КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право государственной собственности на земельные участки
Формы собственности на земельные участки Конституция установила, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В праве большинства развитых стран мира общепризнанным является положение о том, что существует только две формы собственности: публичная и частная. К публичной собственности относится все то имущество, включая землю и природные ресурсы, которое не является частной собственностью. К публичной относятся земли, находящиеся в гос. и муниципальной формах собственности. Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26.10.1917 года «О земле» и таким образом советское гос-во более 70 лет было исключительным собственником земельных и иных природных ресурсов. И только в результате проводимой с начала 90-ых годов 20 века земельной реформы, гос.собственность лишилась своего исключительного положения, получив статус одной из форм собственности. Право гос.собственности на землю закреплено в ст.9 КРФ + ст.16-18 ЗК РФ, кроме того в ЗК (смотри ст.16), как и в ГК (см. п.2 ст.214 ГК РФ), закреплена презумпция гос.собственности на землю. С учетом федеративного устройства России гос.собственность может быть двух видов: а) РФ (федеральная собственность) б) субъектов РФ (имущество, принадлежащее на праве собственности республикам, краям, областям, АО, городам федерального значения, автономной области). У гос-ва как собственника на земельные участки, также есть правомочия владения, пользования и распоряжения. Своеобразие положения гос-ва как собственника земельных участков, состоит в том, что его правомочие пользования реализуется, в основном, через предоставление земельных участков в пользование юр. И физ. лицам, а правомочие распоряжение осуществляется гос-вом в основном через управленческие функции его компетентных органов. Гос.органы наделены функциями по определению правового режима земель, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и т.д. Согласно ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся: а) зем.участки, которые прямо признаны в ФЗаконах как зем.участки, находящиеся в федеральной собственности. Примером прямого признания федеральными законами земельных участков за РФ может быть ст.87 ЗК РФ, согласно которой к федеральной собственности относятся земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения и другими объектами, отнесенными к ведению РФ. Согласно ч. 1 ст 8 лесного кодекса, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся так же в исключительной федеральной собственности. б) в фед.собственности находятся земельные участки право собственности РФ на которые возникла при разграничении гос.собственности на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Ранее правовые основы разграничения собственности на землю определял ФЗ 2001г.№ 101-ФЗ «О разграничении гос.собственности на землю» утратил силу в наст.время. и в наст.время правовой основой разграничения гос.собственности на землю является ст.3.1 ФЗ о введении в действие ЗК, в которой закреплены критерии такого разграничения (см.статью). Распоряжение земельными участками, гос.собственность, на которые не разграничена осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (подробно см. п10.ст 3 ФЗ «о введении в действии ЗК»). Таким образом, органы местного самоуправления, не в ходя в систему органов гос.власти, фактически распоряжаются государственной собственностью. в) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые приобретены РФ по основаниям предусмотренным гражданским законом. РФ вступает в отношения, регулируемых гражданским законами, на равных началах с юр и физ.лицами. От имени РФ и её субъектов права собственника реализуют органы гос.власти в пределах их компетенции, установленной НПА, определяющими статус этих органов. В иных случаях предусмотренными нормативными актами, от имени РФ могут выступать по её поручению гос. и муниципальные органы, юр. лица и граждане. Таким образом РФ в праве приобретать ЗУ у граждан, юр. лиц, субъектов РФ, муницип.образований; может получить их в собственность от граждан в порядке наследования, выкупить для государственных нужд и т.д. ü У государства присутствует правомочие управления, ü презумпция государственной собственности на земельные участки, ü владение и распоряжение через ОИВ, ü особые дополнительные основания возникновения права собственности, ü обладают правом собственности на все категории земель (земли лесного фонда не могут находиться в частной собственности), в т.ч., изъятые или ограниченные в обороте
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |