КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные изменения
Понятие «социальные изменения» одно из наиболее широко используемых в социологии. Под ним понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, например, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др. Социология стремится выявить механизм и формы социальных изменений, их особенности в современных условиях. Базовые понятия: социальное изменение, социальное пространство, социальное время, социальная революция, социальная реформа, социальный прогресс, глобализация. План лекции: 1. Понятие «социальное изменение» в социологии. 2. Глобализация социальных процессов. 1. Понятие «социальное изменение» в социологии. Попытки интерпретации социальной реальности как непрерывно длящегося социального изменения предпринимались социологами с давних времен. В настоящее время существует ряд теорий, по-разному понимающих сущность социальных изменений, их движущие силы и социальные последствия. Основоположник социологии О. Конт использовал понятие «социальная динамика», под которой понимал законы и этапы изменения общества. С его точки зрения динамика – важный раздел социологии, помогающий исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур. Теории циклических изменений (О. Шпенглер, А. Тойнби) исходят из того, что культура проходит через те же этапы, что и человек в своей жизни: период развития, зрелость, закат и смерть. По этому пути проходит большинство цивилизаций. Однако их развитие неуклонно идет к упадку и, в конце концов, к гибели. По мнению Т. Парсонса, общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, при этом новые структуры должны быть более функционально приспособлены, чем предшествующие. Это и является фактором их изменения. Социальное изменение (социальная динамика) – это переход социальной системы (общества, общности, института, организации и т.д.) из одного состояния в другое. Социальная динамика – это всякое изменение социальных систем, характеризующееся вступлением социальных субъектов в определенные отношения, направленные на преобразование существующих структур. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятиями «развитие» и «процесс». Развитие – необратимое, направленное изменение состояния социального объекта. Социальный процесс – это последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или ее подсистем. Процесс обладает устойчивым порядком взаимодействия, продолжительным по времени и направленным к тому или иному состоянию социальной системы как некоторому его результату, достижение или недостижимость которого являются характеристикой эффективности процесса. Виды социальных процессов: автономные (внутренние) и гетерономные, т.е. обусловленные, главным образом, внешними тенденциями; интеграция и дезинтеграция; сплочение и конфликты; сотрудничество и конкуренция; реформа и революция; прогресс и регресс и др. Анализ динамики общества как системы – это проблема источников и движущих сил. Базовый источник социальных процессов – потребности и интересы людей. Социальные процессы протекают во времени и пространстве. Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное время – это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий исторического развития. (Помимо социального пространства и времени выделяют физическое, биологическое и др., согласно формам движения материи.) Социальное пространство не совпадает с физическим: президент и рядовой гражданин стоят рядом, но социально отделяет их громадная дистанция. Социальное пространство представляет сущностную характеристику условий и возможностей социального развития индивидов, групп, организаций. Социальное время является формой движения любой общественной системы. В качестве носителей социального времени выступают: индивид, группа, организация, общество в целом. Социальное время выражает качественную и количественную сторону общественного процесса. Общество стремится управлять временем: синхронизирует процессы. Относительная повторяемость многих процессов определяет цикличность в развитии социальных систем. В социальном процессе наблюдается взаимосвязь трех модусов времени: настоящего, прошедшего и будущего. Растет влияние будущего на настоящее. Различают три режима протекания социальных процессов: режим функционирования (нулевая динамика), развития и режим регресса (упадка). К видам социальных изменений относят социальную революцию и социальную реформу. Социальная революция – это относительно быстрые изменения в социальной системе, характеризующиеся как коренной качественный переворот в социальных отношениях при доминировании насилия при его осуществлении. Основоположниками революционной теории преобразования общества являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская концепция развития общества базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Переход от одной общественно-экономической формации к другой совершается путем социальной революции. Социальная реформа – это постепенные качественные изменения в социальной системе, характеризующиеся нововведениями, совершенствованием социальных структур. Реформа представляет основу социальной эволюции – глобального осмысления исторического процесса как части процесса эволюции Космоса. Представителем социального эволюционизма, как было указано выше, является Социальный прогресс – один из режимов протекания социальных процессов, обеспечивающих развитие, совершенствование социальной системы. Другим режимом является регресс. Социальный прогресс – это движение вперед, поступательное движение общества от низших ступеней к высшим. В социологии представления о прогрессе и регрессе тесно связаны. Среди концепций социального прогресса выделяют два основных направления: социального эволюционизма (концепции Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса), концепции индустриального и постиндустриального обществ Р. Арон, Д. Белл, З.Бжезинский, О. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье) и революционизма (концепции К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина). Индустриальное общество приходит на смену традиционному и характеризуется высоким развитием промышленности. Экономическое развитие осуществляется за счет потребительского отношения к природе. Постиндустриальное общество нарождается в настоящий момент. В этом обществе все большую роль начинают играть знания, технологии и информация. Большое развитие получает сфера обслуживания, которая выходит на первый план по сравнению с промышленностью. Этот тип общества характеризуется разочарованием во всесилии науки, и на первый план выходят экологические ценности. Понятие «постиндустриальное общество» было введено Д. Беллом в 1974 г. Особое место занимают концепции нелинейного развития: теории культурно-исторического развития Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, социокультурной динамики П. Сорокина и др. Согласно теориям культурно-исторического развития общество имеет циклический, повторяющийся характер. Одним из примеров циклических процессов в жизни общества можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации – от их возникновения через расцвет к распаду. Состояние социальных процессов, переживаемых Россией и определяющих ее положение в современном мире, описывается теорией модернизации. В центре этой теории – обоснование общей модели глобализации цивилизации, суть которой состоит в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному (индустриальному и постиндустриальному) обществу в результате научно-технического прогресса. Россия, как и некоторые другие страны, переживает «вторичную», «отраженную», «неорганическую» модернизацию или модернизацию «вдогонку». Вторичная модернизация предполагает, что одни элементы «ушли» вперед, их уровень более или менее соответствует уровню развития аналогичных элементов в передовых странах, а другие – еще отстают в своем развитии. В социально-политической сфере основным содержанием развития России на современном этапе является преодоление бедности большинства населения, укрепление демократии, преодоление остатков авторитаризма, в экономике – создание развитого рынка. 2. Глобализация социальных процессов. Общество, возникающее в результате установления все более расширяющихся всеобщих контактов, называется мировой системой. В ХХ в. в социологии появились теории глобализации, трактующие сущность этого процесса с различных методологических позиций. Теория империализма была сформулирована в начале ХХ в. Ее создатели Существуют самые различные трактовки глобализации современного мира. Одни исследователи связывают этот процесс с возникновением общечеловеческих проблем (демографических, экологических, продовольственных и др.), решение которых требует объединенных усилий всех народов и государств. Другие делают акцент на целостности и взаимозависимости мировой системы. Третьи отождествляют глобализацию с вестернизацией, всеобщим распространением западных моделей, ценностей, институтов и т.д. Среди разнообразных концепций глобального общества наибольшую известность получила теория мировой системы, разработанная · экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу; · эта мировая система состоит из экономически и политически господствующего центра и зависимой от него периферии; · центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром; · существует также полупериферия, обладающая социальными и экономическими характеристиками как центра, так и периферии. Выдвинутая в 80-е годы теория И. Валлерстайна сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония). Это высокоразвитые страны с новым ресурсо-, энерго- и трудосберегающим производством, базирующимся на микропроцессорной технике и наукоемких технологиях. Полупериферию образуют индустриальные страны (Россия и страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы и др.) с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы. Страны периферии — это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки с господством традиционных индустриальных и доиндустриальных производств. Для национальных экономик этих стран характерны технологическая отсталость и низкая производительность труда. В настоящее время взаимоотношения элементов мировой системы претерпели существенные изменения. С распадом СССР ушло в прошлое «великое противостояние» Запада и Востока. Сегодня основой деления глобального мира становится геоэкономическая конструкция Север—Юг. Речь идет о взаимоотношениях между промышленно развитыми государствами Севера и развивающимися странами Южного полушария. Для первых характерны развитая социальная и промышленная инфраструктура, высокая концентрация информационно-коммуникативных технологий и наукоемких отраслей производства, эффективное применение достижений научно-технического прогресса; для вторых — преобладание аграрных и сырьевых отраслей экономики, примитивность технической и технологической базы, нерациональное использование трудовых ресурсов, нехватка высококвалифицированных кадров. Разрыв в уровнях развития стран Севера и Юга становится источником международной нестабильности, ибо крайне неравномерное распределение мировых ресурсов (четверть человечества потребляет три четверти производимых богатств) вызывает недовольство государств, оказавшихся на периферии современного мира. По мнению некоторых исследователей, модель Север—Юг не отражает всей сложности нового мирового пространства. Так, российский ученый В 1980–1990-е гг. появились т еории глобальной системы Автором теории глобальной социальности является Р. Робертсон. По его мнению, важнейшим аспектом глобализации является превращения мира в «единое социокультурное место». Единство места в данном случае означает то, что условия и характер социальных взаимодействий в любой точке мира одни и те же, и что события в весьма удаленных точках мира могут быть условиями или даже элементами одного процесса социального взаимодействия. Мир становится единым, лишенным барьеров и дробления социальным пространством. К третьему поколению теорий глобализации, относят теорию «воображаемых миров», сформулирована А. Аппадураи в конце 1980 – середине 1990-х гг. Исследователь рассматривает глобализацию как утрату привязки социальных процессов к физическому пространству. Сегодня достаточно эффективно работает концепция «глобальной истории», согласно которой тенденция к глобализации наметилась уже с середины ХХ в. и изменила фундаментальное качество исторических процессов; национальные и региональные истории больше не имеют смысла; в глобальном мире история имеет новые движущие силы, новые механизмы и направления. В других теоретических схемах современный Мир выглядит более гомогенным, главным образом вследствие формирования единого экономического, политического и культурного пространства. Одни исследователи (Ф. Фукуяма и др.) связывают эти процессы с распространением западных ценностей, институтов, моделей образа жизни; другие — с развитием компьютерно-информационных технологий. Так, американский футуролог А.Тоффлер говорит о становлении «компьютерно-информационной цивилизации», которая имеет следующие контуры: I) информационные (гибкие) технологии; 2) демас сифицированное общество, в котором классы теряют свое значение; 3) антиципарную (предвосхищающую) демократию, обеспечивающую участие граждан в жизни общества; 4) транснациональные институты, решающие глобальные проблемы современности. В свою очередь канадский социолог Г. Маклауэн утверждает, что технологическая революция на информационно-компьютерной основе ведет к тому, что мир становится «глобальной деревней» — электронная культура обеспечивает общую вовлеченность и сопричастность в социальных пространственно-временных структурах. При осмыслении глобализации выдвигаются различные проекты обустройства мирового сообщества. Большинство из них связано с созданием нового мирового порядка. При этом одни аналитики и эксперты считают, что этот процесс должен проходить под контролем наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран; Другие отводят решающую роль международным организациям и институтам. В любом случае создание нового мирового порядка не должно ставить под вопрос сохранение национальной и культурной самобытности народов, суверенитета их государств. Представители развивающихся стран предлагают свой проект нового мирового экономического порядка, который предполагает: · решение проблем финансовой задолженности отстающих и развитии стран путем предоставления льготных кредитов, отсрочки выплаты долгов, аннулирования части задолженности; · увеличение экономической и технической помощи этим странам; · передачу им передовой технологии, содействие развитию ключевых отраслей производства; · осуществление программ модернизации аграрного сектора с целью решения продовольственных проблем; · перестройку системы международной торговли, ликвидацию «ценовых ножниц» на сырье и готовую промышленную продукцию, устранение препятствий на пути экспорта товаров из развивающихся стран. Проблема создания нового мирового порядка рассматривается исследователями и специалистами не только в экономическом, но и гуманитарном аспекте. Речь идет о таком переустройстве международных отношений, при котором зависимость будет заменена взаимозависимостью, а доминирование одних стран над другими уступит место солидарности между людьми и народами. Это предполагает разработку системы этических ценностей, основанных на идее справедливости, а также развитие международного сотрудничества в области культуры, науки, образования. Уважение национального суверенитета каждого народа, его прав и культурной самобытности — основа для строительства многополярного мира с несколькими сильными центрами, которые обеспечивали бы новое равновесие сил и интересов в мировой политике. В целом глобализация – это изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Сегодня уже нельзя не принимать во внимание феномен всемирного расширения следующих ценностей: права человека, демократия, рыночное общество, материальное благополучие, потребительская культура, досуг и его осуществление. Следует учитывать диффузию западной цивилизации на Восток и распространение парадигм Востока на Западе. В сфере экономики глобализация проявилась в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций; в сфере политики – в образовании таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, а также появлении разнообразных военных блоков (НАТО). В сфере культуры – это прежде всего унификация стиля жизни вследствие развития средств связи. Глобализацию трудно оценить однозначно. Положительным является то, что данный процесс помогает быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дают людям доступ к благам, о которых они ранее даже не знали. Отрицательным является то, что неповторимые культурные организмы теряют свою специфичность, жизнь становится все более однообразной во всем мире, развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в сырьевые придатки и источник дешевой рабочей силы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |