КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пользование информационными ресурсами
Право пользования информационными ресурсами есть ни что иное, как одно из правомочий, составляющих содержание этого права и означающее основанную на законе возможность хозяйственного использования информационного ресурса путем извлечения из него полезных свойств или его потребления. При этом следует иметь в виду, что правомочие пользования в большинстве случаев хозяйственного использования ресурса тесно связано с правомочием владения. Информационными ресурсами можно пользоваться только при условии фактического обладания ими или, говоря иначе, при условии их наличия у себя. У собственника или иного титульного владельца информационного ресурса такое право существует изначально и может быть реализовано в отношении принадлежащего ему ресурса. Для третьих лиц, выступающих в роли пользователей, закон устанавливает ряд правовых оснований для реализации права на доступ. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе: — законодательства; — уставов органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, общественных, политических и иных организаций, положений о них; — договоров на услуги по информационному обеспечению. При этом пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного управления и самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, только если она не отнесена к разряду информации с ограниченным доступом. Юридически обеспеченную возможность ознакомления с теми или иными документами следует рассматривать как право на ознакомление. Это право в отношении документов, содержащих сведения, затрагивающие права и свободы пользователя, непосредственно закреплено в Конституции Республики Беларусь Эта связь проявляется в том, что без права на доступ право пользования и право на ознакомление не могут быть реализованы. С другой стороны, невозможно пользоваться информацией из информационных ресурсов без предварительного ознакомления с ней. Действующее законодательство провозглашает доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам в качестве основы осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Праву на доступ к информации корреспондирует обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, ответственных за формирование и использование информационных ресурсов, предоставлять запрашиваемую информацию и обеспечивать условия для ее оперативного и полного предоставления. Порядок получения информации пользователем определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХП «Об информатизации». Перечни, характеризующие содержание информации и услуг по информационному обеспечению, а также сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам предоставляются пользователям бесплатно. Очевидно, что пользователь, реализуя свое право на доступ к информации из государственных информационных ресурсов, может требовать предоставления только тех сведений, которыми располагает владелец или собственник информационного ресурса. Законом гарантируется между тем достаточно широкий спектр информационных продуктов, предоставление которых пользователям обязательно со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это, прежде всего, касается информации о деятельности названных органов, о правах, свободах и обязанностях граждан, о проблемах, представляющих общественный интерес. В данном случае право на доступ реализуется пользователями, как правило, через средства массовой информации в форме их оповещения. Реализация права на доступ к информации, содержащейся в частных информационных ресурсах, законом не гарантируется. Доступ к подобной информации может быть осуществлен на договорной основе. Из него законодатель делает исключение. Исключение касается документированной информации о гражданах и организациях. Отказ владельца информационных ресурсов в доступе к информации о запрашивающем ее субъекте может быть обжалован в судебном порядке.
ТЕМА 3: ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |