Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы С.Витте и П.Столыпина




Формирование общероссийского хозяйственного рынка.

Реформы крепостнических отношений.

Рост мануфактурного производства, виды мануфактур. Причины экономического отставания России от стран Западной Европы.

Предпосылки и особенности первоначального накопления капитала в России. Этапы, особенности и черты промышленного переворота в России и развитие крупной промышленной индустрии, кризис крепостнического хозяйства в 30-50-х гг. ХΙХ в., отмена крепостного права и развитие капитализма в сельском хозяйстве в 60-90-е гг ХΙХ в., пореформенное развитие промышленности и формирование внутреннего рынка.

 

Особенностями формирования предпосылок капиталистического хозяйства в России стало формирование крупного производства в форме государственных предприятий, так как централизованное государство здесь возникло раньше, чем сформировались капиталистические отношения. Государственные потребности приходилось удовлетворять за счет государственного предпринимательства. Казенные предприятия создавались преимущественно для нужд армии. Так, уже в XVII в. такие предприятия, как Пушечный двор, Оружейная палата и др. являлись мануфактурами с большим количеством занятых работников и разделением труда, работающих не на рынок, а на казну. Другой особенностью русских мануфактур стало использование в подавляющем большинстве крепостного труда, а не наемного, как на Западе.

Становление мануфактурного производства в России наиболее отчетливо проявлялось в первой четвери XVIII в., в период правления Петра I. Казенные предприятия строились на государственные деньги посредством экономических мер стимулирования данного процесса, в частности предоставлением ссуд. В качестве поощрительных мер применялась и передача казенных мануфактур в частные руки, иногда в принудительной форме в случае убыточности казенных предприятий. Вопрос о другом необходимом элементе развития мануфактурного производства (а первичный элемент-наличие капитала, определенных денежных средств)- наемной рабочей силы, то он также решался в административном порядке. Указом Петра I было разрешено покупать крепостных крестьян, чтобы превращать их в крепостных рабочих (указ о посессионных крестьянах).

Анализируя реформы Петра I с позиции социально-экономических изменений, можно сказать, что они отнюдь не свидетельствовали о становлении капиталистических, рыночных отношений с их свободным предпринимательством и свободной рабочей силой. Напротив, крепостной строй ужесточился. Крепостными были не только крестьяне, но в определенном смысле и дворяне (обязательная 25-летняя служба для дворян). Под жесткий контроль трудовой деятельности в городах было поставлено введение цехов для ремесленников и гильдий для купцов, в то время как в Европе начался процесс их разрушения.

Во второй половине XVIII в. при господстве феодально-крепостнических отношений все настойчивее заявлял о себе капиталистический уклад. Расширилась сфера товарно-денежных отношений. Получил дальнейшее развитие процесс первоначального накопления (рента, ростовщичество, откупа, ясак и др.). Все активнее стал применяться наемный труд как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Расширилась сфера деятельности капиталистических мануфактур. Сложился Всероссийский рынок. Учреждались первые российские банки. В качестве пополнения казны впервые были выпущены ассигнации.

В итоге в XVIII в. в значительной мере благодаря усилиям государства в России сложилось переплетение феодальных и капиталистических элементов в экономике. Для многих становилось очевидным, что существование крепостного права тормозит развитие хозяйства России.

Наконец, 19 февраля 1861г. Александром II были подписаны Манифест и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Крестьяне объявлялись свободными, наделялись землей (не отдельная крестьянская семья, а община) и должны были выкупить землю. Сам процесс освобождения крестьян проходил в два этапа. На первом этапе крестьяне объявлялись свободными, но земля оставалась собственностью помещиков. За пользование своими прежними наделами крестьяне по-прежнему должны были нести старые повинности. При этом крестьяне считались уже не крепостными, а временнообязанными.

После выработки уставных грамот, где определялись условия выкупа земли, начался второй этап. Крестьяне должны были выкупать надельную землю у помещиков. Выкупная сумма определялась капитализацией оброка из 6% годовых, то есть феодальная рента принималась за 6% с капитала, который и должен был получить с крестьян помещик. Таким образом, теряя часть своей земли, переходящей в собственность крестьян, помещики не теряли доходы с этой земли. Следует отметить, что так как крестьяне не располагали столь значительными суммами для выкупа, выкупную функцию взяло на себя государство. Казна сразу же выплатила помещикам до 80% выкупных сумм. И теперь крестьяне становились долговременными (на 49 лет) должниками государства. При этом они отдавали свой долг казне из расчета тех же годовых процентов.

