КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные вопросы. Тема: Профессиональный стресс
Тема: Профессиональный стресс ЛЕКЦИЯ №2 1. Содержание понятия профессиональный сресс 2. Структура ПС 3. Динамика развития ПС Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить деятельность организации, приводя к потере персонала. Стресс может нарушить структурно-организационных связи, организационную культуру, характерсамой работы, личностные особенности сотрудников, а также характер их межличностных взаимодействий. Стресс негативно сказывается как на конкретных людях - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом. Изначально вопросами влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека занималась практическая медицина. В рамках данной области проводились исследования соматических профессиональных заболеваний. Благодаря этим исследованиям были сформированы санитарно-гигиенические требования к условиям труда, разработаны первые профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваемости и производственного травматизма. Во второй половине XIX в. благодаря трудам Р. Вирхова социальная медицина выделяется в самостоятельную отрасль медицинских знаний. В XX в. технический прогресс и информационная интенсификация выдвинули на первый план вопросы охраны психического здоровья людей, что привело к выделению психогигиены в отдельную научно-практическую дисциплину. Параллельно с медиками-гигиенистами в первые десятилетия XX в. появляются исследования психологических факторов рабочей нагрузки. Начав с изучения монотонии производственного процесса, психологи вскореперешли к рассмотрению влияния социально-психологических стресс-факторов на производительность труда. Такая переориентация в направлении исследований была обусловлена развитием социально-психологическихидей о влиянии группы на протекание психических процессов (В. Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Оллпорт ), а также потребностями зарождающегося менеджмента и основывалась на крупнейших нейрофизиологических открытиях начала века. На сегодняшний день проблема изучения профессионального стресса не теряет своей актуальности, она разрабатывается в работах как зарубежных (Сьюзен Картрайт, Кэрри Л. Купер, Касл.С., Кокс Т., Маккей К и др.) так и отечественных ученых (Небылицын В.Д., Бодров В.А., Куликов Л.В., Михайлова В.Р., Леонова А.Б., Кузнецова А.С. и др.). Итак, в трудовой деятельности выделяют три вида стрессов, а именно, рабочий, организационный и профессиональный стрессы. Рабочий стресс связан с причинами, возникающими на рабочем месте (нарушение условий труда, места работы). Организационный стресс рассматривается в работах Куликова Л.В. и определяется как «негативное влияние на работника особенностей той организации, в которой человек трудится» [по 5; 12]. Профессиональный стресс возникает из-за причин, связанных с профессией. В литературе существует путаница в данных понятиях, одни исследователи считают их синонимичными, другие наиболее часто употребляют понятие профессиональный стресс. Итак, профессиональный стресс – «это связанное с выполняемой профессиональной деятельностью напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов» [21; 8]. Макаренко О.В. различает три разновидности профессионального стресса: информационный; эмоциональный; коммуникативный. Каждая из трех разновидностей профессионального стресса имеет следующие характеристики. Информационный стресс возникает в случаях информационных перегрузок, когда работник не может справиться с возникшей перед ним задачей и не успевает принять важное решение в условиях жёсткого ограничения во времени. Напряжённость может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределённости, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданным изменении информационных параметров профессиональной деятельности. Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством. Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приёмов защиты от манипулирования, несовпадении темпа общения. Причины, вызывающие эти разновидности стресса, различны. О причинах, провоцирующих стресс, пойдет речь в следующем параграфе. Мы же рассмотрим динамику развития стресса и соотнесем ее с динамикой развития профессионального стресса. Описывая явление стресса, Г. Селье предлагает трехфазную модель динамики стрессового реагирования (см. Рисунок 1.1.). В рамках данной модели рассматриваются основные фазы стресса: тревоги; устойчивого сопротивления; истощения. Каждой фазе соответствует определенная симптоматика и механизмы развития стресса. Кроме того, в данной модели описаны механизмы формирования дистресса и аустресса, а также раскрыт механизм, при котором происходит продуктивное разрешение стресса. Достоинством данной модели является то, что указаны не только физиологические последствия стресса, но и психологические (личностные деформации). Нормальная сопротивляемость стрессу
Рис. 1.1. Схема трехфазной модели динамики стрессового реагирования (по Г. Селье)
Соотнесем эти стадии со стадиями развития профессонального стресса. Итак, выделяют три основные стадии развития стрессового состояния: нарастание напряженности, собственно стресс, снижение внутренней напряженности (см. Рисунок 1.2).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |