Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональное дооборудование и тюнинг автомобилей и мотоциклов. 3.1. Функциональное дооборудование




ТЕМА 2

3.1. Функциональное дооборудование

3.1.1. Заводской опцион в условиях автосалона

В соответствии с классификацией дооборудования автомобилей и мотоциклов комплектация выполняется в автосалоне по заказу клиента. Прежде всего, заводы-изготовители предлагают модельный ряд двигателей, имеющих различные технические характеристики (таб. 3.1).

Таблица 3.1

Линейка двигателей автомобилей фирмы Volvo[ ]

Модель автомобиля Тип автомобиля Число цилиндров двигателя Объем двигателя, см3 Мощность, л. с.
S40 седан   1,731/1,948 115/140
S40 седан   1,588/1,948 90/200
S40 седан   1,588/1,948 90/200
S40 седан   1,587/1,948 102/200
S40 седан   1,587/1,948 102/200
S40 седан   1,587/1948 102/200
S40 седан   1,587/1,948 102/200
S40 седан   1,783/1,948 122/163
S40 седан   1,783/1,948 122/163
S40 седан   1,998/2,521 133/220
S40 седан   1,560/2,521 100/220
S40 седан   1,560/2,521 100/220
S40 седан   1,560/2,521 100/220

 

Линейку двигателей ограничивают международные соглашения, не позволяющие в ряду одного класса двигателей иметь отличия по литражу более 20%, при различии по мощности до 30%. Силовые агрегаты могут оснащаться турбонаддувом, инжекторной или атмосферной топливными системами. Хотя последняя потихоньку отмирает. Связано это, главным образом, с возможностью эффективной регулировки впрыска топлива посредством блока электронного управления. Но существуют сегменты, где традиционный карбюратор обладает рядом преимуществ. Главным образом речь идет об их применении на автомобилях, подготовленных для участия в спортивных соревнованиях. Спортивные федерации умышленно ограничивают применение электроники и других новаций, чтобы создать равноценные условия соревнующимся сторонам. Наиболее обширную линейку двигателей предлагает фирма Audi. Ее рабочий диапазон составляет более полутора десятка силовых агрегатов. Рядные – четырех, пяти цилиндровые, V образные - шести, восьми, двенадцати цилиндровые, с наддувом, без наддува и прочими отличиями. Такой выбор двигателя в автосалоне позволяет удовлетворить запросы любого клиента.

Большинство покупателей, прежде всего, интересуются цветом автотранспортного средства. Ведущие автомобильные корпорации имеют запатентованную колористическую программу (таб. 3.3).

Значительную часть автомобилей и мотоциклов окрашивают алкидно-меламиновыми эмалями. Эксклюзивные модели Porsceпокрывают в 25 слоев нитро-пленки с промежуточной пятикратной полировкой.

Завод-изготовитель автомобилей может рекомендовать покупателю несколько вариантов отделки салона, комбинируя различные материалы по цвету, фактуре и гигиеническим показателям. Здесь многое зависит от возможностей поставщиков. Как правило, клиенту предлагаются несколько версий одной модели: «тренд», «комфорт», «люкс». Могут быть другие обозначения, но суть не меняется. Набор комбинаций производитель определяет самостоятельно. Варианты отличаются друг от друга ценой используемых материалов и спектром опций. Но в данном случае выбор носит весьма скудный характер. Вот эту нишу и должны заполнить тюнинговые студии и ателье. Обычно заводская комплектация под заказ ограничивается отделкой салона: текстилем, кожзаменителем и натуральной кожей. Иногда добавляются пластиковые вставки, накладные элементы с имитацией под различные породы дерева и накладки из натуральных материалов. Последний вариант – прерогатива исключительно престижных классов. Примечательно, что тюнинговые ателье используют тот же набор. Цветовая гамма весьма ограничена ежегодной программой.

Для обеспечения управляемости, устойчивости и проходимости заводской опцион представлен различными моделями шин. Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:

- дорожные (в обиходе называемые летними) – предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды.

- зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.

- всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым, и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.

- универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.

- повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

Основные размеры шин:

- посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;

- ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода;

- серия (h) отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;

- наружный диаметр (D) – диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;

- высота профиля (H) – разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.

Дорожные шины могут быть с разными типами рисунка (рис. 3.1):

- ненаправленный рисунок – симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;

- направленный рисунок – симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;

- асимметричный рисунок – не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя – на мокрой.

Обозначение шин содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным (см. рис. 3.2).

