КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы криминалистической фоноскопии
1. Звук, как источник криминалистически значимой информации
Любая человеческая деятельность, любое взаимодействие человека с окружающей средой осуществляется в мире звуков и в свою очередь порождает звук. Мир полон звуков. Шум ветра, пение птиц, голоса людей, звуки работающих механизмов – все это объективный фон[38] человеческой деятельности. Звуковой фон преступной деятельности принципиально не отличается от звукового фона любой человеческой деятельности. Что же такое звук? Звуком называют мысленный образ, возникающий в сознании при воздействии звуковых волн на орган слуха человека. Следовательно, вне человеческого сознания и независимо от него существуют волновые колебания частиц упругой среды, называемые звуком. Разумеется, что колебания упругой среды возникают не сами по себе, а генерируются источниками звука, иначе материальными объектами, которые в процессе взаимодействия и отражения способны выполнять затухающие колебания или автоколебания. Например, камертоны, струны, мембраны, голосовой аппарат человека или животных и т. п. Звуки возникают при вращении тел, при обтекании твердых тел постоянным потоком воздуха (эффект эоловой арфы) и жидкости, прерывании потока газа или жидкости (эффект сирены). Источниками звука могут быть различные устройства, специальные излучатели звуков, например, громкоговорители, генераторы ультразвука и др. Наряду с источниками выделяют приемники звука. Это в первую очередь слуховой аппарат человека или животных. Колебания различной частоты воспринимаются ухом человека как звук различной высоты. Чувствительность слухового аппарата у человека достигает максимума в диапазоне 1–4 кГц. Звуки с частотой ниже 16–20 Гц и выше 15–20 кГц человек не воспринимает. Звуки частотой ниже 16–20 Гц называют инфразвуками, а выше 20 кГц – ультразвуками. Физическая природа звуков, однако, едина, их разделение на слышимые и не слышимые обусловлено единственно особенностями слухового аппарата человека. Искусственные приемники звука преобразуют звуковые колебания в механические (фанограф), электрические (микрофон, гидрофон), электромагнитные (магнитофон). Таким образом, следы звука возникают либо в идеальной форме в виде образов памяти в сознании человека, либо в материальной форме, будучи зафиксированными одним из искусственных приемников звука. Процесс формирования звуковых следов принципиально не отличается от процесса возникновения иных следов. Воспринимая звуковые следы органолептически, человек анализирует их, моделирует обстановку события, мысленно воссоздает его “картину”, то есть какие объекты взаимодействовали в момент совершения преступления, а следовательно, находились на месте происшествия. Жизненный опыт позволяет легко различать голоса людей, отличать их от шумов, звуков станков, животных, звучащих средств совершения преступления. По спектральным характеристикам звука можно судить, какую эмоциональную нагрузку несет речь человека – тревогу, ярость, радость, восторг и т. п. Мы легко различаем звучание металла, дерева, стекла, шагов обутых или босых ног, иногда по звуку шагов узнаем даже походку знакомого человека, звук работающих механизмов и можем определить, какие это механизмы. Как было сказано выше, источником звука может быть физическое тело (твердое, жидкое, газообразное), которое под действием силы (приложенной энергии) совершает колебательное движение, отражающееся в материальной среде, в частности в воздухе, в виде упругих волн, воспринимаемых человеком как звук. Поэтому трудно перечислить источники звука, т. к. ими являются любые объекты органической и неорганической природы, которые делятся на четыре группы: 1) люди (звуковая речь, неречевые звуки); 2) живые организмы (звуки животных, птиц, насекомых и т. п.); 3) неживые объекты и их системы (звуки музыкальных инструментов, работающих станков, агрегатов, транспорта, инструментов, орудий взлома, взламываемых преград, выстрела и т. п.); 4) явления природы (звуки грома, шум водопада, обвала, горения, прибоя и др.). Особая природа звуков обусловливает их специфические свойства, к которым относятся динамичность, рассеиваемость, делимость и отражение. Динамичность означает подвижность звука. Поскольку звук – это колебание упругой среды, звуковая волна, которая в воздухе движется со скоростью 340 м/с, а в твердых телах – до 6 000 м/с, след звука возникает в конкретной точке, именно той, где находится приемник звука в конкретном временном промежутке. Отсюда звук – явление подвижное и мгновенное. Его восприятие будет во многом зависеть от расстояния до источника звука. Например, звук выстрела лицами, находящимися на различных расстояниях от него, будет воспринят в разное время – вначале услышан ближним наблюдателем, а затем поочередно остальными. Когда же звуковая волна дойдет до последнего, то первый уже будет слышать звука, поскольку звуковой волны в данной точке уже нет. Звук может быть и длящимся, то есть звуковая волна одновременно находится в точке ближнего и дальнего наблюдателей. В этом случае источник должен постоянно генерировать звук, излучать звуковую энергию. Например, мы слышим звук электрического звонка до тех пор, пока нажата кнопка; шум водопада, гудок сирены – все это источники, непрерывно генерирующие звуковую волну. Рассеиваемость. Звуковая волна в однородной среде распространяется с одинаковой скоростью во все стороны. Однако, по мере удаления от источника, энергия звуковой волны уменьшается, и, на определенном расстоянии волна затухает, то есть звук практически рассеивается, исчезает. Следовательно, при фиксации звуковых следов приемник необходимо размещать ближе к источнику. Искусственные и некоторые естественные источники создают звуковые волны направленного действия, они имеют большую интенсивность и распространяются в определенном направлении. Поэтому для фиксации таких звуковых следов надо прогнозировать место нахождения источника и знать примерно его вид и свойства. Делимость. Поскольку звуковые волны обладают рассеиваемостью и строго не фиксируются в конкретной точке, так как подвижны, звук можно “разделить” на части, которые будут идентичны целому. Например, можно поместить вокруг источника несколько приемников, и таким образом один и тот же звук будет зафиксирован несколько раз, то есть с источника звука будут получены одновременно несколько “копий” – слепков, отображающих звук, след. Такие фонограммы по своему информационному значению совершенно одинаковы. Отдельные различия могут возникнуть лишь вследствие различного качества приемников. Наконец, звуковые волны обладают свойством отражения. Подобно свету, звуковая волна может быть направлена специальным отражателем в необходимую точку, то есть звук можно перенести из одного места в другое, причем свойства следа останутся неизменными. Звук, как физическое явление, характеризуется еще рядом свойств, а именно: длиной волны, частотой колебаний, амплитудой, периодом колебаний. По длине волны звуки делят на коротковолновые – ультразвуки и длинноволновые – инфразвуки. Интенсивность звука зависит от амплитуды – наивысшего отклонения колеблющейся точки от положения равновесия. Чем выше волна, тем больше шум моря. Поэтому в каждой точке материальной среды, в которой распространяется звуковой след, интенсивность звуковой энергии различна, следовательно, и громкость звука неодинакова. С помощью технических устройств интенсивность звукового следа можно усилить либо уменьшить без качественных изменений. Как видно, свойства звуковых следов необычны и не могут наблюдаться в обычных материальных следах.
2. Технические средства и особенности тактических приемов фиксации звуковых следов
Звуковые следы отличаются от традиционных, уже хорошо изученных криминалистикой, рядом признаков, создающих серьезные трудности их фиксации как в техническом, так и в тактическом отношении. Динамичность (подвижность) и рассеиваемость (затухание) звука требуют специальных приемов и средств для обнаружения звуковых следов и их фиксации. Существует два способа фиксации звука: органолептический и технический. При органолептическом способе фиксации используются биологические приемники – органы слуха человека. Отображенный органом слуха след звука представляет мысленный, субъективный образ, иначе след памяти. Зафиксированный органолептически звуковой след может быть использован в оперативно-разыскной деятельности для оперативного узнавания по речи либо в ходе следственного действия для опознания человека по его речи. Для целенаправленной фиксации звуковых следов желательно выбирать наиболее близкие от источника точки, а также чтобы на пути распространения звука не было препятствий. При восприятии звукового следа, распространяющегося по твердому предмету, среде, необходимо приложить ухо к предмету, например рельсу, чтобы услышать звук приближающегося поезда, когда по воздуху его еще не слышно. Поскольку звуковая волна рассеивается и постепенно затухает, приемник следует помещать в такой точке, где сила звука не ниже порога чувствительности прибора, человеческого уха. Для установления достоверности показаний свидетелей-очевидцев о восприятии конкретной звуковой информации обычно проводят следственный эксперимент, хотя данное обстоятельство можно установить техническим путем. Запись техническими средствами. Записывание звука на звуконоситель для создания фонограммы называется звукозаписью. Для звукозаписи применяются различные технические устройства, называемые звукозаписывающей аппаратурой, а для воспроизведения фонограммы – звуковоспроизводящей аппаратурой. В последнее время в следственной и оперативной практике получила распространение портативная импортная звукозаписывающая аппаратура: карманные диктофоны, портативные магнитофоны, магнитолы. Особенно эффективны бытовые карманные диктофоны, работающие по системе “Компакт-кассета” (например, “Панасоник”, “Хитачи”, МК-60), а также использующие микрокассету “Националь” (“Перлкордер”, “Стенкорд”); диктофоны “Сони-ВОР” (“Националь”). Из отечественных следует назвать “Топаз”, “Малахит”, “Спринт”, использующие кассету МК-60. Сущность звукозаписи состоит в том, что звуковая волна, взаимодействующая с техническим устройством, возбуждает в его приемнике синхронные источнику звука колебания, которые различными методами преобразуются в энергетические сигналы, закрепляемые на материальном носителе. По способу преобразования и закрепления энергетических сигналов звукозапись делят на механическую, магнитную и оптическую. Механическая звукозапись осуществляется сложными техническими устройствами, преобразующими механические колебания одной среды (газообразной) в объемные изменения другой среды (твердой – грампластинка, металлической – диск и т. п.). Воспроизведение осуществляется на основе механического (патефоны) либо электрического (электрофоны) принципов. Магнитная запись наиболее распространена в бытовой звукозаписывающей технике. Основу ее составляет явление остаточного намагничивания носителя, движущегося вблизи магнитного поля записывающей головки. Для магнитной записи в качестве магнитного носителя используется магнитная лента, стальная проволока, магнитные диски, барабаны. Магнитная лента представляет собой синтетическую лавсановую основу, на которую нанесен тонкий магнитный слой. Оптическая запись имеет несколько аналогов. Сущность ее состоит в том, что механический звуковой сигнал преобразуют в оптический, который с помощью специального устройства записывается на светочувствительный носитель. Приведенные системы записи являются аналоговыми, то есть пишут непрерывный сигнал, поэтому такая запись имеет много недостатков. Последним изобретением является цифровая запись, работающая по системе “Компакт-диск” (1982 г., фирмы “Филлипс”, “Сони”). Это великое достижение электроники конца века и будущее звукозаписи. Цифровая запись преобразует звуковой сигнал в дискретный, который после обработки записывается цифровым кодом. Запись отличается сверхвысоким качеством, устраняет помехи аппаратуры, а носитель в сто раз компактнее обычной кассеты МК. Таким образом, существуют три вида звукозаписи: магнитная, механическая и оптическая. Магнитная лента, дискета без записи звуковых сигналов называется магнитным звуконосителем. Когда на носителе имеется запись звуковых сигналов, звуконоситель называют сигналограммой, а если на нем записана речь человека – фонограммой. Современные магнитофоны – сложные технические устройства, сочетающие в себе тончайшие механические узлы и сложную электронную базу. Существует несколько классификаций магнитофонов. По целевому назначению их делят на студийные, бытовые, репортерские, специальные и диктофоны. В следственной и судебной практике используются бытовые и специальные магнитофоны, которые целесообразно делить на катушечные (осуществляют запись на ленту в катушке) и кассетные. Компакт-кассетные магнитофоны. Почти вся современная бытовая техника звукозаписи, импортная и отечественная, использует стандартную закрытую кассету МК-60, МС и специальные, пишущие звук на микрокассету “Националь”. Ширина ленты для компакт-кассеты и кассеты “Националь” стандартная – 3,81 мм.
