Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение




Анализ спроса.

Спрос – это платежеспособная потребность. Рыночный спрос - это сумма индивидуальных спросов. Очевидно, что количество товара, которое потреби­тели желают и в состоянии приобрести зависит от цены. Эта связь между ценой и количеством покупаемого товара и называется спросом (графиком или кри­вой спроса).

Спрос показывает количество товаров, которое потребители при прочих равных условиях будут покупать при разных ценах в течение определенного пе­риода времени.

Как следует из определения, спрос обычно рассматривается с позиции вы­годности цены для потребителя. Спрос можно определить как ряд альтернатив­ных вариантов (возможностей) потребителя, которые можно представить в виде таблицы:

Эта таблица рыночного спроса отра­жает связь между ценой товара и его коли­чеством, которое потребители желают и в состоянии приобрести по каждой из воз­можных рыночных цен.

 

 

Эту связь между ценой и количеством приобретаемого товара (величиной спроса) можно изобразить в виде простого графика, на вертикальной оси (ор­динат) которого отображены цены, на горизонтальной (абсцисс) - количество. Каждая точка на графике - комбинация определенной цены и количества товара, ко­торое потребители готовы купить.

 

 

4. Линия DD, проходящая через все эти точки, называется кривой спроса, она отра­жает все возможные комбинации цены и ко­личества покупаемого товара в пределах графика. Кривая спроса нисходящая,

5. изображаемая ею связь между ценой и количеством (величиной спроса) отри­цательная или обратная. Эта обратная связь называется законом спроса.

6. Закон спроса: снижение цены (при прочих равных условиях) ведет к соот­ветствующему возрастанию величины спроса (количества). Напротив, повыше­ние цены (при прочих равных условиях) ведет к соответствующему уменьше­нию величины спроса (количества).

7. Или, что тоже самое, если на рынок поступит большее количество товара, то (при прочих равных условиях) он может быть реализован лишь по менее вы­сокой цене.

8. Такой характер зависимости объясняется следующими обстоятельствами:
1. Эффект дохода. В условиях повышения цены потребитель фактически становится беднее. Снижается покупательная способность его дохода: он располагает сравнительно меньшим реальным доходом, чем до повышения цен. Соответственно, он будет покупать товар в меньших количествах, чем раньше; или вообще будет потерян ряд потребителей данного товара. Напротив, сниже­ние цен увеличивает покупательную способность денежного дохода потребите­ля. Каждое снижение цены может побудить каждого потребителя данного това­ра к дополнительным покупкам; понижающиеся цены приносит новых покупателей.

9. Это последнее обстоятельство связано с важной особенностью спроса на рынке - он формируется как сумма индивидуальных спросов. Снижение или прекращение спроса отдельного лица компенсируется продолжающимся рас­ширением спроса других потребителей, доход которых позволил им «вклю­читься» в потребление данного товара сравнительно позже. Общая сумма поку­пок на рынке будет возрастать.

10. 2. Эффект замещения. При повышении цены данного товара потребитель стремится заменить его покупкой альтернативного, взаимозаменяемого товара (например, парами взаимозаменяемости являются чай и кофе, пшеница и рожь, масло и маргарин, различные сорта растительного масла и т.п.). Сниже­ние цены дает противоположный результат.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у по­требителя возникает способность и желание покупать большее количество то­вара по более низкой цене, чем по высокой.

3. Действие закона убывающей предельной полезности любой дан­ный момент времени каждый покупатель товара получает все меньше полезно­сти от каждой его последующей единицы. Следовательно, потребители поку­пают дополнительные единицы товара лишь при условии, что цена его снижается.

Практически этот закон имеет силу в отношении всех товаров. Исключе­ния: эффект Гиффена и эффект Веблена.

При построении кривой спроса мы исходили из того, что количество поку­паемого товара определяется только одним фактором - ценой (при прочих рав­ных). Существуют еще и неценовые факторы рыночного спроса: Основные из

них следующие:

1. Денежные доходы покупателей.

2. Размер рынка (количество покупателей).

3. Цены на сопряженные товары (товары заменители - субституты; дополняющие товары - комплементы).

4. Вкусы и предпочтения потребителей.

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Изменение любого из неценовых факторов изменяет данные шкалы спроса

или графически - смещение положения кривой спроса, т.е. изменяет спрос. Поэтому данные факторы называют факторами изменения спроса.

Если потребитель обнаруживает желание и возможность приобретать большее количе­ство товара по каждой из возможных цен, то происходит увеличение спроса, графически -сдвиг кривой вправо

шее количество товара по каждой из возможных цен, то происходит уменьше­ние спроса, графически - сдвиг кривой влево (D1, D2).

«Изменение в спросе» не следует смешивать с «изменением величины спроса». Изменение в спросе выражается в смешении всей кривой спроса: либо вправо (увеличение спроса), либо влево (уменьшение спроса). Причина – изменение неценовых факторов спроса.

На языке экономистов понятие «спрос» выражается в виде шкалы или кри­вой, а потому «изменение в спросе» должно означать, что вся шкала измени­лась и что кривая изменила свое положение.

В противоположность этому, изменение величины спроса означает пере­движение с одной точки на другую на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена – количество» (Ра, Qа) к другой их комбинации (Рb, Qb). Причина - изменение цены данного товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.