Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность рынка

Можно дать несколько определений рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и про­давцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей про­дукции.

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Мож­но выделить четыре сферы экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является про­изводство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет.

Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных про­изводственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т. е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные ре­зультаты производства, кто станет собственником произведен­ной продукции. Распределение играет огромную роль в фор­мировании социальных отношений между людьми, в опреде­лении материального положения различных слоев общества. Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом за­висит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер эконо­мики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Часто говорят, что рынок – одно из величайших достиже­ний цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это не результат до­стижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

Условия возникновения рынка. Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым? Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали – дро­биться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы

Развитие обмена привело к появлению денег, которое рас­ширило стимулы к производству тех или иных товаров спёциально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т. е производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в "качестве носителя" стоимости, по­зволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие – это экономическая обособленность про­изводителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество дру­гого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособлен­ность историчёски возникает на базе частной собственности. В дальнейшём она начала опираться на коллёктивную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предпри­ятия, т. е. с государственным участием, и т. д.).

Необходимо и третье условие – самостоятельность производи­теля свобода предпринимательства. Внерыночное регулирова­ние хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Обратимся теперь к выяснению структуры рынка. Рынок как развитая система от­ношений товарного обмена представляет собой систему отдель­ных "взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Таким образом, рынок охватывает, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

Контрольные вопросы

1. Что такое Натуральное хозяйство?

2. Как вы понимаете Общественное разделение труда?

3. Что такое Товар?

4. Что такое Товарное хозяйство?

5. Что означает плановое хозяйство?

6. Что такое деньги?

7. Что означает Товарно-счётный эквивалент?

8. Что означает Товарно-весовой эквивалент?

9. Что означает Металло-чеканный тип всеобщего эквивалента?

10. Что означает эмиссионный тип всеобщего эквивалента?

11. Как вы понимаете деньги как Мера стоимости денег?

12. Как вы понимаете деньги как Средство платежа?

13. Как вы понимаете деньги как Средство обращения?

14. Как вы понимаете деньги как средство накопления?

15. Как вы понимаете Мировые деньги?

16. Что такое Рынок?

17. Какие условия возникновения рынка вы знаете?

 

Лекция 5 Основы теории спроса и предложения

1. Спрос. Факторы, влияющие на спрос.

2. Предложение. Факторы, влияющие на предложение.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

4. Эластичность спроса и предложения

Ключевые понятия:

 

Цена, Спрос, закон спроса, Эффект дохода, Эф­фект замещения, Изменение величины спроса, неценовые факторы спроса, Предложение, Закон предложения, неценовые факторы предложения, Равновесная (рыночная) цена, закон рыночного ценообразования, Рыночный механизм спроса и предложения, Цена пола, Цена потолка, Эластичность спроса, Эластичность предложения, Коэффициент ценовой эластичности, Эластичность предложения, Эластичность спроса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и функции денег | Спрос. Факторы, влияющие на спрос
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.