Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология. Конспект лекций. * в традиционной классической психологии объектом развития выступает индивид (его психика или сознание);




* в традиционной классической психологии объектом развития
выступает индивид (его психика или сознание);

* в культурно-историческом подходе объектом развития являет-
ся человек в системе его социальных отношений, развивается
не изолированный индивид, а субъект (ребенок) в системе соци-
альных связей и отношений. Этот подход представлен в трудах
Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запо-
рожца и зарубежных исследователей У. Бронфенбреннера, М. Ко-
ула.

4. Структура или механизмы развития (схема 1). Составляет
конечную цель исследования закономерностей психического раз
вития. Структура развития включает:

объект, развития в исходном и конечном состояниях;

условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояние (совокупность факторов и условий, влияющих на процесс развития).

5. Направленность развития. Различают два вида направлен-
ности развития: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное
развитие предполагает переход от структуры низшего порядка к
структуре высшего порядка, а регрессивное развитие — наоборот.
В норме преобладает прогрессивное развитие. Причины и ход рег-
рессивного развития личности изучает клиническая психология.


 
 


Условие  
   
Условие  
   
Условие  

 

  Объект развития в исходном состоянии
  *■ >  
  Объект развития в промежуточном состоянии
  __ ^. — > > L____________
  Объект развития в конечном результате

Схема 1. Структура развития


Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии 15

Регресс в старости не обязателен. В традиционной психологии психическое развитие в старости понималось как исключительно регрессивное. В современной психологии развитие на любой возрастной стадии рассматривается как процесс, сочетающий моменты прогресса и регресса, но в разном соотношении — всевозрастной подход П. Балтеса [7]. К старости удельный вес «потерь» увеличивается. Сегодня существует понятие эффективного или успешного старения, в рамках которого процессы прогрессивных изменений преобладают над регрессом. Э. Эриксон рассматривал период старости как возраст обретения мудрости.

6. Источник развития. Представляет собой внутреннее проти-
воречие; развитие понимается как самодвижение. В отечественной
психологии источником развития выступает противоречие между
социальной ситуацией развития ребенка и психологическими но
вообразованиями в личностной и умственной сферах (Л. С. Выготс-
кий).

7. Формы развития. Различают две формы:

 

* эволюционную — медленные, количественные изменения;

* скачкообразную (революционную), фундаментальные преобра-
зования в относительно короткие периоды времени, т. е. разви-
тие через кризисы.

Кризисы в психологии являются особой проблемой, суть которой — природа (причины возникновения) кризисов и их нормативность. До работ Л. С. Выготского считали, что кризис в онтогенетическом развитии — нарушение развития, «болезнь» развития. Согласно этой позиции, кризисы рассматривались как нечто инородное по отношению к процессу развития, определенные нарушения которых можно избежать при разумном воспитании. Сегодня признано, что кризисы — необходимое звено в развитии, трансформации и совершенствовании личности. Если раньше изучались преимущественно кризисы детства и отрочества, то сегодня нормативность кризисов признается и в отношении зрелых возрастов. Например, Д. Левинсон изучал кризис крушения «розовой мечты» (27-30 лет) и кризис 45 лет — самый сложный и яркий кризис зрелости.

8. Стадиальность развития. Означает, что каждая стадия раз
вития включает прошлое, т. е. сохраняет стабильность, и генериру-
ет новое, является основой для возникновения нового качества. Ста-
диальность понимается как единство прерывности и непрерывнос-
ти психического развития человека.


16 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

1.3. Основные теоретические модели развития

Можно выделить четыре модели, так или иначе представляющие процесс развития. Все признаки развития, выделенные выше, характеризуют самую прогрессивную диалектическую модель [2].

Эволюционная модель была предложена Г. Спенсером. Развитие понимается как чисто количественное изменение. «Природа не терпит скачков, для нее характерна постепенность». В рамках этой модели причина развития понимается как внешняя. Модель была разработана для биологической науки и применена в психологии.

Детерминистическая факторная модель представляет развитие не только как количественный, но и качественный процесс изменений. Причины развития: внешние — социальная или природная среда (механистическая модель); внутренние — наследственность, врожденный видовой опыт, программа развертывания преформированных, т. е. заданных генетически, способностей (модель спонтанности). Эту модель часто называют натуралистической, что связано с концепцией Ч. Дарвина, где законы развития универсальны, одинаковы для развития психики в онтогенезе как животных, так и человека. Большинство классических «факторных» теорий укладываются в рамки этой модели.

Адаптационная или интеграционно-равновесная модель реализована в теориях психического развития ребенка 3. Фрейда, как и всего психоанализа, и в теории Ж. Пиаже. Данная модель исходит из того, что полное равновесие между организмом и средой выступает и как исходный момент, и как конечная цель развития. Согласно этой модели, возвращение к равновесию — есть альфа и омега, исходная инстанция любой жизнедеятельности человека или животного. Жизнь человека такова, что это равновесие постоянно нарушается. В момент нарушения равновесия возникает активность, направленная на его восстановление, и такая активность приводит к развитию. Развитие — это движение в направлении восстановления утраченного равновесия, средство вернуться в исходное состояние полного равновесия организма и окружающего мира. Причина развития — нарушение равновесия в системе: организм (субъект) — среда. Недаром психоанализ называют психодинамическим подходом (динамика равновесия психических сил: сознательное, бессознательное, подсознательное; идеал — равновесие между этими структурами).

Диалектическая модель саморазвития причиной развития считает противоречие внутри самой системы.


Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «17

Каждая из указанных моделей предполагает различные ответы на три вопроса:

1. Психическое развитие — это процесс количественных или
качественных изменений?

2. Каковы причины развития?

3. Существуют ли принципиальные различия в законах разви-
тия человека и животного в онтогенезе?

1.4. Теоретические и практические задачи психологии развития

Теоретическими задачами психологии развития являются:

1. Изучение общих закономерностей психического развития
человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития,
определение роли наследственности, среды, общения и деятельнос-
ти в развитии.

2. Построение периодизации психического развития человека
в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Пери
одизация проявляет и делает «прозрачными» представления той
или иной теории о механизмах развития.

3. Определение соотношения и взаимообусловленности процес-
сов обучения и развития. Начиная с работ Л. С. Выготского, в оте-
чественной психологии эта проблема получила принципиальное
значение, связанное с особым пониманием специфики развития
человека как процесса присвоения социокультурного историческо-
го опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Иначе
говоря, развитие осуществляется в форме обучения в широком смыс-
ле слова, поэтому проблема соотношения процессов обучения и раз
вития — ключевая для понимания детерминации развития.

4. Определение качественного своеобразия и психологических
особенностей человека на каждой из возрастных стадий. Метафора
«психологический портрет возраста» делает очевидной эту задачу.

Современная возрастная психология стала практической наукой в полном смысле этого слова. Важнейшей задачей возрастной психологии является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Соответственно, можно выделить ряд частных задач, специфических для каждой возрастной стадии. Например:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.