Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный Российский менеджмент, его особенности




Развитие менеджмента в России.

Начало развития менеджмента в России было положено в ХУН в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств; содействие развитию сельского хозяйства; укрепление финансовой системы; активизация развития внешней и внутренней торговли. Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент. Первая четверть ХУН! в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России. Особенности управления экономикой России в XIX в: основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I.B 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Те. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда - в ведении Сената, управления государством в ведении министерств, ответственных перед Думой.' Развитие менеджмента в ХХ в: программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. ВЦИК осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления. Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления.

 

 

Цели и задачи современного менеджера.

Менеджмент компаний в наибольшей степени адаптировался к существующей

экономической среде, поставив во главу угла свои собственные экономические интересы.

Попытаемся разобраться, в чем они состоят.

1. Контроль потока наличности или cash flow. Понятие, которое ставится во главу

угла любого экономического субъекта на Западе, оказывается в центре внимания и у нас, только в качестве выгодополучателя выступает не компания, а ее менеджмент. Технология такого присвоения неоднократно описана. Это создание посреднических, скорее всего оффшорных структур, которые, получая продукцию компании по заниженным ценам, реализуют ее по цене рынка, оставляя у себя всю прибыль. Прибыль перетекает на оффшорный счет руководителя и нескольких приближенных лиц.

2. Упрочение контроля над предприятием. Для этого применяется как скупка акций (например, самим предприятием с последующим попаданием под контроль менеджмента), так и административное воздействие на работников предприятия, являющихся также его акционерами. Одним из популярных методов было создание трастовой компании, куда отдавали свои акции работники предприятия, получая взамен акции траста. Затем в результате нехитрых манипуляций акции траста оказывались в руках менеджмента.

3. Поддержание взаимоотношений с местными властями и организованными группировками. Понимая, что от взаимоотношений с наиболее влиятельными группировками в регионе зависит будущее компании и менеджмента, руководство предприятий предпринимает значительные усилия для поддержания этих отношений. Эти

усилия зачастую могут идти вразрез с целями компании.

4. Сохранение авторитета в среде (сообществе) руководителей региона, в котором

расположена компания. Горизонтальные связи обязательно возникают на управленческом уровне внутри регионов. Иногда они имеют организованную структуру, иногда - нет, но вес конкретного руководителя в таком сообществе необычайно важен. Сам он готов предпринимать необходимые шаги, пусть даже и в ущерб компании, для поддержания

этого авторитета.

5. Социальный аспект. Поддержание социального статуса работников является по

сути отражением целой гаммы психологических предпосылок руководителя. Во-первых, это наследие советской системы руководства, когда социальное развитие предприятия было одним из мерил его успешной деятельности. Во-вторых, это попытка удержать работников предприятия от выражения социального протеста. В-третьих, это просто стремление защитить себя от негативного отношения среды, в которой приходится жить. При этом все социальные программы не могут "вернуть" работникам того, что было украдено у них (как и у других экономических институтов, связанных с предприятием)

менеджментом.

6. Неудовлетворенное самолюбие. Как это ни странно, во время всеобщей

коммерциализации и прагматичного подхода к ведению бизнеса у менеджеров российских предприятий, особенно относящихся к двум первым категориям, описанным выше, необычайно развилось самолюбие или то, что называется "эффектом нового русского". Объясняется это, по-видимому, двумя причинами. Во-первых, глубоким следом, оставленным выходцами криминального мира в бизнесе современной России, где подобное отношение является нормой. Во-вторых, неограниченная власть, как известно, портит людей, создавая ощущение безнаказанности. Таким образом, можно выделить значимый объем действий в поведении менеджмента, который объясняется не какими­либо финансовыми или бизнес-причинами, а имеет психологическую подоплеку. Такие действия становятся особенно заметными в конфликтных ситуациях либо в периоды, когда внешние факторы оказывают давление на компанию.

Типология современного российского менеджмента. Попытаемся классифицировать и проанализировать менеджмент российских предприятий с тем, чтобы

 

 

выделить общие черты в их поведении, понять его причины и последствия. Начало

"пере стройки" характеризовалось тем, что в поле зрения (на прицеле У прессы) оказались молодые люди, которым удалось быстро заработать значительные деньги, не имея при

этом жизненного опыта, зачастую без каких-либо принципов, что позволило им ловить удачу на дисбалансах реформируемой экономики. Однако немногие из них остались на поверхности, а те менеджеры, которые привлекают внимание сегодня, весьма различны по возрасту, первоначальному социальному положению и отношению к бизнесу. Их объединяет то, что они получили опыт ведения бизнеса (не рискнем утверждать, что это всегда удачный опыт), выработали стратегию и методы поведения, сформировали, если хотите, новые жизненные принципы. Сделаем небольшое отступление и зададимся вопросом: что такое сегодня "честный менеджер"? Само понятие оказывается несколько размытым. С точки зрения нашего социалистического прошлого честным менеджером оказывается тот, кто печется о производстве, его развитии, людях, работающих на нем, исправно платит налоги и исполняет свои обязательства. В современных условиях это тот, кто работает на акционеров, для их блага, повышая стоимость компании, что достигается

за счет развития бизнеса и улучшения финансовых результатов. Оказывается, что таких менеджеров практически нет. Менеджеры, которые не заботятся о собственном благополучии, вызывают отторжение экономической среды. Существующих в

современных реалиях руководителей можно разделить на несколько категорий. Первая категория _ менеджер худшего класса. Он имеет достаточно короткий временной

горизонт, предполагая, как Остап Бендер, что долго он не задержится на одном месте. Такой менеджер, как правило, обворовывает предприятие, заботясь только о собственном кармане. Легко предположить, что предприятие скоро придет в упадок: можно

производить в убыток, можно распродавать активы и т.п., но тем не менее личное обогащение остается вполне возможным. Второй класс состоит из менеджеров, которые предпринимают необходимые шаги для роста предприятия, понимая, что от этого зависит их собственное благополучие. При этом все то, что не идет непосредственно на развитие предприятия, идет в карман менеджменту. Это наиболее часто встречающийся тип менеджера. Для них предприятие - это своего рода семейный бизнес, которому они посвятили жизнь, здоровье и т.д. Акционеры в этом случае рассматриваются как довесок, зачастую совершенно не нужный компании. В лучшем случае с ними можно поиграть в "дружественный менеджмент". Наконец, менеджер третьего класса, наиболее близкий к понятию "честный менеджер": заботится о предприятии, предпринимая все возможные усилия для его процветания, и кладет себе в карман сумму, несравнимую с прибылью предприятия (значительно меньше), но вполне сравнимую с заработком его коллег за рубежом. Большинство руководителей - это люди "старой закваски". Вне всякого сомнения, последние годы придали им "закалку", которая помогает удерживаться в своем кресле. Молодые, которые представлены в руководстве компаний, имеют, конечно, большую склонность к риску, чем их более опытные коллеги. Появление нового менеджмента в компаниях чаще всего было связано со сменой собственника. Тем не менее уникальные возможности, которые открывает позиция первого лица компании, в значительной степени нивелируют возрастные различия между менеджментом, выдвигая

вперед в качестве основы поведения их экономические интересы.

И еще к современному Российскому менеджменту:

Существует ряд особенностей, которые характерны сейчас для российского

менеджмента:

l.не ум главное,

2.Невостребованность кадров,

3.Нет места работы для «наших», 4.Увольняют просто без причин,

5.на наше з\ плату невозможно просуществовать,

6.Значение з\ платы снижается,

7.Коррупция везде.....

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.