Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Служебная тайна

Ст. 139 ГК РФ служебная тайна обозначена в одном ряду с коммерческой тайной и совпадает с ее определением, что значи­тельно затрудняет определение объекта правово­го регулирования и практику правоприменения в рассматриваемой области.

Однако из анализа п. 1 ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», п.8 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных законов следует, что служебная тайна составляет самостоятельный вид охраняемой законом тайны, однозначного определения которой в действующем законо­дательстве нет. Но многочисленные ссылки на нее позволяют выделить основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.97 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» служебную тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Объектом служебной тайны является, как правило, информация, составляющая охраняемую законом тайну третьего лица, предоставленная государственному органу под условием конфиденциальности, или конфиденциальные сведения о деятельности государственных органов, не отнесенные к числу сведений, составляющих государственную тайну. Информация, составляющая служебную тайну, не обладает коммерческой ценностью и обеспечивает удовлетворение публичного, а не частного интереса.

Назначение служебной тайны состоит в регулировании административных, финансовых и иных публично-правовых отношений, в ходе которых государственные органы реализуют управленческие, контрольные, надзорные и иные функции и полномочия, а также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе прав на коммерческую тайну.

Служебная тайна – «это защищаемая по закону конфиденци­альная информация, ставшая известной в госу­дарственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служеб­ных обязанностей, а также служебная информа­ция о деятельности государственных органов, до­ступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости».

Информация может считаться служебной тай­ной, если она отвечает следующим критериям ох­раноспособности:

- отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных ор­ганов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

- является охраноспособной конфиденци­альной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна) и получена представителем государственного орга­на или органа местного самоуправления только в силу исполнения им обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федераль­ным законом;

- не является государственной тайной, не под­падает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране.

Таким образом, к основным объектам служеб­ной тайны можно отнести следующие виды ин­формации:

1. Служебная информация о деятельности фе­деральных государственных органов, доступ к ко­торой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов (военная тайна; тайна следствия - данные предварительно­го расследования (следствия); судебная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда РФ, материалы закрытого судебного заседания, тайна совещания присяж­ных заседателей) или тайна в силу служебной не­обходимости (порядок выработки и принятия ре-теша, организация внутренней работы и т.п.).

2. Охраноспособная конфиденциальная ин­формация, ставшая известной в силу исполнения служебных обязанностей лицам в государствен­ных органах и органах местного самоуправления (коммерческая, банковская, профессиональная тайны, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица).

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государ­ственные органы и их должностные лица обяза­ны обеспечить (гарантировать) сохранность "чу­жой тайны", ставшей им известной по службе в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответст­вии с законом определяют объем своей служеб­ной тайны и режим ее защиты.

Правовая охрана в отношении служебной тайны других лиц в государственных ор­ганах начинается с момента получения этих све­дений их должностными лицами и иными пред­ставителями в связи с исполнением обязанностей по службе в порядке и в случаях, установленных федеральным законом (на законном основании).

Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, опре­деленных федеральным законом, и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходи­мость, если иное не установлено законом.

Наряду с этим должностные лица и сотрудни­ки государственных органов не вправе использо­вать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблю­дать установленный порядок работы с такой информацией. Защита прав государственных ор­ганов в отношении собственной служебной тай­ны должна осуществляться в порядке, аналогич­ном для государственной тайны. В современном законодательстве, к сожалению, есть лишь от­дельные ссылки на эти права и обязанности, что предполагает внесение специальных поправок в законы, регламентирующие вопросы государст­венной и муниципальной службы.

В действующем законодательстве сегодня ус­тановлены нормы уголовной ответственно­сти (в УК РФ) за разглашение сведений, составля­ющих служебную тайну в силу требований зако­на: ст. 155 - разглашение тайны усыновления (удочерения); ст. 310 - разглашение данных пред­варительного следствия; ст. 311 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного про­цесса; ст. 320 - разглашение сведений о мерах бе­зопасности, применяемых в отношении должно­стного лица правоохранительного или контроли­рующего органа.

КоАП РФ определяет ответственность за неправомерное использование служебной информации (ст.ст. 14.24, 15.21).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммерческая тайна | Тема 5. Правовое обеспечение товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.