Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о высших психических функциях




Важнейшим положением культурно-исторической концепции развития человеческой психики, разработанной Л. С. Выготским, стало положение о социально-исторической обусловленности психики человека и специфике ее развития в онтогенезе.

Исследователь считал, что специфика психического развития человека заключается в том, что на протяжении жизни формируются высшие психические функции (ВПФ) — культурные, социальные. ВПФ противопоставлены натуральным функциям, врожденным человеку. В основе учения Л. С. Выготского о высших психических функциях лежат две гипотезы: об опосредствованном характере ВПФ, их особой структуре и о происхождении ВПФ (закон развития ВПФ). Высшие психические функции являются продуктом социального исторического развития. Их появление обусловлено характером жизнедеятельности человека и его трудовой деятельности. Знаки и значения, опосредствующие структуру ВПФ, функционально являются не чем иным, как психологическими орудиями психической деятельности человека, аналогичными орудиям труда. Выготский считал, что в процессе исторического развития человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые культурные формы поведения. Примерами ВПФ являются: логическое мышление, произвольная логическая память, произвольное внимание. Психологическими орудиями выступают знаки, имеющие определенное социальное значение: речь, математические знаки, мнемотехнические средства. Использование знаков сообщает разумность и преднамеренность поведению и деятельности человека. Высшие психические функции характеризуются «двойной социальностью» — по структуре (опосредствованы социальными знаком и значением) и по происхождению (возникают только в процессе общения и сотрудничества с другим человеком).

Л. С. Выготский считал, что ВПФ отличаются от натуральных по структуре и функциям, по свойствам и по происхождению.


128 ■ Воз растная психология. Конспект лекций

По структуре ВПФ отличаются от натуральных тем, что они опосредствованы, т. е. основаны на использовании культурных средств -— знаков и значений. Значения, в свою очередь, кристаллизуют в себе опыт совокупной общественной практики. Знаки выступают своеобразными психологическими орудиями, преобразующими сознание человека. Поэтому развитие сознания представляет процесс овладения системой знаков и значений. Основная функция ВПФ — внутренняя регуляция поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков. Благодаря этому деятельность человека становится разумной и преднамеренной, что означает действие в соответствии с сознательной целью. Как известно, у животных нет сознательной постановки целей (биологический мотив совпадает с целью) и нет свободы выбора и постановки целей [53]. Следствием являются все достоинства и все проблемы человеческог^существования, трудности в разрешении которых приводят к известному «бегству от свободы», описанному Э. Фроммом [94]. Свойства, отличающие высшие и натуральные психические функции, прямо вытекают из особой структуры ВПФ. Таких свойств три — произвольность, осознанность и системность.

Произвольность означает следование цели (целенаправленность) и наличие средств для ее достижения. Новизна подхода Л. С. Выготского к проблеме произвольности состояла в переносе акцента на средства достижения цели. Сама направленность на достижение цели в отсутствие соответствующих средств еще не означает произвольности. Если есть цель, но нет средств, то поведение не будет, произвольным. Можно привести пример П. Я. Гальперина, используемый им для различения произвольного и непроизвольного внимания: наблюдение за фокусником в цирке. Мы знаем, что чудес не бывает, есть только ловкость рук и хорошо отрежиссированный фокус с подменой предметов. Мы ставим перед собой цель — увидеть подмену; но у нас нет средств контроля за поведением иллюзиониста, неизвестно, когда произойдет подмена и как она будет осуществлена. Поэтому мы оказываемся непроизвольными в своем поведении: поставив цель и следуя ей, не замечаем подмены, сколь пристально ни наблюдаем за поведением фокусника.

Осознанность — определяется значением, так как осознанно все, что может быть выражено в речи. Л. С. Выготский рассматривал речь как важный фактор развития сознания человека, полагая, что структура обобщения, заданная значением, определяет смысловое строение сознания.


______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского '

Системность строения сознания как единство высших психических функций, обусловленное общей структурой обобщениязна" чений, раскрыта исследователем в учении о системном и смь1сл°-вом строении сознания (см. ниже).

Существенным различием высших и натуральных психических функций является их различный генезис (происхождение). В отли-чие от натуральных психических функций, ВПФ проходят особый путь развития, выраженный в законе их развития.

Закон развития ВПФ определяет генезис сознания. Согласно Л. С. Выготскому, «всякая ВПФ появляется на сцене дважды: сйача-ла как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая; второй раз — как действие индивидуальное, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсйхи-ческая». В основе формирования ВПФ лежит сотрудничество ре-бенка со взрослым, общение в широком смысле слова. Хотя катего" рия «общения» в концепции Л. С. Выготского прямо не была заявлена, весь ход его рассуждений подводит читателя к выделению общения как процесса, в котором впервые складывается струкТУРа ВПФ, возникающих как средство воздействия и управления сйача" ла поведением партнера, а затем и собственным поведением.

Ученый указывал, что ВПФ есть «интериоризованные отношения социального порядка». Собственно, в этом определении заключено то, что делает Выготского не просто великим теоретиком и исследователем в истории психологии («Моцартом в психологи*1»)> но и необыкновенно современным и эвристичным автором сегодня. По сути, закон развития ВПФ — это закон генезиса созна#ия> раскрывающий путь и закономерности возникновения психйчес" кого. ВПФ первоначально выступают в особой форме — форме социальной, коллективной деятельности, сотрудничества. Хотя 9 на' учно-понятийном аппарате Л. С. Выготского еще нет категории общения, она имманентно здесь присутствует. Как и в факторном подходе, ученый апеллирует к понятиям сознания, социальной сРе' ды, наследственности, но вместе с тем вводит иные принциИЬ1 и понятия, определяющие развитие. Одним из таких понятий й яв~ ляется понятие коллективной социальной деятельности и отноше~ ний. По существу, это и есть категория общения. Психические Ф°Р-мы деятельности впервые в особой форме возникают в отношеНиях между людьми и характеризуются использованием специальных средств организации процесса взаимодействия.

Психические функции не врождены и не возникают сам0 ПО
себе, а лишь в особой ситуации общения и сотрудничества У





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.