Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение и спрос: процесс взаимодействия

Базируясь на анализе спроса и предложения, выясним, как определяется рыночная цена товара и количество, которое реально будет продано и куплено на рынке. Сведем вместе данные таблиц 3.1 и 3.2.

Только в положении (С), при цене равной 3, количество товара, на которое предъявляется спрос равно количеству товара, предлагаемому производителя­ми. Любое понижение цены приведет к превышению спроса над предложением; любое повышение цены - к превышению предложения над спросом.

Единственной уравновешивающей ценой, т.е. ценой, которая может сохра­няться, является цена, при которой величина спроса равна величине предложе­ния - равновесная цене (цена равновесия) или конкурентная рыночная цена. Эта устойчивая цена не может быть достигнута сразу, требуется определенный период колебаний вокруг равновесного уровня.

Графически конкурентное равновесие всегда находится в точке пересече­ния кривых спроса и предложения. Равновесная цена находится в точке пересе­чения кривых спроса и предложения, в этой точке величина спроса равна величине предложения (QС=12).

При более высокой цене воз­никает избыток предложения над спросом. При этом в результате конкуренции продавцов цены будут стремиться снизиться до уровня равновесия («излишек» предложе­ния будет «толкать» цену вниз). При любой цене ниже равновесной возникает избыток спроса (дефицит). Конкуренция покупателей будет оказывать давление на цены в сторону их повышения («излишек» спроса будет «толкать» цену вверх). Лишь в т.С дости­гается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

Такова сущность теории спроса и предложения. Теория служит практиче­ским целям хозяйственной деятельности и является фундаментом многочис­ленных прикладных разработок, позволяющих довольно точно прогнозировать:

- поведение потребителей, объем, структуру и динамику спроса;

- изменение объема производства и цен;

- последствия государственного вмешательства в функционирование рыночного механизма (законодательное регулирование цен, налоги).

- Функционирование рыночного механизма. Рассмотрим воздействие из­менения спроса и изменения предложения на рыночную цену и объем.

- (а): увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), при­водит к повышению цены и увеличению количества.

- (b): уменьшение спроса - вызывает снижение цены и сокращение количе­ства.

- Таким образом, существует прямая связь между изменением спроса и по­следующим изменением равновесной цены и количества

 

-

- (а): увеличение предложения при прочих равных условиях приводит к по­нижению цены и росту количества.

- (b): уменьшение предложения - приводит к повышению цены и сокраще­нию количества.

Таким образом, существует обратная связь между изменением предложе­ния и последующим изменением равновесной цены. Но связь между изменени­ем предложения и последующим изменением количества - прямая.

Функционирование рыночного механизма.

1) Рынок товара - равновесные цена P1 и количество

2) Спрос увеличивается (D2D2) под воздействием каких-либо неценовых факторов. Новое положение равновесия - N (результат давления со стороны избы­точного спроса.

Устойчиво ли это положение? Высокая цена - стимул для расширения производства действующими производителями и приманка для новых.

3) Увеличивается предложение (S2S2), новое положение равновесия - Т, снижается цена и растет объем.

Получив сигнал от спроса, механизм рынка вызвал изменение предложе­ния и вернул экономику в состояние равновесия.

Переход от равновесия N к равновесию Т - переход от краткосрочного к долговременному равновесию. Если в текущем и краткосрочном периоде изме­нение спроса ведет к резкому возрастанию цен, то в долгосрочном периоде на­блюдается изменение в объемах предложения, что приводит к снижению цен.

3. Общественная выгода от конкурентного равновесия: «излишек производителя» и «излишек потребителя».

Концепция излишков производителя и потребителя была введена англий­ским экономистом А.Маршаллом. Результаты конкурентного равновесия рас­сматриваются с точки зрения выгоды, полученной потребителем и производи­телем.

«Излишки потребителя» – это разница между «ценой спроса», т.е. макси­мальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и тем количеством денег, которое они действительно отдали При вложившейся цене равновесия.

«Излишек производителя» это разница между рыночной ценой, которую производители получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

Сумма излишков характеризует общую выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.

Конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первона­чально были согласны; производители

продали больше и дороже, чем были готовы. Точка равновесия на конкурент­ном рынке эффективна по Парето, поскольку невозможно повышение благо­состояния одних участников обмена без ущерба для других.

Если существует свободный рынок, то экономика эффективно распределя­ет ресурсы. Но с точки зрения общественного оптимума (благосостояния) это условие необходимое, но не достаточное, т.к. существует несправедливость в распределении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ предложения | Текстові тестові завдання 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.