Технические и тактические особенности звукозаписи в следственной и оперативной практике
В следственной практике звукозапись производится в основном на стадии предварительного следствия. При этом с тактической стороны могут возникать такие ситуации: а) источник звука известен, и им может управлять следователь, например, запись следственных действий допроса, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и др.; б) источник звука известен, но им невозможно управлять, например, запись явлений природы (гром, звук прибоя, шум улицы, скрип тормозов столкнувшихся транспортных средств); в) источник звука неизвестен и им нельзя управлять. Таковыми являются запись события преступления, подготовительных действий преступника либо деятельности по сокрытию следов преступления, например, запись хулиганских действий на улице, дебошира в квартире, задержания распоясавшегося хулигана, производственных процессов, происходящих в экстремальных условиях, переговоров экипажей транспортных средств с диспетчерами и т. п. Тактические приемы в каждом случае различны. В первом случае, когда источником звука можно управлять, место записи звука выбирает следователь, чаще всего по месту производства следственного действия. Помещение должно быть относительно изолировано от посторонних шумов, предварительно следует выбрать место расположения источника звука и приемника, попробовать запись. Затем разместить источник перед микрофоном и проводить запись. Если запись производится в процессе движения источника, то обычно используется галстучный микрофон либо радиомикрофон, когда расстояние до источника значительно или изменяется. Так, при получении экспериментальных образцов звуковой среды на месте происшествия в деревообрабатывающем цехе следует с микрофоном пройти по цеху, примерно повторив путь преступника. При этом следует убедиться, что в цехе работают все те же станки, что работали в момент события происшествия, звуковая среда которого записана на исследуемой фонограмме. При записи звука в условиях управления источником не рекомендуется предлагать допрашиваемому читать протокольную запись перед микрофоном. Запись управляемого источника звука должна быть сплошной. Вместе с тем, для представления в суд может быть изготовлена выборочная фонограмма. При этом сплошная фонограмма должна храниться в наблюдательном производстве, и суд может истребовать ее в любое время. Запись в ситуации, когда следователь не может управлять источником звуковых следов, осуществляется в двух технических режимах: дежурном и пороговождущем. Для записи в дежурном режиме приемник помещают в место вероятного появления источника (на рабочее место, в жилое помещение, в котором собираются разрабатываемые лица, место, где предполагается преступление – кража, взлом преграды и т. п.). Магнитофон включают, и ведется сплошная запись до окончания ленты и снятия устройства. Возможен и другой способ: магнитофон включается дистанционно, например, на время работы в офисе, а на ночь его выключают. При сплошной записи фиксируются все звуковые следы в пределах чувствительного устройства. Именно так была случайно записана звуковая среда на месте убийства президента Д. Кеннеди в Далласе. На одном мотоцикле полицейского эскорта случайно оказался включенным в дежурном режиме магнитофон, запись которого автоматически передавалась и записывалась в полицейском управлении города. Впоследствии фонограмма позволила установить количество произведенных выстрелов и расположение стрелявших на месте происшествия. В ситуациях, не терпящих отлагательства, когда источник звука возникает внезапно, например, при узнавании и задержании разыскиваемого преступника, пресечении хулиганства, доставлении задержанного хулигана в дежурную часть или пункт охраны общественного порядка, запись ведется в дежурном режиме. Известно, какие противоправные действия оказывают задержанные (сквернословят, оскорбляют, оказывают сопротивление). Подобные сцены сотрудник уголовного розыска, участковый инспектор обязательно должны записать на диктофон, включая его, как только назревает подобная ситуация. Такая фонограмма является важным доказательством, опровергающим ложные показания задержанного о том, что его избивали, применяли незаконные методы задержания, что он не сквернословил и не оказывал сопротивления и неповиновения. Фонограмма при протокольной форме производства – важный источник доказательственной информации. В связи с этим патрульно-постовые наряды должны снабжаться звукозаписывающей техникой, что позволит избежать незаконных действий должностных лиц во время пресечения и профилактирования правонарушителей, избежать оговора работников дознания. Современные технические средства позволяют производить запись звуковой информации с телефонного тракта, телевизионных и радиосистем как контактно – путем подключения, так и дистанционно – путем снятия звуковых колебаний с различных объектов (оконных стекол, тонких стенных перегородок, работающих агрегатов и т. д.). Подобные операции осуществляют органы дознания на основании постановления, санкционированного прокурором.
3. Судебная экспертиза звуковых следов
Использование звуковых следов в следственной и судебной практике стало возможным благодаря достижениям естественных и технических наук, главным образом физики, электроники. Внедрение звуковых следов в качестве источников доказательственной информации стало возможным благодаря работам украинской школы криминалистов, возглавляемой профессором М.В. Салтевским и его последователями – В.Л. Шаршунским, А.А. Ложкевичем, Г. Рамишвили, С.П. Мохневой, Ю.Ф. Жариковым, Ящуринским, Л.И. Громовенко, П.Ю. Тимошенко и других исследователей, заложивших основы нового направления криминалистического исследования звуковых следов для целей расследования преступлений и отождествления человека по звуковой речи. Криминалистическая акустика возникла на основе данных физической акустики. Криминалистическая фоноскопия – раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения информации о преступлении и его участниках в следах звука и разрабатывающий на этой основе методы и средства собирания, исследования и оценки использования звуковых следов в уголовном судопроизводстве. Специфической особенностью криминалистической фоноскопии является то, что она исследует звуковые следы как источники доказательств. Поэтому исследуемые следы причинно связаны с событием преступления. Исследование производится в рамках экспертизы, называемой судебно-фоноскопической. Современное состояние судебно-фоноскопической экспертизы позволяет решать следующие классификационные, идентификационные и диагностические задачи: а) устанавливать источник звука (человек, техническое устройство, вид, агрегат, музыкальный инструмент, оружие и т. п.); б) отождествлять звукозаписывающие устройства (магнитофоны, диктофоны), на которых производилась запись звуковых следов; в) дешифровать содержание неразборчивой речевой либо иной звуковой информации; г) устанавливать различные изменения, умышленно внесенные либо образованные вследствие эксплуатации фонограммы (монтаж, перезапись, уничтожение записи); д) устанавливать эмоциональное состояние человека по его звуковой речи и выражать эти данные количественными признаками спектральных изменений. Отождествление источника звуковой информации по его звуковому следу, зафиксированному на магнитном носителе (фонограмме, дискете, диске), составляет предмет фоноскопической экспертизы. Объектами исследования являются звуковые следы человека, животных, птиц, насекомых, предметов материального мира неорганической природы, станков, машин, средств совершения преступления, явлений природы, а также звукозаписывающие, звуковоспроизводящие устройства и средства трансляции звуковых сигналов (телефон, усилители, радиоустройства). Относительно каждого из них решаются различные задачи, главным образом идентификационные. Методика исследований в целях отождествления источников звуковых следов несколько отличается от методики исследования непосредственно звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств. Поэтому идентификационную экспертизу источников звуковых следов было предложено относить к фоноскопической экспертизе, а исследования материалов звукозаписи считать электроакустической экспертизой (Л.И. Громовенко). Таким образом, исследование материалов звукозаписи реализуется в рамках двух видов экспертиз – фоноскопической и электроакустической, относящихся к криминалистическим. Объектами фоноскопической экспертизы являются фонограммы с записью акустической информации (речи человека, голосов животных, птиц, шума явлений природы, машин, станков, транспортных средств, предметов и вещей обстановки места происшествия). Формы и характер изменений звуковых колебаний во времени отражают свойства источников, их производственно-бытовое назначение, что позволяет классифицировать и распознавать звуковые сигналы, а в ряде случаев идентифицировать источник. Фоноскопическая экспертиза позволяет: а) установить, сколько источников звука записано на данной фонограмме; б) определить вид источника звуковых следов (человек, животное, машина, искусственный синтезатор), записанных на фонограмме, обнаруженной на месте происшествия; в) отождествить источник звуковых следов, записанных на фонограмме (конкретного человека, машину, вещь); г) установить пол говорящего. Таким образом, фоноскопическая экспертиза решает задачи, связанные с идентификацией источника звуковых следов, а также некоторые классификационные и диагностические задачи. Важный момент в подготовке материалов на фоноскопическую экспертизу – получение образцов для сравнительного исследования. Образцы отбирают в соответствии с положениями ст. 202 УПК РФ. Последние представляют собой фонограммы, на которых должна быть записана в аналогичных условиях с исследуемой акустическая информация (на том же либо на таком же звукозаписывающем устройстве). Если исследуемая фонограмма записана с телефонного тракта, то и образцы надо записать с телефона, причем с того же самого. Образцы должны содержать свободную речь (рассказ, диалог, полилог), в которую желательно включать фразы, слова, имеющиеся в исследуемой фонограмме. Запись может быть осуществлена в виде телефонного разговора двух лиц, в виде интервьюирования лица, образцы речи которого следует отобрать. Наконец, образцы звуковых следов могут быть сняты техническими средствами с проводных средств связи при соответствующем процессуальном оформлении. Разумеется, в образцах не должны присутствовать нецензурные выражения, а также их нельзя подвергать какой-либо технической обработке. Подготовленные материалы, исследуемые и экспериментальные, необходимо упаковать отдельно в металлические коробки, экранирующие фонограммы от повреждения и размагничивания. Электроакустическая экспертиза решает классификационные, идентификационные и диагностические задачи относительно средств и материалов звукозаписи, в частности: 1. На данном ли магнитофоне произведена запись исследуемой фонограммы; 2. На одном или разных технических устройствах записаны исследуемые фонограммы? 3. Каков класс, вид звукозаписывающего устройства, на котором записана звуковая среда на месте совершения преступления? 4. Подвергалась ли фонограмма механическим изменениям (механическому монтажу либо монтажу с использованием электроакустического тракта)? 5. Какая магнитная пленка использовалась для записи: старая, на которой имелась какая-то запись, или новая, сколько раз пленка использовалась для записи? 6. Является ли запись на фонограмме первичной или это перезапись с другого носителя, звукозаписывающего устройства? 7. Каково содержание записанной акустической информации на фонограмме? Научные основы электроакустической экспертизы составляют данные акустики и теории звукозаписи. Фонетическая экспертиза фонограммы речи человека устанавливает психическое состояние говорящего, определяет степень его эмоциональной напряженности при ответе на эмоциогенный раздражитель либо при устном объяснении при непосредственном наблюдении. На разрешение фонетической экспертизы могут быть поставлены такие вопросы: 1. Каково психическое состояние говорящего? 2. Каковы физические, демографические и социальные данные говорящего? 3. Является ли фонограмма результатом фиксации свободной речи или текст начитан перед микрофоном с листа? 4. Какие эмоциогенные раздражители (назвать) в речи гр. П. изменяют спектральные характеристики речи и как количественно? 5. Чем можно объяснить изменение спектральных характеристик речи допрашиваемого при ответе на вопрос (назвать какой), при предъявлении доказательства (назвать какого)? Рассмотренные фоноскопическая, электроакустическая и фонетическая экспертизы относятся к классу акустической. Фоноскопическая и электроакустическая экспертизы являются идентификационными и диагностическими, а фонетическая экспертиза – диагностической, ее выводы имеют лишь вероятностную форму, то есть предоставляют следователю информацию для принятия собственного решения. Методика производства судебной экспертизы звуковых следов сложна и требует специальной техники, углубленной разработки криминалистического учения о звуковых следах на основе интеграции положений криминалистики, акустики, лингвистики, фонетики и других наук, а также соответствующей подготовки эксперта-фоноскописта.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |