Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология. Конспект лекций. * В каком возрасте следует начинать школьное обучение?




* В каком возрасте следует начинать школьное обучение?

* Как определить психологическую готовность ребенка к школе?

* Что обеспечивает прогрессивное развитие личности в старости?

* Как пережить кризис середины жизни?

Основными сферами приложения усилий практических возрастных психологов являются система образования, семья и семейное воспитание, психологическое консультирование по вопросам развития, обучения и воспитания детей, система здравоохранения.

В литературе используются два названия — возрастная психология и психология развития. Возрастная психология — термин, используемый в отечественной психологии, психология развития — в мировой психологии. Причины такого расхождения состоят, во-первых, в том, что длительное время отечественная психология развивалась в относительной изоляции. Во-вторых, название «возрастная психология» связано с традицией, заложенной Л. С. Выготским, автором культурно-исторической концепции развития человека в онтогенезе, где в качестве «единицы» анализа развития выступает психологический возраст. Исследователь считал, что проблема возраста является не только центральной для всей детской психологии, но и ключом ко всем вопросам практики.

Условимся, что это термины, обозначающие одну дисциплину. Однако если в психологии развития в центре внимания — общие законы развития, то в возрастной психологии — психологические особенности возрастов. Так, частью возрастной психологии, охватывающей жизненный цикл, является детская психология. Другое понятие, широко используемое для обозначения психологии развития, — психология жизненного цикла, возникшая как своеобразная оппозиция детской психологии. Своеобразие психологии жизненного цикла определяется двумя особенностями: 1) этот подход охватывает все стадии возрастного развития от младенчества до старости, а не только детские возрасты; 2) сторонники этого подхода используют новый метод — изучения индивидуального случая (case-study). Этот метод использовал в психоанализе 3. Фрейд.

Психология жизненного цикла настаивает на том, что этот метод должен стать основой научной психологии. Основная цель метода — выстроить целостную траекторию развития от начала до конца на примере индивидуального случая. Акцент не на общей универсальной картине развития, а на индивидуальности. В работах Л. С. Выготского этот метод выступает в форме реконструкции истории развития ребенка, в которой центр тяжести переносится


Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии ■ 19

на причинно-следственную связь и преемственность процессов развития.

П. Балтес, один из основателей психологии жизненного цикла, развивает всевозрастной подход, основные положения которого приведены ниже [7]:

* всевозрастное развитие — процесс возрастного развития проис-
ходит в течение всей жизни, сочетая количественные (кумуля-
тивные) и качественные (инновационные) изменения;

* многонаправленность — сочетание прогресса и регресса на каж-
дой из возрастных стадий;

* развитие как «приобретения» - «потери». На каждой возраст
ной ступени соотношение приобретений и потерь изменяется:
на ранних стадиях развития приобретения преобладают над
потерями, в поздние возрасты — удельный вес потерь в общем
балансе увеличивается;

* пластичность (изменчивость) — в определенных границах. Обес-
печивает возможность функционирования психических функ-
ций в условиях недостаточной морфофизиологической зрелос-
ти, т. е. начало функционирования до достижения полной зре-
лости в раннем возрасте и возможность компенсации;

* историко-культурная обусловленность развития в онтогенезе
(когортные различия). Психическое развитие осуществляется
в историческом времени и несет на себе его отпечаток;

* контекстность как парадигма. Психическое развитие определяя-
ется тремя группами факторов — возрастными, историко-куль-
турными, индивидуальными;

* развитие выступает как междисциплинарный объект, являясь
предметом изучения разных наук: психологии, антропологии,
биологии, социологии.

1.5. Основные разделы возрастной психологии

Детская психология включает младенческий возраст (от рождения до года), ранний возраст (от года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет, до начала полового созревания).

Подростковая и юношеская психология (психология отрочества) включает младший подростковый возраст (от начала полового со-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.