Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4,5. Анализ показателей финансовой отчетности




Под анализом финансовой отчетности компаний понимается выявление взаимо­связей и взаимозависимостей между различными показателями их финансово-­хозяйственной деятельности, включенным в отчетность.

Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям прини­мать решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности компании за предшествующие годы и ее потенциальных возможностей в будущем.

Один из важных приемов анализа - «чтение» форм отчетности и изучение

абсо­лютных величин, представленных в этих формах. Ознакомление с обязательными финансовыми документами позволяет сделать выводы об основных источниках средств, привлекаемых компанией, направлениях их вложения, основных источниках полученной за отчетный период прибыли, применяемых методах учета, дивидендной политике, чтение необходимо для оценки динамики основных показателей компании, выявления ее места и роли на внутреннем и внешнем рынках. Это достигается посредством использования приема сопоставления, сравнения различных по времени анализируемых данных.

Сопоставление может осуществляется следующими способами:

Составление сравнительных таблиц за два последних года с выявлением абсолют­ного и относительного (в процентах) отклонений по основным показателям отчетно­сти;

определение относительных отклонений показателей в процентах по отношению к базовому году для ретроспективного периода, охватывающего несколько лет (от 5 до 10 лет);

определение относительных показателей в процентах по отношению к какому- либо базовому показателю (например, к итогу баланса, т.е. к суммарным активам, или к объему продаж) для ретроспективного периода, охватывающего ряд лет.

Широко используемым приемом анализа финансового состояния является изуче­ние специальных деловых (или финансовых) коэффициентов, расчет которых основан на существовании определенных пропорций для отдельных

статей отчетности. Эти коэффициенты (__К_) являются показателями финансового «здоровья» компании, и представляют большой интерес для экономистов, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений,

который важен для читателей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, дают возможность глубже оценить положение данной

 


хозяйственной единицы в экономике отрасли или региона и тенденций его изменения. Большим преимуществом коэффициентов, которые рассчитываются по схеме отношения - т.е. деления одного числа на другое, является также и то, что они элиминируют влияние инфляции и позволяют вести анализ в долговременном аспекте

Этот метод широко используется в управлении финансами компаний в силу его простоты и оперативности. Суть его заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, отраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, исчисленными по данным деятельности компании за предшествующие годы. Разумеется, для коэффици­ентов отсутствуют универсальные значения, возможно лишь использование их в качестве ориентировочных индикаторов.

Считается, что такие коэффициенты указывают наиболее слабые места в деятель­ности компании, требующие подробного анализа. В ряде случаев, та или иная величина коэффициента может не соответствовать общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельных компаний; не всегда корректно сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу диверсификации многих компаний; фактически достигнутый уровень предшествующих лет мог быть не оптимальным для потребностей компании, существовавших в те годы, или мог являться оптимальным для предшествующих лет, но совершенно не соответствовать требованиям текущего периода и т.д.

Специальные аналитические издания публикуют статистические сведения о фи­нансовых коэффициентах по компаниям, отраслям и регионам. При расчете финансо­вых коэффициентов обычно не соблюдается единая система показателей, например, в США чаще всего публикуются 10-15 показателей.

Все эти показатели можно свести к четырем группам:

1. Показатели ликвидности (Кл_)

2. Показатели деловой активности (Кд.а.)

3. Показатели рентабельности ()

4. Показатели платежеспособности (____________)

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность компании в тече­ние года оплатить свои краткосрочные обязательства. Для этого рассчитывают следующие коэффициенты:

Оборотные активы

К1 =--------------------------------------;

Краткосрочные обязательства

Денежные средства + легко реализуемые ценные бумаги +

+ дебиторская задолженность

К2 =--------------------------------------------------------------------------;

Краткосрочные обязательства

Материально-производстводственные запасы

Кз -------------------------------------------------------------------;

Краткосрочные обязательства

Материально-производстводственные запасы

К4 =----------------------------------------------------------------;

Чистые оборотные активы

Денежные средства + легко реализуемые ценные бумаги +

+ дебиторская задолженность

К5= ---------------------------------------------------------------------------------;

Предполагаемые ежедневные расходы за вычетом расходов,

не требующих уплаты денежных средств

Коэффициент K1 (коэффициент покрытия) показывает, достаточно ли у компании средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. Принято считать, что этот коэффициент должен находиться в диапазоне от 1 до3. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных активов должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания может оказаться неплатежеспособной по этому виду кредита. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязатель­ствами более чем в три раза также считается нежелательным, поскольку свидетельст­вует о нерациональном использовании компанией своих средств.

Уточняет значение ликвидности оборотных средств компании коэффициент К2 (коэффициент срочности), раскрывающий отношение легкореализуемых активов к краткосрочным обязательствам. Анализируя коэффициенты ликвидности надо учитывать особенности структуры капитала компании. Для компаний с низким удельным весом собственного капитала незначительная величина коэффициентов К1 и К2 не являются свидетельством неблагоприятного финансового положения. Для монополистических компаний (компаний с высоким удельным весом собственного капитала) существует несоответствие между продажей в кредит и обязательством уплаты. Если у крупной компании ухудшаются показатели покрытия и срочности, то это не означает «нездорового состояния», а, напротив, указывает на свободное использование компанией кредитной разницы в качестве капитала.

Коэффициент К3 отражает в какой степени компания зависит от материально про­изводственных запасов с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств.

Коэффициент К4 характеризует долю чистых оборотных активов, связанных в нереализованных материально-производственных запасах.

Коэффициент К5 отражает период, в течение которого компания может осуществ­лять текущую хозяйственную деятельность на базе имеющихся ликвидных активов, не прибегая к дополнительным источникам поступлений и характеризует способность компании оплатить свои текущие расходы. Обычно, расходы, не требующие уплаты денежных средств, ограничены амортизационными отчислениями.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эф­фективно компания использует свои средства. К этой группе относятся различные показатели оборачиваемости, а также показатели производительности.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность компании. Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала компании.

Отношение суммы продаж к суммарным активам компании характеризует эффек­тивность использования всех имеющихся ресурсов независимо от источников их привлечения, т.е. показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производ­ства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов:

Объем продаж

К6 =-----------------------------------------------.

Среднегодовая стоимость активов

При анализе показателя К6 должна быть обеспечена сопоставимость в оценке среднегодовой суммы активов, методах амортизационных списаний, проведены корректировки по срокам службы необоротных активов.

Частными показателями оборачиваемости являются следующие:

Объем реализации в кредит

К7 =--------------------------------------------------------------------------------------;

Среднегодовая оценка дебиторской задолженности (за вычетом сомнительных поступлений)

K8 =-----------[дни];

К7

Себестоймость реализованной продукции

К9 = -................................................................................................;

Среднегодовая стоимость материально-производственных запасов

К10 =----------[дни];

К9

К11 = K8 + К10 [дни];

Себестоимость реализованной продукции - запасы на начало периода +

+ запасы на конец периода

K12=-------------------------------------------------------------------------;

Среднегодовая величина кредиторской задолженности

К13=----------- [дни];

K12

Объем продаж

K14=------------------------------------------------------------------------;

Среднегодовая стоимость материальных необоротных активов

Объем продаж

K15=----------------------------------------------------------------------------------------;

Среднегодовая стоимость собственного капитала

 

Показатель К характеризует оборачиваемость счетов и векселей к получателю и показывает, сколько раз в среднем счета к получению превращались в денежные средства в течение года. Если в отчетах отсутствуют сведения об объемах реализации в кредит, то при расчете этого показателя можно использовать показатель объема продаж.

Показатель К7 характеризует оборачиваемость счетов и векселей к получателю и показывает, сколько раз в среднем счета к получению превращались в денежные средства в течение года. Если в отчетах отсутствуют сведения об объемах реализации в кредит, то при расчете этого показателя можно использовать показатель объема продаж.

Показатель К7 обычно анализируют в паре с показателем К12, который характери­зует оборачиваемость счетов и векселей к платежу. Такой подход позволяет сопоста­вить условия коммерческого кредитования которым пользуется компания у других компаний с теми условиями кредитования, которые компания предоставляет другим компаниям. Показатель К12 показывает, сколько требуется оборотов для оплаты выставленных компании счетов и векселей. Коэффициенты К7 и К12 могут определятся в днях. Для этого количество дней в году делят на соответствующее значение показателей. Коэффициент К8 характеризует средний период, в течение которого оплачиваются счета к получению, а коэффициент К13 определяет средний период, в течение которого компания оплачивает свои закупки.

Скорость реализации запасов отражает показатель К9. Чем меньше средств связано в наименее ликвидной статье оборотных активов, тем устойчивее финансовое положение компании. Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии большой задолженности у компании. В этом случае при неблагоприятной конъюнктуре кредиторы могут оказать сильное давление на компанию, прежде чем она сможет предпринять шаги по реализации материально­-производственных запасов.

В некоторых случаях ускорение оборачиваемости запасов может отражать нега­тивное явление в деятельности компании, например, в случае увеличения объема продаж за счет реализации товаров с минимальной прибылью.

Показатель К10 выражает оборачиваемость запасов в днях.

Сумма показателей K8 и К10, т.е. период, в течение которого оплачиваются счета и векселя к получателю и реализуется материально-производственные запасы, характе­ризует продолжительность цикла, в течение которого материально-производственные запасы превращаются в наличные денежные средства. Ускорение оборачиваемости, оказывает положительное влияние на результаты деятельности компании. Чем скорее оборачиваются оборотные активы, тем меньше потребность в капитале при данном объеме хозяйственной деятельности.

Показатель К характеризует оборачиваемость необоротных активов или их фон­доотдачу. Повышение этого коэффициента может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса материальных необоротных активов, так и за счет их высокого технического уровня. Его величина зависит от отрасли и капиталоем­кости производства.

Коэффициент К отражает оборачиваемость собственного капитала. С коммерче­ской точки зрения он определяет избыток или недостаток продаж., с финансовой - скорость оборота вложений капитала, с экономической - активность денежных средств, которыми рискует акционер. Если коэффициент слишком высок, это означает значительное превышение уровня продаж над инвестированным акционерным капиталом, что влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность возникновения ситуации, когда кредиторы участвуют в деле больше, чем собственни­ки. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и компания может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением доходов или с общей тенденцией снижения цен. Наоборот, низкий коэффициент означает бездействие части собственных средств. В этом случае коэффициент указывает необходимость вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным условиям источник дохода.

Если в примечаниях к отчетности включена соответствующая информация, то сферу анализа деловой активности можно расширить показателями производительно­сти. К ним относятся:

Объем реализации Объем продаж

= ----------------------------------------------------;

на одного занятого Среднегодовая численность служащих

 

Расходы на содержание Расходы на содержание штата

= -------------------------------------------------------;

одного занятого Среднегодовая численность служащих

Прибыль от основной Прибыль от основной деятельности

деятельности на одного = ----------------------------------------------;

занятого Среднегодовая численность служащих

Сумма активов на Средне годовая сумма активов

= -------------------------------------------------------;

одного занятого Среднегодовая численность служащих

 

Добавленная стоимость Добавленная стоимость

= ------------------------------------------------------;

на одного занятого Среднегодовая численность служащих

Доля добавленной Добавленная стоимость

стоимости в объеме = ----------------------------------------- -------------.

реализации Объем продаж

Коэффициенты рентабельности отражают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются либо как отношение полученной прибыли к реализованной продукции, либо как отношение полученной прибыли к затраченным средствам. Поскольку в отчете о прибыли и убытках рассчитываются несколько значений прибыли (валовая прибыль, прибыль от основной деятельности, прибыль до уплаты налогов, чистая прибыль), то возможен расчет целого ряда коэффициентов.

Рентабельность всего капитала показывает, сколько рублей (или других денеж­ных единиц) необходимо затратить компании для привлечения 1-го рубля прибыли независимо от источника этих средств:

Валовая прибыль

Ki6= -----------------------.

Итог баланса

Сопоставление различных видов прибыли с итогом баланса позволяет определить влияние на рентабельность различных факторов. Для этого рассчитываются следующие показатели рентабельности:

Прибыль от основной деятельности

K17=--------------------------------------------;

Итог баланса

Прибыль до уплаты налога

К 18 = ------------------------------------------------;

Итог баланса

Частная прибыль

K19 =--------------------------------------.

Итог баланса

 

Сравнение коэффициентов К16 и K17 позволяет сделать выводы о влиянии на рен­табельность общих и административных расходов. Сопоставление коэффициентов K17 и K18 позволяет определить влияние на доходность компании таких операций как поступления и выплаты процентов и дивидендов и других результатов вне реализаци­онной деятельности. Наконец, сравнение К18 и K19 позволяет выявить влияние на рентабельность налоговых отчислений.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования инвестированного собственниками капитала и сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Этот показатель непосредственно влияет на уровень котировки акций компании:

Прибыль до уплаты налога

К20 = ----------------------------------------------------------.

Собственный капитал

Рентабельность собственного капитала., исчисленная на основе чистой прибыли, отражает, сколько рублей чистой прибыли заработал каждый рубль, вложенный собственниками компании.

Полезным приемом в ходе анализа является также сопоставление рентабельности всех активов и рентабельности собственного капитала, рассчитанных на основе чистой прибыли. Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Если компания посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна получить процентов на этот заемный капитал, то влияние привлеченных средств оценивается положительно.

Может быть рассчитана также рентабельность перманентного капитала (собствен­ного и долгосрочного заемного). Этот показатель может быть использован для оценки эффективности использования всего долгосрочного капитала компании.

Отдельную группу коэффициентов рентабельности составляют показатели, исчис­ленные как отношение прибыли к объему реализованной продукции. Наиболее общим показателем здесь является отношение валовой прибыли к объему продаж. Этот показатель отражает изменения в политике ценообразования и способности компаниям контролировать себестоимость реализованной продукции.

Самым значимым в этой части финансового анализа признается показатель рента­бельности реализованной продукции. Этот коэффициент указывает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль реализованной продукции.

Дополняют группу показателей рентабельности коэффициенты, характеризующие уровень прибыльности одной акции:

Чистая прибыль - дивиденды на привилегированные акции

К21 = ----------------------------------------------------------------------------------------

Среднее число акций в обращении

 

Рыночная цена акций

К22 = -----------------------------------------------------------------------;

К21

Дивиденды необычные акции

К23 = ----------------------------------------------------------------------.

Чистая прибыль - дивиденды на привилегированные акции

Коэффициент К21 отражает долю чистой прибыли компании, приходящейся на одну обычную акцию. Этот показатель привлекает особенно пристальное внимание потребителей отчетности. Вместе с тем, на уровень этого коэффициента можно влиять путем приобретения собственных акций (увеличение количества собственных акций в портфеле).

Коэффициент К22 показывает, сколько в данный момент согласны платить инве­сторы за 1 рубль прибыли на 1 акцию. При тенденции повышения К22 какой либо компании можно сделать вывод о том, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли этой компании но сравнению с другими.

Показатель К23 характеризует соотношение выплачиваемых дивидендов и чистой прибыли компании. Обычно для компаний, расширяющих свою деятельность этот коэффициент имеет низкий уровень, поскольку основную часть прибыли в этом случае компания реинвестирует, а не распределяет среди акционеров.

Коэффициенты платежеспособности характеризуют степень защищенности инте­ресов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Иначе пи показатели называются показателями структуры капитала.

В этом разделе анализа рассчитываются следующие коэффициенты:

Собственный капитал

К24 = -----------------------------------------

Итоги баланса

Собственный капитал + долгосрочные обязательства

К25 = --------------------------------------------------------------------------------

Итог баланса

 

 

Заемный капитал

К26 = ---------------------------;

Итог баланса

Заемный капитал

К27= ----------------------------------;

Собственный капитал

Необоротные активы

K28= --------------------------------------------;

Собственный капитал

Необоротные активы

К29= ---------------------------------------------------------------------;

Собственный капитал + долгосрочные обязательства

Чистая прибыль + расходы по выплате процентов + налоги

К30 = ---------------------------------------------------------------------------------------;

Расходы по выплате процентов

Расходы по выплате процентов

К31= -------------------------------------------------------------;

Заемный капитал

Коэффициент собственности (независимости) К24 характеризует финансовую устойчивость и соотношение интересов собственников компании и кредиторов. В большинстве индустриально развитых стран считается, что этот коэффициент должен поддерживаться на уровне 0.5 и выше, поскольку в таком случае он отражает стабильную финансовую структуру средств и риск кредиторов сводится к минимуму: продав имущество, сформированное за счет собственных средств, компания сможет погасить свои долговые обязательства, даже если остальное имущество, в которое вложены заемные средства, будет по каким-либо причинам обесценено. Вместе с тем, в периоды нарастания деловой активности расширение объема производства при обеспеченности сбыта продукции растущим покупательским спросом даже за счет привлечения дополнительных заемных средств выгодно компании, если процент предпринимательской прибыли выше, чем ссудный процент. Если при этом привлека­ются долгосрочные ссуды банков или другие заемные средства со сроком погашения более одного года, то это не может отрицательно повлиять на платежеспособность заемщика. Риск потери платежеспособности возникает лишь тогда, когда предприятие осуществляет инвестиции, необходимые для расширения производства за счет вовлечения в хозяйственный оборот краткосрочной задолженности.

Особенно большое значение придается во всех зарубежных корпорациях коэффи­циенту финансовой устойчивости (К25). Этот коэффициент показывает удельный вес в общей стоимости имущества всех источников средств, которые предприятие может использовать в своей текущей хозяйственной деятельности без увеличения степени риска для кредиторов.

Коэффициент К26 характеризует структуру капитала с точки зрения доли заемных средств.

Коэффициент К27 характеризует зависимость компании от внешних займов.

Этот коэффициент показывает соотношение между активами, обеспеченными кредиторами и суммой активов, обеспеченных акционерами. Чем выше этот показа­тель, тем больше долгосрочных обязательств у компании и тем рискованнее сложив­шаяся ситуация.

Коэффициенты K28 и К29 характеризуют степень обеспеченности необоротных активов, соответственно, собственным капиталом и перманентным капиталом, длительно находящимся в распоряжении предприятия. Сопоставление этих двух показателей показывает, в какой степени необоротные активы финансируются за счет привлечённых средств.

Показатель К30 характеризует степень защищенности кредиторов от того, что им не будут выплачены проценты на предоставленные компании займы. Показатель показывает, сколько раз в течение года предприятие заработало средств для оплаты процентов.

Коэффициент К31 определяет, насколько дорого обходится компании привлечение заемных средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.