КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Служебная тайна
Ст. 139 ГК РФ служебная тайна обозначена в одном ряду с коммерческой тайной и совпадает с ее определением, что значительно затрудняет определение объекта правового регулирования и практику правоприменения в рассматриваемой области. Однако из анализа п. 1 ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», п.8 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных законов следует, что служебная тайна составляет самостоятельный вид охраняемой законом тайны, однозначного определения которой в действующем законодательстве нет. Но многочисленные ссылки на нее позволяют выделить основные признаки отнесения информации к служебной тайне. В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.97 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» служебную тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. Объектом служебной тайны является, как правило, информация, составляющая охраняемую законом тайну третьего лица, предоставленная государственному органу под условием конфиденциальности, или конфиденциальные сведения о деятельности государственных органов, не отнесенные к числу сведений, составляющих государственную тайну. Информация, составляющая служебную тайну, не обладает коммерческой ценностью и обеспечивает удовлетворение публичного, а не частного интереса. Назначение служебной тайны состоит в регулировании административных, финансовых и иных публично-правовых отношений, в ходе которых государственные органы реализуют управленческие, контрольные, надзорные и иные функции и полномочия, а также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе прав на коммерческую тайну. Служебная тайна – «это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости». Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим критериям охраноспособности: - отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна); - является охраноспособной конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна) и получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения им обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законом; - не является государственной тайной, не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране. Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести следующие виды информации: 1. Служебная информация о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов (военная тайна; тайна следствия - данные предварительного расследования (следствия); судебная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда РФ, материалы закрытого судебного заседания, тайна совещания присяжных заседателей) или тайна в силу служебной необходимости (порядок выработки и принятия ре-теша, организация внутренней работы и т.п.). 2. Охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая известной в силу исполнения служебных обязанностей лицам в государственных органах и органах местного самоуправления (коммерческая, банковская, профессиональная тайны, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица). Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой тайны", ставшей им известной по службе в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты. Правовая охрана в отношении служебной тайны других лиц в государственных органах начинается с момента получения этих сведений их должностными лицами и иными представителями в связи с исполнением обязанностей по службе в порядке и в случаях, установленных федеральным законом (на законном основании). Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом, и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом. Наряду с этим должностные лица и сотрудники государственных органов не вправе использовать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблюдать установленный порядок работы с такой информацией. Защита прав государственных органов в отношении собственной служебной тайны должна осуществляться в порядке, аналогичном для государственной тайны. В современном законодательстве, к сожалению, есть лишь отдельные ссылки на эти права и обязанности, что предполагает внесение специальных поправок в законы, регламентирующие вопросы государственной и муниципальной службы. В действующем законодательстве сегодня установлены нормы уголовной ответственности (в УК РФ) за разглашение сведений, составляющих служебную тайну в силу требований закона: ст. 155 - разглашение тайны усыновления (удочерения); ст. 310 - разглашение данных предварительного следствия; ст. 311 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; ст. 320 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. КоАП РФ определяет ответственность за неправомерное использование служебной информации (ст.ст. 14.24, 15.21).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |