КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия и виды информационных ресурсов
Классификация информации по роли в правовой системе По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую. Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах. Ненормативная правовая информация создается в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. К ненормативной правовой информации можно отнести: 1) общую информацию о состоянии законности и правопорядка; 2) информацию о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах; 3) информацию, связанную с раскрытием и расследованием правонарушений (криминологическая, криминалистическая, судебно-экспертная, оперативно-розыскная); По степени доступности информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа. К открытой можно отнести: 1) информацию как объект гражданских прав; 2) массовую информацию; 3) информацию о выборах, референдумах; 4) официальные документы. 5) и др. К информации с ограниченным доступом относятся: 1) государственная и служебная тайна; 2) секреты производства и коммерческая тайна; 3) персональные данные; 4) другие виды тайн (врачебная, адвокатская, нотариальная, семейная). Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных Конституцией РБ, и обязанностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гарантий информационных прав и свобод. Для информации любого вида и назначения, создаваемой, применяемой или распространяемой в правовой системе, присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информации. Юридическая информация отличается от иных видов информации своими свойствами и особенностями: 1) физической неотчуждаемостью, так как при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения должна заменятся передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами; 2) обособляемостью, поскольку для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возможность передачи информации в такой форме от одного субъекта к другому. 3) материальностью. Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальных носителях, а это позволяет распространить на информационную вещь совместное и взаимосвязанное действие двух институтов — авторского права и вещного права; 4) распространяемостью, так как информация может распространятся и тиражироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания, поэтому может принадлежать неограниченному кругу лиц. Отсюда следует, что необходимо юридически закреплять объем прав по использованию информации. 5) экземплярности информации. Это свойство заключается 6) организационной формы. Информация, находящаяся в В ст. 1 Законе Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХП «Об информатизации» информационные ресурсы определены как организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах. В основу данного понятия положена категория документа, рассматриваемого законодателем в качестве информации, закрепленной на каком-либо материальном носителе. Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХП «Об информации» информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц и государства, а сами отношения носят характер вещно-правовых отношений. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, организаций и общественных объединений. Ст. 14 того же закона определяет физические, и юридические лица являются собственниками тех документов и их массивов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. При этом государство имеет право на выкуп документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут по желанию их собственника включаться в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы. Информационные ресурсы, согласно ст. 15 выше указанного закона, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в том числе имеет право: — назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими; — устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним; — определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении. Виды информационных ресурсов. Действующее законодательство, регулирующее отношения в информационной сфере, не содержит ясных правил, позволяющих дифференцировать информационные ресурсы на их отдельные разновидности. По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на: — государственные; — частные. Государственные в свою очередь делятся на: — открытые и общедоступные информационные ресурсы; — информационные ресурсы ограниченного доступа. Последние в свою очередь дифференцируются на: — документированную информацию, отнесенную к государственной тайне; — документированную информацию конфиденциального характера. В данном случае классификационным основанием деления информационных ресурсов выступает характер доступа к ним.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |