КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение военно-педагогического наследия русских полководцев для воспитательной работы в современных условиях
Система современного отечественного военного знания в числе объектов военной педагогики выделяет: 1. Процесс обучения, воспитания и психологической подготовки личного состава. 2. Процесс подготовки воинских коллективов (подразделений и частей) к ведению боевых действий (действиям в экстремальных условиях). Иными словами, объектом военной педагогики выступают процессы, в которых основное звено составляют военнослужащие и воинские коллективы, действующие в рамках единого военно-педагогического процесса. Предмет военной педагогики - закономерности обучения, воспитания и психологической подготовки личного состава и воинских коллективов. Главной ее целью выступает повышение эффективности обучения, воспитания и психологической подготовки военнослужащих и воинских коллективов. Следует подчеркнуть, что со второй половины 80-х гг. XX века военная психология и военная педагогика являются самостоятельными отраслями военного знания, хотя и тесно связанными с другими науками: философией, социологией, этикой, эстетикой, анатомией, физиологией, этнографией, кибернетикой, математикой и т.д. Однако, несмотря на достаточную самостоятельность, в практической деятельности всех категорий командиров и начальников результаты их исследований реализуются совместно. Это обусловлено рядом причин: во-первых, в самом общем виде совпадает их объект изучения: личность военнослужащего и воинский коллектив; во-вторых, главной целью обеих наук выступает повышение эффективности обучения (профессиональной подготовки), воспитания и психологической подготовки личного состава, а также подготовки воинских коллективов к решению служебных (вахтенных) и боевых (служебно-боевых) задач;
в-третьих, обе науки используют одни категории, опираются на общую методологическую и общенаучную основу. Следовательно, это две взаимосвязанные, взаимодополняющие отрасли военно-научного знания. При этом психология дает в руки офицера своеобразный инструмент изучения и воздействия на личность и коллектив (взаимодействия с ними), который он использует в ходе их обучения, воспитания и психологической подготовки - процессов, рассматриваемых педагогикой. Для углубления понимания сущности военной психологии и педагогики необходимо уяснить их методологические, военно-теоретические и естественнонаучные основы. Первоосновой любой науки выступает ее методологическая база - мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему и направленность проводимых исследований. Именно методология определяет, в каком направлении будет развиваться наука, каковы ее возможности и насколько эффективными будут результаты ее выводов. Методологическую основу современной отечественной военной психологии и педагогики составляет диалектический материализм. Опираясь на его основные положения, психология и педагогика применяют его законы, принципы и категории к анализу психолого-педагогических проблем, выявляют закономерные связи явлений и разрабатывают конкретные методы их познания с учетом происходящих изменений. А это значит, что в методологии военной психологии и педагогики выражены как общие, так и специфические требования к познанию и преобразованию психолого-педагогических явлений, обусловленные их внутренним содержанием. Методология военных отраслей психологии и педагогики заключает в себе научные положения и способы их применения на практике, различные по степени и содержанию влияния на исследовательскую и практическую деятельность в рамках обеих наук. Ее структура иерархична. Условно ее можно представить в виде трех уровней: гносеологического, научно-содержательного и методического. Кратко рассмотрим их содержание с учетом военно-профессиональных особенностей служебной (вахтенной) и боевой деятельности личного состава подразделений и частей.
1-й уровень - гносеологический. Его содержание составляют: материалистическое решение основного вопроса философии, признающее первичность материального по отношению к сознанию и познаваемость мира; законы диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания); категории (явление и сущность, форма и содержание, возможность и действительность, причина и следствие, необходимость и случайность, общее, особенное и единичное); принципы диалектического материализма (объективности и всесторонности анализа явлений, развития, единства теории и практики, конкретности истины) материалистической диалектики. Идеи, составляющие в совокупности данный уровень методологии, направляют познавательную и практическую деятельность военных педагогов. 2-й уровень - научно-содержательный. Его основу формируют закономерности и принципы военно-педагогического процесса. Они выявлены и обоснованы военной психолого-педагогической наукой в результате длительных научных поисков и отражают существенные связи, проявляющиеся внутри военно-педагогического процесса в целом. К ним относятся: ª взаимообусловленность внутренних устремлений личности воспитуемого (обучаемого) и внешних воздействий на него; ª целостность развития личности в результате педагогического воздействия на нее (взаимодействия с ней); ª формирование личности военнослужащего в активной деятельности; ª зависимость педагогического процесса от стоящих перед подразделением (частью) задач; ª соответствие педагогических воздействий на личность (взаимодействия с ней) и коллектив его целям и задачам, уровню зрелости. 3-й уровень - методический. Его содержание составляют знания о методах военных психолого-педагогических исследований. При этом следует учитывать, что методы психологии и педагогики представляют собой совокупность способов и приемов изучения содержания и основных характеристик психолого-педагогических явлений личности военнослужащего и воинских коллективов. По содержанию и условиям реализации методы исследования психолого-педагогических проблем в рамках военной психологии и педагогики можно объединить в три самостоятельные группы: всеобщие, общие и частные.
Всеобщий метод - представляет собой методологическую основу познания сути и содержания психолого-педагогических явлений и основывается на основных законах материалистической диалектики. Главной особенностью метода является то, что он применяется во всех без исключения науках, однако дает в руки педагога весьма приблизительную информацию об исследуемом объекте, требующую последующего уточнения. Общие методы - способы исследования психолого-педагогических явлений, применяемые в ряде наук, объектом которых является человек или коллектив. В настоящее время в их число включены методы наблюдения, эксперимента, диагностической беседы, анкетирования, анализа результатов деятельности, анализа документов, независимых характеристик, биографический и др. Частные методы представляют собой способы исследования, применяемые только в конкретной науке - психологии или педагогике. Наибольшее распространение в последние годы в сфере военно-научных и прикладных исследований получили методы тестирования, и опроса. Рассматриваемые основы военной психологии и педагогики учитывают, что объектом этих наук выступают военнослужащие и воинские коллективы в рамках военно-педагогического процесса, протекающего в воинских (флотских) коллективах. Вот почему их военно-теоретическую основу составляют основные положения военной доктрины государства (о характере и особенностях современной войны; о роли человека и техники в бою и так далее) и основополагающие выводы военной науки (требования к организации обороны государства, ведения боевых и специальных операций на суше и в море и др.).
Как известно, профессиональна деятельность офицера реализуется в двух аспектах: профессиональном и административном. В военно-профессиональном аспекте офицер решает возложенные на него служебные задачи как военного специалиста. При этом реализуются его личностные психические и психологические особенности, знания, навыки и умения военно-профессиональной деятельности, эмоционально-волевые характеристики и др. К тому же профессиональный контакт с другими военнослужащими на этом уровне осуществляется в межличностной сфере, где действуют психологические законы и механизмы взаимодействия людей. В административном аспекте профессиональная деятельность офицера направлена на выполнение должностных обязанностей как командира (начальника) подразделения – руководителя воинского коллектива. Среди его задач выделяются обучение, воспитание и психологическая подготовка подчиненных. Названные виды деятельности реализуются в психолого-педагогической сфере на основе существующих принципов военной психологии и педагогики. Кроме того, в своей профессиональной деятельности офицер находится в психологической системе внутриколлективных отношений, динамика которых оказывает влияние на каждого из его членов. Повышение роли психолого-педагогической подготовки офицера, прежде всего, связано с динамичностью процессов, протекающих в военно-морском подразделении. Его профессиональная деятельность - это живая, творческая работа с людьми. В процессе ее осуществления происходит психологическое взаимодействие с другой личностью, которая, возможно, переживает неудачи происходящих перемен, потревожена отсутствием ее защиты со стороны соответствующих управленческих структур, обеспокоена какими-то причинами внешнего или внутреннего характера и т.д. В каждом из этих случаев принять и реализовать педагогически правильное решение позволяет знание и учет психологических закономерностей формирования и развития личности, функционирования воинских коллективов, в том числе и военно-морских подразделений. Знание военной психологии и педагогики позволяет офицеру правильно, рационально и эффективно проводить профессиональную подготовку подчиненного личного состава, повышать качество специальной подготовки личного состава военно-морских подразделений, непосредственно участвующих в решении задач служебной (вахтенной) и боевой деятельности. Роль психолого-педагогической подготовки также повышается по мере возрастания значимости человеческого фактора в бою. Современные средства поражения предъявляют исключительные требования к скорости реакции, мышления, уровню внимания и другим психическим процесса человека, его эмоционально-волевой сфере. Следовательно, знание уровня их развития позволяет офицеру проводить соответствующий отбор специалистов, готовить их для действий в экстремальных условиях посредством решения задач морально-психологического обеспечения.
Глава 9. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |