КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, метод, понятие и принципы информационного права
Ядром предметной области информационного права являются общественные отношения. Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации: 1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации (создание официальной информации, интеллектуальной собственности); 2) отношения, связанные с хранением информации (защита информации, хранение информации с особым режимом доступа); 3) отношения, связанные с передачей и распространением информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети Интернет и др. глобальных информационных сетей); 4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфере библиотечного и архивного дела). Таким образом, предметом информационного права будут является все вышеперечисленные общественные отношения, возникающие в информационной сфере, а именно общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации. Все методы, характерные для информационного права, можно разделить на императивные и диспозитивные. Императивные методы основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. К императивным методам относятся: 1) метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом); 2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (используется для обозначения деяний, представляющих собой информационные нарушения). Диспозитивные методы основываются на равенстве участников правоотношений и на их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения в информационном праве. В информационном праве используются следующие диспозитивные методы: 1) метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела); 2) метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности); 3) метод рекомендаций, заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников информационных правоотношений (регулирование средств массовой информации); 4) метод поощрений, при этом законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную законодателем модель поведения. На основе выше изложенного можно дать следующее определение информационного права — это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов. Внауке информационного права можно выделить следующие принципы 1. Принцип приоритетности прав личности — органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере. 2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной законом. 3. Принцип запрещения производства и распространения информации вредоносной и опасной — запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредоносной информации, которое может привести к нарушению стабильности и целостности государства. 4. Принцип свободного доступа к не ограниченной законом информации. 5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям. 6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь. 7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм. 8. Принцип обороноспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя на основе ее овеществляемости. 9. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без изменения ее содержания.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |