Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь истории экономики с другими экономическими дисциплинами и всеобщей историей. Функции истории экономики. Методы исследования




Система экономических наук и место в ней истории экономики.

По курсу

«История экономики»

Тема 1. Методологические основы курса «История экономики»

Предмет истории экономики. Значение изучения истории хозяйственных механизмов стран в разные периоды их развития, отдельных экономических процессов, влияющих на развитие хозяйства, истории экономических институтов и категорий, экономической политики государства.

Проблемы периодизации экономической истории. Первобытная эпоха как первый этап в истории человечества. Присваивающее и производящее хозяйство. Коллективный характер труда. Половозрастное разделение труда. Общественное разделение труда и его этапы.


Экономическая история (история экономики) как наука зародилась под влиянием бурного экономического прогресса в Западной Европе во второй половине XIX в., выделившись из политической экономии. На рубеже XIX-XX вв. она стала преподаваться как самостоятельный предмет в европейских университетах. Прежде всего в тех, которые руководствовались прагматическими интересами – подготовка управленческих кадров, призванных осуществлять эффективные хозяйственные реформы.

В настоящее время дисциплина «История экономики» изучается во всех зарубежных и отечественных высших учебных заведениях, готовящих экономистов, финансистов, юристов, политологов, социологов и других специалистов.

Предметом изучения учебного курса «Истории экономики» служит хозяйственная жизнь народов разных стран на различных этапах исторической эволюции - от первобытно - общинного строя до наших дней.

Структурными уровнями науки являются: эволюция способов производства и хозяйственных механизмов; история отраслей хозяйства и отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция), история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др.).

История мировой экономики тесно связана с другими общественными и экономическими дисциплинами. Наряду с экономической теорией и историей экономической мысли она является фундаментальной, так как обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хозяйственном развитии человечества.

В системе обществознания история экономики выполняет ряд важных функций. Среди них аккумулирующая (сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта); пропедевтическая (подготовительная – освоение содержания базовых экономических терминов); мировоззренческая (формирование научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества); формирование реализма экономического мышления; методологическая (обогащение экономической теории примерами хозяйственной жизни, проверка научности и правдивости политико-экономического анализа, научное обоснование новых экономических теорий и др.).

Существует два основных подхода к исторической мысли. Идеалистическая концепция сводится к признанию первичности духа и сознания. Материалистическая по отношению к сознанию людей первичной считает материальную жизнь. Современная историко-экономическая наука основана на диалектико-материалистическом методе, рассматривающем общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, определяемый объективными закономерностями.

В историко-экономической науке применяются специальные исторические методы исследования: хронологический (изложение материала в хронологической последовательности); синхронный (одновременное изучение событий в хозяйственной жизни разных стран и континентов); дихронный (метод периодизации); историческое моделирование. К новейшим методам относятся: количественный (математический) и метод социологических исследований и социальной психологии.

Главная задача дисциплины - подготовка компетентного специалиста с развитым стратегическим и оперативным экономическим мышлением, способного понимать суть экономических процессов, причины успехов или неудач хозяйственной политики той или иной страны в определенную историческую эпоху. Ее изучение способствует, наряду с другими дисциплинами гуманитарного, общеэкономического и специального циклов, усилению воспитательного компонента, расширению кругозора, формированию достойной личности российского патриота и гражданина.

Важной проблемой историко-экономический науки является изучение факторов, оказывающих определенное влияние на ход и результаты хозяйственного развития. Среди них такие факторы как: научно-технический прогресс в средствах коммуникации; степень обеспеченности энергией и виды энергии; исторические традиции и национальная психология; климат и природные условия среды обитания; система правовых отношений и религиозные воззрения и др.

Одной из основ исторического метода в исследовании развития хозяйства является периодизация истории экономики. При всем разнообразии вариантов периодизации их можно свести к трем группам: «восхождение от низшего к высшему», «теории цивилизаций» и «исторический круговорот».

Среди теорий, трактующих экономическую историю человечества как восхождение от низшего к высшему, можно назвать концепции С.Е. Десницкого, Л.И. Мечникова, Б. Гильдебранда, К. Бюхера, К. Маркса, У. Ростоу, Д. Белла, А. Турена, О. Тоффлера.

Так, русский просветитель С.Е. Десницкий исходил из идеи постоянного усложения форм хозяйственной жизни и выделял стадии собирательства, скотоводства, земледелия и коммерческого состояния общества.

Русский ученый Л. И. Мечников в основу периодизации положил степень развития водных путей сообщения: речной период (период древности), средиземноморский (эпоха Средневековья), океанический (Новое и Новейшее время).

Немецкий ученый Б. Гильдебранд также выделял три стадии развития экономики, но уже по способу обмена продуктами: естественное хозяйство средних веков (преимущественно натуральное); денежное хозяйство, под которым понималось хозяйство, основанное на обмене товаров посредством денег; кредитное хозяйство, характеризующееся тем, что обмен основывается на доверии, а кредит постепенно устраняет господство денег и капитала и преобразует капиталистический мир на началах справедливости.

В свою очередь, немецкий ученый К. Бюхер полагал, что в основе периодизации следует считать интенсивность обмена благами: замкнутое домашнее хозяйство (хозяйство обмена); городское хозяйство (производство на внешнего потребителя, работа на заказ); народное хозяйство (товары проходят несколько операций обмена еще на стадии производства, прежде чем доходят до потребителя).

Пожалуй, одной из самых значимых попыток создания теории периодизации социально-экономической истории человечества была предпринята К. Марксом, сумевшим уловить и описать генеральную тенденцию развития человечества.

Предложенная К. Марксом теория получила название формационной. В ее основе лежит утверждение о том, что общество – это продукт взаимодействия людей, а главный фактор, характеризующий данное общество, – развитие производственных отношений образует основу общественно-экономической формации. К. Маркс выделил и исследовал следующие общественно-экономические формации с присущим им способом производства и трудовыми отношениями: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. При этом он рассматривал историю как линейно-прогрессивный процесс смены низших общественных форм высшими, как процесс последовательного движения человечества от одной стадии к другой. Этот процесс имеет прогрессивный характер с технической, экономической и социальной точек зрения. Каждая последующая стадия развития хозяйства и общества оказывается выше предыдущей, и исторический прогресс неотвратим.

Взгляды К. Маркса на историю как линейно-прогрессивный процесс движения низших общественно-экономических формаций к высшим зачастую подвергается критике.

В частности, марксистская периодизация по формациям подтверждается лишь применительно к странам западной цивилизации на относительно коротком временном промежутке. В то время как большое количество фактов социально-экономической истории не «вписывается» в рамки его достаточно стройной теоретической конструкции.

Вместе с тем, несмотря на критику марксизма, многие авторы поддерживают идею поступательного развития человечества, идею прогресса.

Так, американский социолог У. Ростоу, положив в основу периодизации такие технико-экономические характеристики как уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе, структура потребления, обосновал следующую схему стадийного роста.

1. Традиционное общество с примитивной ручной техникой, незначительным объемом производства на душу населения, высоким удельным весом сельского хозяйства, преимущественно непроизводительным использованием национального дохода (Продолжительность стадии до XVIII в.)

2. Период подготовки предпосылок для подъема, появление новых типов предприимчивых людей, создание централизованных государств, образование рыночных институтов для мобилизации капитала (Эта стадия длится от двух до трех десятилетий)

3. Подъем, обусловленный созданием новой техники и новых отраслей производства, значительным повышением удельного веса сбережений в национальном доходе, переходом власти к буржуазии (Для разных стран этот процесс продолжается несколько десятилетий).

4. Период индустриального общества – достаточно длительный этап технического прогресса, ускоренной урбанизации, высокой (до 20 %) доли инвестиций в национальном доходе. При этом рост производства опережает рост населения.

5. Период общества потребления, который характеризуется повышением реального дохода на душу населения, сдвигом от предложения к спросу, от производства к потреблению.

У. Ростоу решающим этапом развития экономики считает кратковременную стадию подъема – «взлета». Именно она характеризуется резким ускорением роста одной или нескольких ведущих отраслей промышленности, стимулирующих подъем всей экономики. В дальнейшем У. Ростоу к пяти «стадиям роста» добавил шестую – поиск качества жизни, где на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Заметно приблизились к формационной теории периодизации заключения американских ученых О. Тоффлера, Д. Белла и французского социолога А. Турена. Они выделили в истории человечества три стадии (эпохи): доиндустриальная (традиционная), индустриальная и постиндустриальная.

В основу изучения курса истории экономики (экономической истории) положены теории К. Маркса, а также Д. Белла, А. Турена и О. Тоффлера, которые следует рассмотреть более углубленно.

Доиндустриальная эпоха включает в себя такие формации, как классическая рабовладельческая, азиатская и феодальная. Они находятся на аграрной стадии развития, где основной отраслью производства является сельское хозяйство. Главным объектом собственности служит земля, а главная политическая сила общества – землевладельцы. Почти все работники заняты в непосредственном производстве предметов потребления, в основном продовольствия. Механизмы обмена не развиты. В зачаточном состоянии находятся процессы урбанизации. В качестве главного ресурса здесь используется сырье, а не энергия. Извлечение продуктов осуществляется из природных материалов, а не их производство. Поэтому наиболее интенсивно используется труд, а не капитал.

Индустриальная эпоха включает капиталистическую формацию и находится на промышленной стадии развития. Здесь основной отраслью производства становится крупная индустрия, промышленный и финансовый капитал – основной объект собственности. А главной политической силой общества являются собственники капитала. И если доиндустриальное общество внутренне статично и развивается за счет внешних толчков (угрозы завоевания, изменения природных условий), то в индустриальном обществе начинает работать внутренний двигатель – зарождается особый предпринимательский дух, подталкивающий к непрерывному движению. Теперь на смену естественному миру, где правят рок и случай, приходит технический мир, определяемый рациональностью и прогрессом.

В свою очередь, постиндустриальная эпоха, подразумевает своеобразный выход за пределы «экономического общества». Главной отраслью производства становится сфера услуг. Ведущую роль приобретают наука и образование. Главным объектом собственности выступает информация. Главной политической силой являются ученые и профессиональные специалисты (менеджеры высшего уровня).

Если противопоставить постиндустриальное общество доиндустриальному и индустриальному по важнейшим направлениям, то следует соответственно отметить:

1) Изменение роли производственного ресурса: информация – сырье – энергия;

2) Характер производственной деятельности: обработка – добыча – изготовление;

3) Технология: наукоемкая – трудоемкая – капиталоемкая.

При этом в основе социально-экономических изменений лежат изменения в производительных силах общества – три технологические революции: открытие и использование силы пара; электричество и химия, обусловившие переход к монополистической стадии развития экономики; и наконец, появление компьютеров, развитие системы телекоммуникаций, которые привели к формированию постиндустриального общества.

Вместе с тем, рассмотренный выше формационный подход, довольно стройный и убедительный, по-своему игнорирует многообразие и многовариантность исторического развития и порою не всегда пригоден для исследования экономической истории отдельных стран и народов. Поэтому формационный (или стадиальный) подход целесообразно дополнить подходом, отражающим особенности исторического развития национальных экономик.

Так, цивилизационный подход на первый план выдвигает идеи неоднородности человеческого развития: культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические и другие особенности отдельной страны. С достаточной степенью условности под цивилизацией понимаются замкнутые общества, отличающиеся формами духовной и материальной культуры.

Русский ученый Н.Я. Данилевский считал, что цивилизацию определяют культурная, религиозная, политическая и экономическая основы. Неравномерность их развития тормозит поступательное движение народов.

Английский ученый А. Тойнби определил всемирную историю как сумму специфических, не связанных между собой цивилизаций. Каждая из них проходит определенные стадии в своем развитии: зарождение, расцвет, упадок, гибель. Цивилизации соприкасаясь не могут избежать влияния друг на друга, однако это воздействие не может принципиально изменить характер данной цивилизации и самобытность каждой культуры: систему хозяйства, повседневный уклад жизни, особенности национального менталитета и др.

А. Тойнби выделил тринадцать основных цивилизаций, пять из которых он назвал великими. Среди них наиболее активной из пяти, существующих с древности до наших дней, он назвал западную, которая оказала значительное влияние на другие цивилизации. В числе других великих цивилизаций: дальневосточная (Китай), индусская (Индия), ближневосточная (Исламская), восточнославянская (Православная).

В человеческой истории насчитывается около 30 цивилизаций, многие из которых погибли, не оказав значительного влияния на развитие человечества. А. Тойнби считал, что жизнеспособность цивилизации определяется прежде всего прогрессом в производительных силах и ростом производительности труда, овладением жизненной средой, способностью избегать ситуаций, решение которых не зависит от данного общества, и наличием интеллектуальной элиты (творческого меньшинства).

Современная цивилизационная теория отмечает, что в своем развитии мировая история прошла следующие этапы:

1) локальные цивилизации (шумерская, эгейская, др.);

2) особенные цивилизации (индийская, европейская);

3) глобальная человеческая цивилизация, когда мировое сообщество оформилось и стало выступать как единый целостный организм.

В особую группу периодизации можно выделить теории исторического круговорота. Так, итальянский ученый Дж. Вико полагал, что развитие всех народов идет по циклам, историческим кругам. Немецкие историки И. Г. Гердер историю народов сравнивал с возрастными циклами жизни человека, Э. Мейер представлял историю человечества в виде ряда замкнутых циклов, где присутствует как свободный и наемный, так и принудительный труд.

 

1. Первобытная экономика; этапы ее развития.

Первобытно-общинная эпоха - самый длительный период в истории развития человечества, в котором произошло зарождение опыта хозяйствования далеких предков, имеющего непреходящее значение для поколений всех времен. В ряде регионов мира эта формация длилась от миллионов лет назад до IV- III тыс. до н.э., а в некоторых районах земного шара она сохранилась с определенными изменениями и поныне. ля производственных отношений характерно: сочетание коллективной общинной и семейной собственности, разделение труда по полу и возрасту, низкий уровень развития производительных сил, простая кооперация труда, неразвитость обмена, уравнительное распределение, чрезвычайная зависимость от природных стихий.

История первобытного хозяйства подразделяется на ряд этапов, от присвающего хозяйства, неолитической революции к производящему хозяйству. Каждый из них отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготовлялись, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

Выделяются предыстория хозяйства и материальной культуры (до 1 млн. лет назад); примитивно ­присвающее хозяйство (до 40 тыс. до н.э.); развитое присвающее хозяйство (до 20 тыс. до н.э.); зарождение производящего хозяйства (до 9-8 тыс. до н.э.), эра производящего хозяйства (4-3 тыс. до н.э.).

Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Видимо здесь в комплексе действовали экономические, экологические, специальные, духовные факторы, важнейшими из которых были:

1. Истощение запасов дичи и полезных растений, что вызвало настоятельную потребность в восполнении потерь.

2. Количественный рост населения, когда производство пищи стало причиной и следствием демографического сдвига.

3. Достаточно высокий технический уровень орудий труда и производства (более совершенная шлифовка и сверление, разработка подземных отложений кремня, появились шахты, широкое использование обсидиана – твердого вулканического стекла, жатвенные ножи, лодки-долбленки, лыжи, сани, посуда, серпы и мотыги, сети, капканы, ткачество и др.)

4. Накопление зачатков знаний, в частности фармакологических и медицинских и др.

5. Наличие благоприятных природных условий, развитие земледелия и животноводства.

Прогресс в хозяйственной деятельности людей, отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы производства создавали благоприятные предпосылки для обмена. С помощью обмена люди стремились получить прежде всего какие-либо редкие вещи или труднодоступное сырье. В качестве обменного эквивалента разные народы использовали различные вещи, чаще всего скот. С появлением металла изготовленные из него престижные изделия иногда выполняли роль «первобытных денег».

В определенный момент развития стали выделяться старейшины родов, племенные вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны, направленные на захват земель. В их руках накапливались материальные ценности и т.д.

Возникновение частной собственности привело к разложению первобытного строя, распаду общины, которая прошла три стадии:

1. родовая, или кровнородственная, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном использовании и владении землей кровными родственниками;

2. земледельческая, в которой собственность на территорию сочеталась с разделом пахотных участков большими семьями;

3. соседская, или община-марка, в которой преобладала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на других угодьях.

Этапы развития разделения труда: отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, торговли от ремесла.

2. Экономика Древнего мира

Переход к земледелию, разложение общины, расширение рамок частной собственности вызвали имущественное и социальное неравенство, обусловили образование государства. Процесс складывания классовых обществ не был синхронным. Одни народы создали свои государства в IV-III тыс. до н.э., другие после распада Римской империи в начале нашей эры, третьи – в XVIII – XIX вв. н.э. Причем ранее всего они возникли в тех областях, где продуктивность земледелия было особенно значительна (ирригационное земледелие).

Достаточно высокий для своего времени уровень экономического развития был достигнут странами ^ Древнего Востока (государства Месопотамии, Египет, Китай, Индия и др.), как было отмечено выше, на основе ирригационного земледелия. Здесь наметился значительный культурный и социальный прогресс, активную роль в организации хозяйства играли государственные структуры.

Общими чертами хозяйственного развития древневосточных («азиатских») цивилизаций были:

1. Сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытному строю и раннеклассовому обществу;

2. Устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных каналов, что требовало усилий значительного количества людей;

3. Устойчивость государства, взявшего на себя функции распоряжения ирригационными и всеми общественными работами;

4. Слабое развитие частной собственности на землю;

5. Появление больших городских поселений и городов, социальная дифференциация и ремесленная специализация населения;

6. Использование рабского труда, но рабство было патриархальным. Производство было направлено на создание не товаров, а средств существования рабовладельцев и рабов;

7. Отраслевую структуру экономики составляли сельское хозяйство и ремесло его обслуживающее.

8. Увеличение роли обмена и торговли, сосредоточение функций управления ею в руках государства.

В отличие от древневосточных, античные государства (Древняя Греция, Древний Рим), где также сначала существовало патриархальное рабство. По мере развития производства, товарно-денежных отношений оно уступило место так называемому классическому рабству. Античное рабство характеризовалось высокой степенью эксплуатации рабов, стремлением получить максимальную выгоду от их труда. Рабы считались живыми орудиями труда, «говорящими орудиями», были лишены всех прав. Отраслевую структуру составляли ремесло, торговля, сельское хозяйство. Характерной чертой экономики было существование полисной собственности на землю – своеобразного сочетания общинной и частной собственности.

Важным условием развития рабовладельческого хозяйства являлись постоянные, победоносные войны. Когда те или иные военно-политические причины приводили к прекращению притока рабов, рабовладельческое общество приходило в упадок.

Причинами падения античных рабовладельческих государств стали: острый социально-экономический конфликт, система колоната, восстания рабов, появление слоя люмпен-пролетариев, нашествие варваров. В 476 г. (V в. н.э.) под ударами варваров пала Западная Римская империя, что стало условной датой окончания античной цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.