Между тем, землей наделялась не отдельная крестьянская семья, а община. При погашении всех недоимок крестьянин мог выйти из нее, но только с согласия общины. Покупать или продавать землю имела право только община, что ограничивало внедрение рыночных институтов в поземельные отношения.

Крестьянская реформа была юридическим актом, условно обозначавшим временную границу между феодализмом и капитализмом в России. Однако не были устранены препятствия для широкого развития капиталистических отношений. Земля не стала абсолютно свободным объектом рыночного перераспределения. Сохранилась также нерыночная общинная форма крестьянского землевладения, создававшая препятствия для быстрого развертывания рынка рабочей силы.

Крестьянская реформа хотя и создала определенные предпосылки для развития капиталистических отношений, но не смогла обеспечить условия для их системного развития.

Особенности промышленного переворота в России в существенной степени были связны с поздней отменой крепостного права. Процесс первоначального накопленного капитала и проведение промышленного переворота в значительной мере осуществлялись как параллельные и были спрессованы во времени. Общинные порядки значительно тормозили формирование рабочего класса, мешая развитию предпринимательства и рыночных отношений.

Однако после отмены крепостного права наблюдалось как расслоение крестьянства, так и рост капиталистической товарности сельского хозяйства, резкое развитие крестьянских кустарных промыслов.

В отраслях промышленности, где раньше господствовала крестьянская мануфактура, намечается процесс перехода к наемному труду, требовавший технической реконструкции предприятий. Лишь в 80-х гг. XIX в. появляются первые металлургические заводы на юге страны, а в 90-е годы наблюдается бурный промышленный подъем. Особенностями промышленного переворота, охватившего 30-80-е гг., стали широкий приток иностранного капитала, по причине его избытка в этих странах и высоких покровительственных для национальной промышленности России импортных пошлин. Бурное развитие акционерной формы предпринимательства в нашей стране объясняется тем, что преимущества акционерной формы стали очевидны и новые крупные предприятия возникали как акционерные. Значительное государственное железнодорожное строительство дало толчок развитию отраслей тяжелой промышленности (металлургическая, топливная, машиностроение), расширяя рынок «вширь», присоединяя к нему далекие окраины. Промышленные центры с крупным машинным производством были лишь отдельными вкраплениями в море традиционной, мелкотоварной, полунатуральной экономики. К тому же в России идеологическую основу составляла византийская традиция: не государство для человека, а человек для государства.

В отличие от западноевропейских стран промышленный переворот в России отличался незавершенностью, затронул лишь небольшую часть национальной экономики.

В истории России конца XIX — начала XX вв. С.Ю. Витте занимает исключительно важное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного Совета — служебные посты этого политического деятеля, который стал символом возможности и одновременно беспомощности государственной системы.

В 1892 г. Витте занял пост министра финансов. Важнейшей задачей Витте было поощрение развития отечественной промышленности. Он считал индустрию локомотивом народного хозяйства. В своей деятельности он опирался на концепцию Фридриха Листа — “ теорию национальной экономии ”, суть которой заключалась в том, что “бедным странам” необходимо в целях экономической модернизации добиваться баланса импорта и экспорта с помощью таможенного покровительства.

Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета, что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им реформы было введение в 1894 г. государственной винной монополии, ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото.

Последнее позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, т.к. иностранные инвеститоры могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900 — 1903 гг. правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система, выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.

Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования (прибыль, себестоимость и т.д.) не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего в мире. Это были заводы оборонного значения. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны.

В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве. Его курс социальной политики — это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития, сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.

Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX — XX вв. привело к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 90-е гг. — металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России Недовольство политикой Витте привело к отставке в 1903 г.

На политическую арену он вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета Министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией, за этот дипломатический успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны.

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Тема 5. История экономики на рубеже ХΙХ –ХХ вв. (с 70-х гг. ХΙХ в и до первой мировой войны).

Переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции, к господству монополий в странах Западной Европы и США. Экономическое содержание монополистической стадии капитализма. Структурные изменения в экономике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.