начале знакомства человек произвел впечатление очень доброго, то в дальнейшем все его поступки, опровергающие это впечатление, все равно будут восприниматься как проявление своеобразной доброты.

6. Эффект проецирования – другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и чувства.

7. Эффект первичности – первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, остается очень существенной или малозабываемой и способна влиять на все последующее отношение к этому человеку.

8. Эффект собственного настроения. На восприятие другого человека Вами влияет Ваше собственное настроение. Если оно мрачное – первое впечатление о собеседнике может стать негативным, если настроение хорошее, то и собеседник вам понравится.

9. Эффект глухоты. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке.

10. Эффект консерватизма. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, которые изменились со временем. То есть когда однажды составленное мнение не меняется, несмотря на то, что накапливается о нем новая информация.

11. Эффект последней информации. Получение последней негативной информации о давно знакомом Вам человеком может повлиять на Ваше отношение к нему, может перечеркнуть все прежнее сложившееся мнение о нем.

 

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция – это объяснение субъектом причин и методов поведения других людей

 

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Эффект сопровождающих событий – те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Эффект необычности – если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-то уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной поступка.

3. Эффект равновероятных возможностей. Неверное объяснение поступков часто бывает тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для интерпретации поведения и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать вариант, который его больше устраивает.

4. Эффект недооценки ситуации. Недооцениваются особенности ситуации, спровоцировавшей тот или иной поступок, и переоценивается влияние черт характера. Поведение других людей мы часто склонны объяснять, например, сложностью их характера, а свое поведение – как результат влияния ситуации. Таким образом, часто от других людей ожидают, что они должны сами отвечать за свои поступки, в то время как ответственность за собственные поступки перекладывается на обстоятельства.

5. Эффект влияния культуры. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Восточная философия часто трактует поведение, как результат ситуации, влияния извне, предопределенности событий Свыше.

 

Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как Вы его воспринимаете, что чувствуете в связи с Вашим отношением.

 

Правила обратной связи:

1. Правило конкретности. Надо говорить человеку, с каким именно поведением и поступками связано Ваше то или иное отношение к нему.

2. Правило возможности перемен. Если говорить собеседнику о том, что Вам в нем не нравится, надо стараться в основном отмечать те характеристики, которые ваш собеседник мог бы при желании изменить.

3. Правило безоценочности. Не следует давать вслух оценок собеседнику как личности. Обратная связь – это не информация для собеседника о том, что он из себя представляет, по Вашему мнению, это в большей степени сведения, необходимые Вам о себе в связи с этим человеком. Это информация о том, как именно Вы воспринимаете данного человека, что Вам в нем нравится или не нравится. Ваш собеседник, чаще всего не настроен слушать Ваше мнение по поводу специфики его характера.

Ощущения

 

Познавательные процессы служат неразрывными частями процесса отражения действительности.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо наличие воздействующих на органы чувств объектов, которые называются в данном случае раздражителями. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга дает ощущение. Ощущение – наиболее примитивный познавательный процесс, тем не менее, что бы ощутить что-либо необходимо осознать наличие раздражителя и его воздействия на тот или иной рецептор. Ощущение является познавательным процессом, так как этот процесс невозможен без сознания.

Ощущение дает отражение отдельных свойств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств, в то время как восприятие – это целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Ощущения с одной стороны объективны, так как в них всегда отражается внешний раздражитель, а с другой стороны субъективны, поскольку зависят от состояний нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

 

Принято подразделять ощущения на три основных класса (классификация И. Шеррингтона):

1. экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Их, в свою очередь, делят на дистантные (зрительные, слуховые), возникающие при воздействии раздражителя на определенном расстоянии, и контактные (осязательные, вкусовые), возникающие при непосредственном контакте с раздражителем. Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.

2. интероцептивные (органические) – отражают то, что происходит внутри организма (ощущения голода, жажды, боли, давления и т.п.). Наиболее древней является органическая, прежде всего болевая чувствительность. Интероцептивные ощущения возникают от рецепторов внутренних органов и сигнализируют о функциях последних. Эти ощущения образуют органическое чувство – самочувствие человека.

3. проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях. С их помощью мы узнаем о движениях и расположении тела.

 

Общую массу экстероцептивных ощущений подразделяют на дистантные, которые возникают при воздействии раздражителя, находящегося на определенном расстоянии от тела (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые) – при непосредственном воздействии на тело. Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение – с одной стороны мы ощущаем запах на расстоянии от источника запаха, с другой стороны, это происходит только тогда, когда молекулы вещества попадают на обонятельные рецепторы.

 

Наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая) чувствительность, затем появились контактные формы. Самыми эволюционно молодыми являются слуховые и зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (более 80-ти процентов всей информации), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

 

Зрительные ощущения. Возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

 

Слуховые ощущения. Раздражителями для слуховых ощущений служат звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20.000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трём видам – речевые, музыкальные, шумы.

 

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма.

 

Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

 

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворённых в слюне и воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, нёба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

 

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая.

Система тактильной чувствительности (ощущения давления. Прикосновения, фактурности, вибрации) охватывает всё человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о положении тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а так же информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.

 

Если прикоснуться к поверхности тела, а затем сильнее надавить на него, то это может вызвать болевое ощущение. Таким образом тактильные ощущения дают знания о качествах предмета, а болевые свидетельствуют о необходимости отдалиться от раздражителя и сопровождаются ярко выраженной эмоциональной окраской – эмоциональным тоном.

 

Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже человека – неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – передняя часть грудной клетки.

 

Статические ощущения. Они сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

 

Особое место в жизни человека занимают интероцептивные (органические) ощущения. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. К органическим ощущениям относят, в первую очередь, чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе.

 

Рецепторы, посредством которых мы получаем ощущения называют анализаторами. В соответствии с качествами анализаторов и их особенностями выделяют некоторые характеристики ощущений, связанных с ними:

1. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно своему назначению воспринимать анализатор.

2. Дифференциальный разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как два различных.

3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

4. Интенсивность ощущения – способность различать насколько интенсивно воздействует раздражитель.

5. временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения, то есть для осознания, что воздействие было произведено.

6. Пространственный порог - способность определять минимальный размер раздражителя, при котором возникает ощущение.

7. Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения (осознания воздействия).

 

Различают 2 основные формы изменения чувствительности:

 

1. Адаптация – изменение чувствительности к воздействию раздражителей с целью приспособления к изменяющимся внешним условиям. Чувствительность может повышаться (например, если выключить свет, первое время в темной комнате ничего не видно, затем зрительная чувствительность повышается и появляются зрительные ощущения – мы начинаем различать предметы), или понижаться (привыкание к сильному запаху, яркому свету, к шумам).

2. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (например, когда болит голова – часто повышается чувствительность к звукам и свету).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ

 

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является познавательной функцией, лежащей в основе психического развития и обучения.

Образы предметов или явлений реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, то есть образовать ассоциацию.

 

С физиологической точки зрения ассоциации представляют собой врéменную нервную связь, (связь между отростками нервных клеток).

 

Различают несколько типов ассоциаций:

 

· Ассоциация по смежности – объединяются два явления, связанные во времени и в пространстве. Например, если студент вспоминает, на какой лекции он присутствовал час назад, то одновременно он может вспомнить в какую одежду был одет его сосед в аудитории на этой лекции.

· Ассоциация по сходству – связываются два явления, имеющие сходные черты и при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, оранжевый небольшой мячик может напомнить апельсин своим внешним видом (он на него похож).

· Ассоциация по контрасту – связываются два противоположных явления. Например, услышав слово «день», мы можем вдруг вспомнит слово «ночь» или если кто-то рассказывает нам историю из своей жизни, мы можем вдруг вспомнить, что в подобной ситуации мы вели себя противоположным образом.

· Сложные ассоциации по смыслу – связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны – часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

 

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, то есть требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.

Более важным для образования ассоциации является деловое подкрепление, то есть включение того, что требуется запомнить, в деятельность.

 

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Причем, узнавание происходит только при повторной встрече с объектом (например, Вы узнаете человека на улице, так как видели его уже раньше), а воспроизведение происходит без повторной встречи (например, вы воспроизводите выученный ранее материал на экзамене при условии, что не пользуетесь шпаргалками).

 

Выделяют различные виды памяти в соответствиями с ее функциями:

1. Непроизвольная память. Информация запоминается сама собой без специального заучивания в ходе выполнения деятельности, без участия воли. Эта память сильно развита в детстве, так как до трех - пятилетнего возраста ребенок непроизвольно запоминает огромное количество информации, необходимой для адаптации в окружающей природной и социальной среде (учится владеть своим телом, учится говорить, приобретает множество понятий в процессе знакомство с внешней средой). В дальнейшем, у взрослых она ослабевает.

2. Произвольная память - «происходящая из воли» (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Требуются специальные волевые усилия.

Эффективность произвольной памяти зависит от ряда факторов:

· От целей запоминания (насколько прочно и на какое время хочет запомнить информацию человек). Если цель – выучить только для того, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго (вдруг в дальнейшем пригодится), то информация забудется в значительно меньшей степени.

· От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

А) механическое дословное многократное повторение. Здесь работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

Б) логический пересказ – необходимо логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. При этом работает логическая память (смысловая). Это вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше механической;

В) образные приемы – перевод информации в зрительные образы, графики, схемы, картинки. Работает образная память. В свою очередь, образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. Человек, например, может почувствовать запах и в памяти сразу возникнет образ того события, когда он уже чувствовал этот запах. В этом случае мы говорим про образную обонятельную память и т.д.;

Г) мнемотехнические приемы – специальные приемы для облегчения запоминания (раньше часто завязывали узелок на носовом платке и говорили - «узелок на память», теперь бывает, что мы рисуем крестик или точку на руке ручкой, чтобы потом, глядя на рисунок, вспомнить что-то).

 

Способность постоянно накапливать информацию является важнейшей особенностью психики. Память есть у всех живых существ. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации.

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти (еще ее называют мгновенная память). Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунды.

Если полученная таким образом информация зафиксируется высшими отделами головного мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или воспроизведения, пока информация обрабатывается высшими отделами и интерпретируется). Это второй уровень – кратковременная память.

Информация, подобная нескольким последним словам предложения, только что услышанного Вами, номерам телефонов, чьим-то фамилиям и т.п. удерживается кратковременной памятью в ограниченном объеме: Объем кратковременной непроизвольной памяти в среднем составляет 5-9 единиц информации в единицу времени. Так, Например, предложение из пяти слов будет содержать 5 единиц информации, семизначный номер телефона содержит 7 единиц информации. А если Вы будете вспоминать во что был одет случайно на одно мгновенье увиденный незнакомый Вам человек, то каждая деталь его одежды – тоже единица информации и Вы сможете вспомнить примерно 5-9 деталей, особенно бросившихся Вам в глаза. Только делая сознательные усилия, повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время. Следовательно, кратковременная память все же поддается сознательной регуляции и может контролироваться и тренироваться человеком. Главное добиться, чтобы единицы были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален.

Итак, любая информация, коснувшаяся высших отделов головного мозга, вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью, либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения.

обеспечивает длительное сохранение информации.

 

Она бывает двух типов:

 

А) долговременная память с сознательным доступом ( т.е. человек может по своей воле извлечь из памяти, вспомнить нужную информацию);

Б) закрытая долговременная память (в естественных условиях человек не имеет к ней доступа), которая открывается только в экстренных случаях – во время гипноза, во время событий, угрожающих жизни, при сильном шоке, нервном потрясении и т.п.

 

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей сиюминутной задачи. Например, чтобы решить задачу о том, с какой скоростью едет поезд из пункта «А» в пункт «Б» (если расстояние между ними равно 40 километров, а это расстояние поезд проезжает за 0, 5 часа), из кратковременной памяти в оперативную поступают конкретные цифровые данные из задачи, а из долговременной памяти в нее поступает информация об алгоритме решения подобных задач в целом, который был известен Вам ранее.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливает информацию в течение дня. Во время ночного сна промежуточная память очищается за счет перераспределения информации, накопленной за день по структурам долговременной памяти. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент нужной информации.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или кратковременным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но даже не узнается. Частичное забывание происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, или когда узнает, но не может воспроизвести.

Забывание может быть обусловлено различными факторами. Наиболее очевидный из них – время. Со временем большое количество информации, которая не является актуальной на данный момент забывается. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после него.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивное торможение. Отрицательное влияние последующей за запоминанием деятельности называется ретроактивное торможение. Проактивное и ретроактивное торможения наступают, когда до или после заучивания выполняется сходная деятельность. Например, Вы сначала читаете интересную книгу, а потом сразу беретесь за чтение конспектов или что-то читаете сразу после заучивания. Тяжелая физическая работа до или после заучивания материала тоже негативно сказывается на его запоминании и последующем воспроизведении.

Забывание зависит также от того насколько активно и часто используется уже зафиксированная в памяти информация. Забывается быстрее то, в чем нет больше потребности.

Забывание может наступить и в результате работы защитных механизмов нашей психики в том случае если информация несет в себе травмирующие воспоминания.

 

Другие виды памяти:

В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать, вязать, водить машину и т.п.). Затем формируется образная память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Практически одновременно с двигательной формируется и эмоциональная память – запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий.

 

Расстройства памяти.

 

Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Тем не менее, встречаются как временные изменения работы памяти, так и более постоянные нарушения.

Бывает, что в результате сильного возбуждения, лихорадочного волнения, приема наркотических средств, гипноза и т.п. воспоминания вдруг становятся живее, детальнее, чем обычно, воспроизводятся самые мелкие подробности, о которых Вы даже не подозревали, что их помните. В этом случае говорят о гиперфункции памяти.

Нарушение эмоционального равновесия, чувство неуверенности, тревоги задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Тогда человек в самой яркой форме постоянно вспоминает какой-либо один или несколько своих самых плохих эпизодов из жизни. Изгнать подобные воспоминания из сознания практически невозможно, они возвращаются вновь и вновь. Часто по этой причине люди начинают употреблять алкоголь и другие одурманивающие средства – «чтобы забыть». В результате возникает болезненная зависимость от них. И как только их действие заканчивается – «память совести» просыпается вновь.

Значительно чаще встречается ослабление функций памяти. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т.п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причины: алкоголизм, травмы головы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т.е. новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. События юности и детства помнятся гораздо дольше.

Быстрее люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий.

Нарушение непосредственной памяти или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события. Человек забывает, что он только что делал, кого видел, что сказал и т.п. Поэтому накопление нового опыта становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраниться. Синдром может проявляться временно, например после сильного ушиба, или сильного потрясения, а затем способность к запоминанию нового восстанавливается в той или иной степени. Бывает, что он проявляется постоянно, тогда человек живет исключительно прошлым.

Могут наблюдаться нарушения динамики памяти. Человек то запоминает хорошо, то вдруг плохо. Например, человек заучивает 10 слов. После третьего предъявления он запомнил 6 слов, а после пятого – может вспомнить лишь 3, а после шестого предъявления – опять 6 и т.п. такое нарушение часто наблюдается у людей с сосудистыми заболеваниями мозга, после мозговых травм, после интоксикаций, как проявление быстрой истощаемости.

Возможны нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания (рисунки, символы и т.п.) не помогают, а, наоборот, затрудняют работу памяти. Человек долго тратит уйму времени для того, чтобы вспомнить для чего нужен тот или иной знак, вместо того, чтобы просто вспомнить нужную информацию.

При полноценном функционировании памяти наблюдается так называемый «эффект Зейгарник», то есть незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Скажем, если Вы долго учили какую-то тему, будучи уверенными, что Вас спросят, а Вас не спросили – Вы дольше будете помнить этот эпизод из Вашей жизни по сравнению с завершенной ситуацией – если бы преподаватель Вас спросил, как Вы и ожидали. При многих нарушениях памяти, наоборот, незавершенные действия забываются быстрее.

Интересны факты обманов памяти. Это может быть крайне односторонняя избирательность воспоминаний, ложные воспоминания и искажения памяти. Обусловлены они обычно сильными неудовлетворенными желаниями и потребностями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а потом «забывает» об этом и искренне уверяет, что ничего не получал. Переубедить его практически невозможно в этом случае. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом – большая редкость. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, что человек переживал в действительности и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний может наступить их полная персонификация, то есть человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли и идеи.

 

Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относят: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность относят: характер запоминаемого материала, количество материала, наглядность материала, его осмысленность и понятность, его связность, особенности обстановки во время запоминания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды внимания | Понятие об эмоциях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.