Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вывод по лекционному курсу

Итак, рассмотрев теоретические аспекты изучения профессионального стресса в педагогической деятельности преподавателей высшей школы, мы пришли к следующим выводам:

1. Первым вклад в изучение стресса внес Г. Селье, с его точки зрения стресс - это «неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование» [30; 330].

2. В изучении стресса можно выделить три основных направления: объективистский, субъективистский и системный.

3. В нашей работе мы опирались на определение стресса данное в рамках системного подхода. В рамках данного направления стресс понимается как целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

4. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Стресс также подразделяют на острый, хронический и травматический. Кроме того, выделяют стрессы, возникающие в трудовой деятельности. К ним относятся: рабочий стресс; организационный стресс; профессиональный стресс.

5. Профессиональный стресс – «это связанное с выполняемой профессиональной деятельностью напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов» [21; 8]. Макаренко О.В. различает три разновидности профессионального стресса: информационный; эмоциональный; коммуникативный.

6. Причины развития профессионального стресса подразделяются на непосредственные и главные [по 5; 13]. К непосредственным причинам относятся сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и т.п. К главным причинам относятся индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. К дополнительным факторам: несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида.

7. Основными последствия профессиональных стрессов являются синдромы «эмоционального выгорания» и «профессиональной деформации».

8. Стресс типичен для педагогической деятельности из-за ее насыщенности такими стресс-агентами, как социальная оценка, физическая опасность, неопределенность, повседневная рутина. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны, в первую очередь это такие, как фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание.

9. К стресс-факторам, способствующие возникновению профессиональных стрессов в педагогической деятельности, относятся

внешние и внутренние. К внешним, мы отнесли следующие факторы: организационные (условия и организация труда, взаимоотношения с руководством и коллективом, взаимоотношения со студентами и т.п). К внутренним (индивидуально-психологические особенности личности педагога: мотивированность, направленность, характер и темперамент, способности, самооценка, стрессоустойчивость).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Профессиональный стресс в педагогической деятельности | Положительный эффект от масштаба
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.