Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План работы

Курс лекций по дисциплине

«Психология эмоционального выгорания»

 

По учебному плану:

Всего:

ЛЕКЦИИ-12

СЕМИНАРЫ-18

Контрольная работа

Зачет

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Литература:

1. Водопьянова, Н.Е. «Синдром психологического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. - СПб., - 2000. – С. 443-464.

2. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. - №1. – С.29-34.

 

ЛИТЕРАТУРА БИБЛИОТЕКИ КФ НГПУ

3. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова// Вопросы психологии. - 2005. - N 2. - С. 96-104. - Библиогр.: с. 103-104

4. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле// Вопросы психологии. - 2008. - N 2. - С. 3-16. - Библиогр.: с. 16 (18 назв.).

5. Китаев-Смык, Л. А. Психология и концепция стресса / Л. А. Китаев-Смык// Хрестоматия по психологии: учеб. пособ. / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - С. 250-260.

6. Китаев- Смык, Леонид Александрович. Психология стресса / Л. А. Китаев- Смык. - Москва: Наука, 1983. - 368 с.

7. Бодров, Вячеслав Алексеевич. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. - Москва: ПЕР СЭ, 2000. - 352. - (Современное образование). - ISBN 5-9292-0010-6: 46-55.

8. Пряжников, Николай Сергеевич. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов: рекомендовано УМО вузов РФ / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - Москва: Академия, 2003. - 480 с.

9. Селье, Ганс. Стресс без дистресса / Г. Селье; общ. ред. Е. М. Крепса; предисл. Ю. М. Саарма; пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. - Москва: Прогресс, 1982. - 126 с.

10. Водопьянова, Наталия Евгеньевна. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 336 с.: ил. - (Практическая психология).

11. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. - 2002.-Т.23,№ 3.-С.85-95.

 

Лекция №1

Тема: Феноменология стресса

Учебные вопросы:

1. Динамика формирования эмоционального выгорания: стресс

2. Понятие стресса, его содержание

3. Виды стресса

1. Фасилитация (работа по микрогруппам – эмоциональное выгорание это…)

2. Выстройка структуры лекционного курса

1. Стресс: понятие, содержание, виды

По мнению Г. Селье, слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется и точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского stringere - затягивать. Итак, distress (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; stress – давление, нажим, напряжение.

Как бы то ни было, в самом слове не содержится ничего нового для обозначения состояний человека. Новым был тот смысл, который в него вложил Г. Селье. В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты.

Первым направление, в рамках которого шло накопление знаний о стрессе – физиологическое (Н.Е. Введенский, 1901; А.А. Богомолец, 1906; К. Бернар, У. Кеннон). Благодаря исследованиям физиологов был сформулирован термин «гомеостаз», обозначающий способность сохранять постоянство. Кроме этого, были изучены различные воздействия на организм, вызывающие его изменение и неспецифические реакции.

Широкое изучение неспецифических реакций организма началась благодаря Г. Селье. В его первых работах под стрессом понималась совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой защитных систем организма. В более поздних работах под стрессом стала пониматься «неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование» [30; 330]. Анализируя учение Г. Селье о стрессе, мы можем сделать вывод о том, что первоначально он и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Поэтому традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции на действие отрицательных факторов, представляющих угрозу для организма.

Г. Селье стресс связывал с процессом адаптации, а именно, стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора и имеющим определенные стадии (впервые была изучена динамика стресса):

- реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противотока»);

- стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;

- стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

На первых этапах создания учения Г. Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения, то есть серьезные заболевания. Т.е Г. Селье не признавал, в отличие от отечественных ученых, ведущую роль центральной нервной системы в генезе стресса.

На финальной стадии разработки своего учения Г. Селье стал говорить о двух видах стресса - дистрессе, связанном с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу этих понятий вошли все физиологические явления, включая и сон. Так, Г. Селье пишет, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс и что полная свобода от стресса означает смерть» [30; 345].

Постепенно по мере изучения стресса Г. Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. Этому во многом способствовали работы таких ученых, как Р. Лазарус, В.Л. Марищук и др. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс». Произошло смещение психофизиологического и физиологического подходов к изучению стресса.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, следовательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся изменениях в организме. В этом отношении более правомерна позиция В.Л. Марищука, считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным).

Р. Лазариус становится основоположником субъективистского подхода, в рамках которого стресс обуславливался двумя личностными особенностями:

1) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

2) представлением о своих способностях влиять на последствия [по 3; 7].

Последователями данного направления являются S. Breznitz, В.Э. Мильман, A. Lehtonen и др. В работах данных ученых отмечается возможность управления стрессом, что можно использовать в психокоррекционной практике.

Параллельно с данным направлением развивалось объективистское направление в работах L. Levi, Т. Кокса, I. Udris, A. Fishman и др. Естественным становится стремление исследователей найти какие-то границы стресса как психического (эмоционального) напряжения. По мнению Л. Леви, эмоциональный стресс можно рассматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, нижней точкой которого являются небольшие сдвиги физиологического гомеостаза в условиях полного безразличия. Приятные и неприятные эмоции сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза. В стрессовом состоянии, как отмечают С. Майер и М. Ланденслагер, в организме вырабатывается гормон кортизол, который способствует появлению дополнительной энергии (за счет расщепления белков) и поддерживает уровень артериального давления. Однако он ослабляет иммунитет, т. е. невосприимчивость к инфекционным заболеваниям. В состоянии стресса или после него люди часто заболевают простудой, гриппом и т. п. В связи с этим говорить о том, что стресс полезен для организма, вряд ли правомерно, если иметь в виду действительно угрожающий уровень эмоционального напряжения, а не уровень, находящийся в пределах нормы и не представляющий никакой опасности.

В рамках данного направления стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия или как сами эти воздействия, т.е. стресс рассматривается как порождение внешней ситуации, или эмоциональная ситуация рассматривается как стресс.

Недостатком данного направления в толковании стресса, с нашей точки зрения, является то, что внешние напряженные условия являются стрессогенными только потенциально и не обязательно приведут к развитию стресса.

Конструктивное соединение двух подходов в понимании стресса продемонстрировал Л.А. Китаев-Смык (1983), он подчеркивал, что стресс является плюрикаузальным синдромом [по 3; 8]. В. А. Ганзен рассматривает состояние стресса как интегральное качество личности и принимает при его описании системный подход. На подобных позициях относительно сущности данного явления стоят и ряд других ученых таких как, Е. П. Ильин, В. И. Медведев. Данный подход можно назвать системным. В рамках данного направления стресс понимается как целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

В рамках нашей работы мы будем опираться на определение стресса данного направления, так как в нем акцентируется внимание на человеке как на личности.

Некоторые исследователи рассматривают стресс как патологическое состояние. Но стресс не следует ограничивать рамками патологии, на что обращают внимание В.Я. Апчел и В.Н. Цыган [2].

В.Л. Марищук полагает, что стрессом можно назвать лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исходных показателей) [по 4; 5]. Следует все же признать, что любая установленная исследователями граница будет условна, так как нельзя забывать, что стресс - это напряжение, а последнее имеет только степень выраженности. Ученые же пытаются придать стрессу как эмоциональному состоянию определенную модальность, качественное специфичное содержание, что, с точки зрения Е.П. Ильна соответствуют свойствам акцептора результата действия, то есть отсутствия полезной адаптивной реакции, возникает конфликтная ситуация, формируются отрицательные эмоции и усиливается эмоциональная напряженность [10]. По мнению К.В. Судакова, неизбежным следствием этого является активация включенных в обеспечение поведенческих реакций вегетативных функциональных систем и их специфического эндокринного обеспечения [по 4; 7]. Конфликтная ситуация при этом может быть вызвана рассогласованием в возмож­ности достижения жизненно важных результатов, удовлетворяю­щих ведущие потребности организма во внешней среде, а также путем первичных, преимущественно гормональных, изменений во внутренней среде организма, вызывающих нарушение его гомеостаза. Нарушения процессов адаптации могут происходить как на уровне формирования опережающего прогноза, так и на всех других уровнях.

Стресс - это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угроз физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, который играет мобилизующую роль и обусловливает привлечение энергетических и пластических ресурсов для специфической адаптационной перестройки различных систем организма.

Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

В.В. Суворова пытается отделить стресс от эмоции, она пишет: «В отличие от эмоций стресс - это чрезвычайное состояние» [по 10; 208]. Все эти состояния различны по качеству переживаний, но сходны по их степени. Такие переживания приводят к появлению общего адаптационного синдрома, поскольку сильное эмоциональное возбуждение становится угрозой для организма и личности. Понимание стресса как чрезвычайного, угрожающего состояния, как общей защитной реакции присуще большинству отечественных авторов (В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, В.А. Бодров, В.В. Суворова, и др.).

Таким образом, стресс - это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозы физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, который играет мобилизующую роль и обусловливает привлечение энергетических и пластических ресурсов для специфической адаптационной перестройки различных систем организма. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды, а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

Стресс также подразделяют на острый, хронический и травматический. Острый стресс возникает из-за неурядиц в повседневной жизни. Часто он связан с неприятными ситуациями, из которых нужно найти выход. Хронический стресс может возникнуть из-за непрекращающихся семейных проблем. Травматический стресс - это удар страшной беды, такой, как изнасилование, автокатастрофа или стихийное бедствие. От этого вида стресса страдают многие ветераны войн и бывшие узники концентрационных лагерей.

Кроме того, выделяют стрессы, возникающие в трудовой деятельности. К ним относятся: рабочий стресс; организационный стресс; профессиональный стресс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Учебные вопросы. Тема: Профессиональный стресс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.