КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория двух факторов Герцбера
Иерархия потребностей по А.Маслоу Иерархия (пирамида) потребностей по А Маслоу (1940 гг)
Американский психолог, профессор А. Маслоу пытался объяснить, пытался объяснить, почему конкретные потребности заставляют действовать в определённой ситуации определённым образом. Он разделил потребности на две группы: I. первичные, врождённые, физиологические; II. вторичные, психологические, приобретённые. Данная пирам ида является основной управления человеком и предполагает иерархию (подчинённость) потребностей. 1. Физические потребности предполагают наличие воздуха, сна, еды и Т.д. В рабочей среде - это потребность в зарплате, отпуске, освещении, отоплении и других условий труда. 2. Бесполезность и подчинённость - уверенность в завтрашнем дне, страхование, стабильность, организация профсоюзов, защита от травм, потерь и т.д. 3. Общение и принадлежность - дружба, любовь, сотрудничество, взаимодействие, коллектив и Т.д. 4. Признание и уважение - это самоуважение, чувство собственного достоинства, карьера, репутация, авторитет и др. 5. Самовыражение и самореализация предполагает удовлетворение всех четырёх потребностей нижнего уровня, т.е. является их завершением. Человек пытается быть лучшим и реализует все свои потенциальные возможности. Удовлетворить эту потребность в организации позволяет как личностные, так и профессиональные качества работников. Теория Маслоу не даёт ответа на вопрос: какова природа тех или иных потребностей воздействуют на мотивацию человека. Недостатком теории Маслоу является иерархичность потребностей, т.е. подчинённость нижестоящих вышестоящим. Они могут располагаться в другой последовательности.
Фредерик Герцберг разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях, которые он подразделил на две большие категории и назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией». Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. Потребности самовыражения - в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Но в одном пункте эти две теории расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Герцберг же, напротив, считал, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. Герцберга провёл исследования, в которых были привлечены 200 служащих одной компании. Он задавал им вопрос и просил детально описать успешный и неуспешный рабочий день. Проанализировав ответы, он разделил их на две группы факторов.
Связь между теориями А Маслоу и Ф Герцберга
Теория мотивации Мак-Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Согласно теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и Т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |