Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура Закона

Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4). В данном разделе определяются цели Закона, антимонопольное законодательство и сфера его применения, а также основные понятия.

Раздел II. Монополистическая деятельность (ст.ст. 5 - 6). Указываются понятие и формы монополистической деятельности.

Раздел II.1. Ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций (ст.ст. 7 - 9). Приводится перечень актов и действий, которые запрещается совершать федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям.

Запрещаются заключенные в любой форме соглашения или согласованные действия указанных субъектов. Также приводятся антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления.

Раздел III. Недобросовестная конкуренция (ст. 10). Отметим, что раздел состоит из одной статья: статьи 10, определяющей формы недобросовестной конкуренции. Причем недобросовестная конкуренция включает в себя также и действия, противоречащие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости при осуществлении предпринимательской деятельности. В российском законодательстве не дается ле­гального определения понятий добропорядочнос­ти, разумности и справедливости. Следовательно, такие понятия являются вопросом факта и долж­ны оцениваться правоприменительными органа­ми, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Раздел IV. Антимонопольный орган (ст. 11 - 16). В разделе определяются полномочия и обязанности антимонопольного органа, а также обязанности участников антимонопольного законодательства по отношению к антимонопольному органу.

Раздел V. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля (ст. 17 - 21). В целом государственный контроль охватывает все антимонопольное законодательство, в Законе о конкуренции выделены наиболее значимые формы и методы осуществления контроля.

Раздел VI. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. 22 - 26). Определяются виды ответственности (ст. 22.1), взыскание дохода, полученного в результате монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 23.1), а также возмещение убытков, причиненных хозяйствующим субъектам (ст. 26).

Раздел VII. Порядок принятия решений и выдачи предписаний антимонопольным органом и их. обжалования (ст. 27 - 29).

В Российской Федерации наряду с Законом о конкуренции (т.е. антитрестовским законом) законодательно устанавливается и монополия на отдельные виды деятельности, регулируемая ФЗ от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 26.03.03 г.), который определяет режимы государственной и естественной монополий.

Общее в этих двух противоположных направлениях следующее:

- установление баланса прав и законных интересов производителей и потребителей;

- защита потребителей от неправомерных актов;

- единообразное регулирование отношений по горизонтали (между хозяйствующими субъектами) и вертикали (между хозяйствующими субъектами и органами управления);

- создание и функционирование товарных рынков.

Различия касаются предмета и средств регулирования отношений.

Закон «О конкуренции» формулирует общие подходы к регулированию типичных товарных рынков.

Правовой режим монополий связан с особым состоянием товарных рынков и обусловлен как необходимостью охраны публичных интересов, так и объективными экономическими (технологическими) характеристиками производства. К тому же правовой режим монополий является исключительным как по юридической природе, так и по своему положению в общей системе нормативного регулирования экономических отношений, поскольку частично ограничивает действие принципа свободы экономической деятельности.

ФЗ «О естественных монополиях» так определяет естественные монополии - это состояние товарного рынка, при котором:

а) удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства),

б) товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Сфера деятельности данного закона обозначена императивным перечнем в ст. 4. Естественную монополию можно определить как разновидность государственного регулирования экономики, установление (закрепление) и использование которой предполагает исключительный характер правового режима деятельности (в том числе маркетинговой) в конкретных сферах экономики и специальное регулирующее воздействие на субъекты такой деятельности. Данный правовой режим используется лишь в некоторых, заранее определенных сферах и не носит общераспространенного характера. Поэтому настолько важно определить критерии отбора, перечень сфер и объектов регулирования.

Сфера деятельности субъектов естественных монополий следующая: транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Остановимся более подробно на анализе Закона о конкуренции | Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. За нарушения антимонопольного законодательства, должностные лица федеральных органов исполнительной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.