 

 

1 – максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 – обозначение внутренней стороны шины при асимметричном рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается «OUTSIDE»;
3 – количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 – товарный знак завода-изготовителя;
5 – ширина профиля;
6 – серия;
7, 15 – обозначение радиальной шины;
8 – обозначение бескамерной шины;
9 – посадочный диаметр;
10 – индекс грузоподъемности;
11 – индекс скорости;
12 – обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 – дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года – трехзначное число);
14 – знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 – наименование модели.
Обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:

- 185; 215; 5,90 – ширина профиля в мм или дюймах;

- 70; 90 – серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;

- R – обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву «D» не указывают);

- 14; 15; 13 – посадочный диаметр обода в дюймах;

- С – индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:

- 6,15-13/155-13, где 6,15 и 155 – ширина профиля в дюймах и миллиметрах; 13 – посадочный диаметр обода в дюймах. Если отсутствует буква R, значит шина диагональная. Если не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.

- 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах);

- 31 – наружный диаметр;

- 10,5 – ширина профиля;

- R – радиальная шина;

- 15 – посадочный диаметр.

Маркировка шин отечественного производства по ГОСТ 4754-97:

- товарный знак и (или) наименование изготовителя;

- наименование страны– изготовителя на английском языке: «Made in…»;

- обозначение конструкции шины;

- торговая марка (модель шины);

- индекс несущей способности (грузоподъемности);

- индекс категории скорости.

Таблица 3.4

Таблица индексов скорости и соответствующим им значений

Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч
F  
G  
J  
K  
L  
M  
N  
P  
Q  
R  
S  
T  
U  
H  
V  

 

- « Tubeless» – для бескамерных шин;

- «Reinforced» – для усиленных шин;

- «M+S» или «M.S» – для зимних шин;

- «All seasons» – для всесезонных шин;

- дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя – год;

- «PSI» – индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом «С»);

- « Regroovable» – в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;

- знак официального утверждения «E» с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;

- ГОСТ 4754;

- национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);

- порядковый номер шины;

- знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);

- « TWI» – место расположения индикаторов износа;

- балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);

- штамп технического контроля.

При выборе шин, желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:

- радиальные шины впереди и диагональные сзади;

- низкопрофильная «резина» впереди и высокопрофильная сзади;

- на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины, а сзади «резина» без шипов;

- впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д. Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП. Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать «идеальную» шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:

- с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами «пожертвовали»;

- с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий. Поэтому перед выбором шин необходимо определить:

- какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны – «спортивность», «комфортность», «экономичность» и т.п.;

- условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;

- максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю. При переходе на другую размерность, желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh, где:

- d – посадочный диаметр колеса (дюймы);

- s – ширина профиля шины (мм);

- h – серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в процентах).

Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.

Офсет - расстояние между средней плоскостью колеса и плоскостью прилегания диска к ступице в месте крепления. Чем меньше офсет, тем дальше колесо от подвески и наоборот.

Радиус качения влияет на скоростные и тяговые качества автомобиля.

Установка колес большего диаметра - увеличивает скорость машины, показания спидометра перестанут соответствовать реалиям.

Шины - уход от симметричных рисунков, высокий профиль (для плохих дорог). Зеленая шина - высокие экологические параметры благодаря присутствию большего количества силики (кремнезема):

-меньше сопротивляется качению, выносит большие выхлопных газов нагрузки, а. значит, приводит к снижению расхода топлива.

-переменная жесткость боковины отлично ведет себя на дороге, асимметричный рисунок. Меньше шумность (блоки шашек протектора расположены со сдвигом в продольном направлении).

Множество канавок в продольном и поперечном направлении (отвод грязи, воды). Большое количество ножевых прорезей (ламелей) на поверхности шины делают протектор более эластичным. Большой процент каучука.

Для внешнего вида авто диски являются столь же важным атрибутом, как для человека – его ботинки (аналогия почти полная). Аккуратная, начищенная «обувь» способна оживить изрядно потертый «костюм». Поэтому эстеты в этом вопросе крайне щепетильны. Впрочем, помимо эстетического значения, любой аксессуар выполняет массу утилитарных функций. К колесному диску это утверждение относится в полной мере. Колесо осуществляет связь автомобиля с дорогой, обеспечивая его движение. Оно же через пневматическую шину воспринимает все неровности и изменения в профиле дороги. В нормативной литературе «диском» называется соединительный элемент между ступицей и ободом. Поэтому мы будем использовать технически грамотное определение «колесо» и подразумевать под этим понятием колесный диск и обод непосредственно в сборе (без шины).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.