КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние транспорта на окружающую среду
Лекция 7.
Наряду с энергетикой, промышленностью, сельским хозяйством и строительством на окружающую среду существенное воздействие оказывает транспорт. Транспорт всегда играл важную роль в жизни человечества, но особенно его роль возросла в XX в. Расстояние между любыми двумя точками земного шара можно преодолеть за несколько часов. Различают следующие основные виды транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной, магистральный трубопроводный (нефтепроводы и газопроводы). В настоящее время земной шар покрыт густой сетью путей сообщения. Протяженность магистральных автомобильных дорог мира с твердым покрытием превышает 11,5 млн км, воздушных линий — 5,3 млн км, железных дорог — 1,3 млн км, трубопроводов — около 1 млн км, внутренних водных путей — 600 тыс. км. Транспорт стал одной из крупнейших отраслей народного хозяйства. На транспорте занято 9 % всех работающих в народном хозяйстве, транспортом потребляется примерно 13% топливно-энергетических ресурсов, расходуемых в народном хозяйстве. Большую долю транспортной работы выполняет промышленный транспорт, в составе которого примерно 30 — 35% перевозок совершают железные дороги и около 60% — автомобили, а оставшиеся 5 — 10% — конвейерные виды (трубопроводы, транспортеры, канатные дороги), а также речные и морские суда. Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду происходит различными путями. Современным крупным аэропортам требуется, как правило, 25 — 50 км2 площади. Аэропорт в Далласе (штат Техас в США) занимает 70 км2. Добавим к этому, что примерно 120 км2 в зоне современного аэропорта становятся непригодными для заселения в основном по условиям безопасности полетов и чрезмерного шума.
Кардинально решает проблему экономии площадей строительство железных и автомобильных дорог на эстакадах и особенно под землей. Но такие сооружения существенно повышают стоимость транспортных сооружений: на эстакадах — в 1,5 — 2 раза, под землей — $ 3 — 4 раза. Во многих городах мира на эстакады подняты автомобильные и железные дороги, а также линии метрополитена. На эстакаду поднята скоростная железная дорога между Токио и Осака. С целью экономии площадей сооружаются также многоэтажные и подземные* гаражи и стоянки автомобилей. В Женеве, например, подземный гараж размещен даже под частью площади озера. Строятся подземные железнодорожные вокзалы. Примером грандиозного подземного вокзала может служить новый вокзал в Токио. Уже давно практикуется использование территорий, отвоеванных у моря. Наибольший опыт в этом отношении накопили Нидерланды, примерно 1/3 территории которой когда-то была дном моря. Сегодня в Нидерландах изучаются и реализуются возможности строительства новых островов в Северном море для размещения аэродромов, причалов для погрузки и разгрузки супертанкеров, а также мусоросжигательных станций и заводов по переработке отходов производства и быта. В Японии значительная часть эстакады монорельсовой дороги, связывающей центр Токио с аэропортом, проходит не над берегом, а непосредственно над морем вдоль берега. Там же созданы искусственные острова. Токио и Осака частично стоят на земле, отвоеванной у моря. Голландский метод осушения территории с помощью дамб был использован в США при сооружении аэродрома в Чикаго на берегу озера Мичиган, а также в Великобритании на ряде островов. Все виды транспорта в той или иной степени вызывают загрязнение водного бассейна. Наиболее распространенными загрязнителями, которые вводятся транспортом в гидросферу, являются нефть и нефтепродукты. Эти загрязнения усиливаются из-за ава- рий танкеров, перевозящих нефть. К 70-м годам XX в. многие крупные реки и озера оказались в той или иной степени загрязненными. Загрязнена нефтью вода многих морей, особенно в бассейне Средиземного моря, в частности в районах Неаполя, Венеции, Генуи, Марселя. Нефтяная пленка задерживает на 35 — 40% ультрафиолетовое излучение и тем самым снижает фотосинтез и образование биомассы в океане. Она же затрудняет обмен кислородом между гидросферой и атмосферой, а находящаяся в воде 1 т нефти поглощает почти весь кислород, растворенный в 400 тыс. т воды. Нефть не только плавает, но и тонет, отравляя глубинные массы воды. Уже сегодня ущерб по объему морепродуктов, которыми пользуется человек, оценивается в 20 млн т в год, или около 25%. Транспорт вместе с промышленностью являются в настоящее время главными источниками загрязнения воздушного бассейна. Особую ответственность несет автомобильный транспорт. По американским данным, в 1960 г. на его долю приходилось более 55 % общей массы загрязнителей, при этом особенно много выбрасывается окиси углерода (81 %). Иными словами, транспорт выделяет значительную часть загрязнителей, приходящихся на энергетику, промышленность и прочие сферы экономики. Современный автомобиль для сгорания 1 кг бензина расходует около 200 л кислорода. Это больше объема кислорода, вдыхаемого человеком на протяжении суток. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год автомобиль сжигает 1,5 — 2 т топлива и 20 — 30 т кислорода. Реактивный пассажирский самолет при перелете из Парижа в Нью-Йорк тратит 35 т кислорода.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |