Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Профессиональный стресс в педагогической деятельности

Лекция №6

Не вызывает сомнение, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от качеств того и другого. Поэтому, будет правильным, отнести профессию преподавателя высшего учебного заведения к данному типу профессий. Но так как по теме деформации личности преподавателей высшего учебного заведения нет достаточной литературы, то в данной работе мы рассмотрим в целом специфичность педагогической деятельности и выделим трудности педагогического процесса как источники профессионального стресса.

Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой [34; 27]. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.

О типичности стресса для педагогической деятельности из-за ее насыщенности такими стресс-агентами, как социальная оценка, физическая опасность, неопределенность, повседневная рутина говорят многие исследователи. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, I. Dunham выделяет в первую очередь такие, как фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. Подобные стресс-реакции E. Paykel, I. Dunham и другие зарубежные авторы связывают со следующими особенностями преподавательского труда:

- восприятие и осмысление одновременных коммуникаций разнообразного рода;

- изменение микросоциальной ситуации;

- взаимодействие с различными социальными группами;

- ролевая неопределенность (обилие социально-ролевых ожиданий);

- поведение и отношение детей.

Для выявления стресс-факторов в педагогической деятельности необходимо проанализировать модели педагогической деятельности.

А. И. Щербаков определяет следующие основные функции в труде педагога: информационная; мобилизационная; развивающая; ориентационная; конструктивная; коммуникативная; организаторская; исследовательская [по 3; 18].

А.К. Маркова и Л.М. Митина анализируют педагогическую деятельность с основных сторон, а именно: педагогическая деятельность, как профессиональная активность педагога; педагогическое общение; личность самого педагога; обученность и обучаемость; воспитанность и воспитуемость [по 3; 20].

Модели педагогической деятельности В.А. Сластенина, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой можно отнести к системным. Наиболее удачным применением системного подхода в теории профессиональной педагогической деятельности представлено в работах Н. В. Кузьминой [по 28; 23].

По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. К структурным относятся: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. К функциональным компонентам относятся: гностический (информационный), проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Развивая взгляды Н.В. Кузьминой относительно структуры деятельности и рассматривая обучение как процесс управления, В.А. Якунин выделяет следующие функциональные компоненты педагогической деятельности:

1) целеопределение – процесс проектирования личности обучаемого, или формирование модели будущего специалиста;

2) информационный – содержание обучения и воспитания;

3) прогнозирование – предсказание ближних и дальних психологических результатов обучения в определенных условиях его осуществления;

4) принятие решений – выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личность;

5) организация исполнения – реализация учебно-методических планов, программ и педагогических решений;

6) общение и коммуникации – способы взаимодействия участников учебного процесса;

7) Контроль – предполагает оценку фактического результата;

8) Коррекция – устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников учебного процесса.

Учитывая все достоинства данной модели (структурный состав, кольцевой характер, управляемость) и схожесть описания именно труда преподавателей высшей школы, мы в дальнейшем при описании стресс-факторов будем опираться на модель В.А. Якунина. Кроме вышеперечисленных компонентов деятельности педагога высшей школы мы добавим исследовательский, так как преподаватель высшей школы должен постоянно заниматься научно-исследовательской деятельностью, а именно разрабатывать одно или несколько научных направлений, издавать статьи и учебно-методическую литературу, выступать на конференциях, активно готовить студентов к исследовательской деятельности.

Итак, рассмотрев специфику педагогической деятельности преподавателей, перейдем к анализу факторов, способствующих возникновению профессиональных стрессов и развитию эмоционального выгорания.

По данным социально - демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное выгорание.

Маркова А.К., говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения [ по 29, 11].

В педагогической практике выделяют ряд факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на таблицу, предложенную В.Е. Орлом [23; 30].

 

Таблица 1.2

Факторы, инициирующие эмоциональное выгорание в педагогической практике

Индивидуальные факторы Организационные факторы
Социально-демографические: Условия работы:
Возраст Рабочие перегрузки
Пол Дефицит времени
Уровень образования Продолжительность рабочего дня
Семейное положение Содержание труда:
Стаж работы Число клиентов
Личностные особенности: Острота их проблем
Выносливость Глубина контакта с клиентом
Локус контроля Обратная связь
Стиль сопротивления Социально-психологические:
Самооценка Взаимоотношения в организации
Нейротизм (тревожность) Отношение к объекту труда
Экстраверсия  

 

 

Анализ профессиональных стрессоров, создающих в процессе работы высокий уровень напряжения, позволил выделить четыре группы факторов, представленных ниже.

В группе стрессогенных факторов, зависящих от условий труда, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе работы:

ü перегрузки работой в целом;

ü различные финансовые затруднения;

ü загруженность работой и отсутствие свободного времени;

ü быстрое переключение на новую работу;

ü отсутствие стимулов для качественной работы;

ü перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.

В группе стрессоров, зависящих от личных качеств работника:

ü боязнь администрации (особенно при авторитарном стиле управления);

ü чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты работы;

ü ошибки в общении с коллегами и администрацией;

ü возбудимость как доминирующая черта характера;

ü изолированная позиция в коллективе;

ü нехватка знаний по технологии профессиональной деятель­ности;

ü нехватка времени вследствие плохой самоорганизации.

В группе стрессогенных факторов, обусловленных управленческими причинами:

ü конфликты с администрацией по причинам ее низкой управ­ленческой культуры и компетентности;

ü неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников;

ü унижение перед коллективом;

ü недоверие руководителя к возможностям и способностям ра­ботника;

ü оскорбление со стороны администрации отдельных работни­ков;

ü проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работ­ников;

ü слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника.

В группе стрессоров, обусловленных межличностным общением с коллегами, данные следующие:

ü оскорбления со стороны коллег;

ü негативные проявления в оценках деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе;

ü позиция «отвергаемого» в коллективе;

ü наличие группировок в коллективе;

ü психофизиологическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т.п.;

ü столкновения на почве антагонизма в профессионализме.

Итак, проанализировав стресс-факторы, способствующие возникновению профессиональных стрессов, мы разделили их на две группы: внешние и внутренние. К внешним, мы отнесли следующие факторы: организационные (условия и организация труда, взаимоотношения с руководством и коллективом, взаимоотношения со студентами и т.п). К внутренним (индивидуально-психологические особенности личности педагога: мотивированность, направленность, характер и темперамент, способности, самооценка, стрессоустойчивость).

Кроме того вы выделили ряд профессионально важных качеств препятствующих эмоциональному выгоранию педагога.

Среди профессионально важных качеств педагогов в отечественной литературе выделяются следующие: эмпатия, эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия, внутренняя мотивация, потребность в саморазвитии.

Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что профессия педагога может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции”. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит педагог.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины эмоционального выгорания | Вывод по лекционному курсу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.