Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное природопользование и экологические проблемы в новые индустриальные страны (на примере Бразилии)

Исторические особенности природопользования и его современные проблемы в Бразилии можно рассматривать как своего рода модель для многих развивающихся стран, а также для России, ресурсная база экономики которой также весьма богата, а развитие рыночных институтов зачастую сопровождается нерациональны использованием природных ресурсов.

Практика природопользования в Бразилии — типичной развивающейся стране с рядом макроэкономических показателей, приближающихся к промышленно развитым странам, — имеет важнейшее значение не только для развития экономики страны, но и для сохранения окружающей среды в глобальном масштабе.

Особенности природопользования Бразилии:

- ресурсно-экспортные отрасли как основа экономики;

- экстенсивный характер природопользования;

- экологические проблемы, выходящие за рамки национальной территории.

Этапы развития экономики Бразилии связаны с освоением определенного вида природных ресурсов и развитием на их основе производств, продукция которых предназначалась в основном на экспорт. Ресурсно-экспортные циклы заложили основы отраслевой и территориальной структуры бразильской эко­номики.

Развитие экономики страны в XX в. сопровождалось быстрыми темпами роста городского населения — «ложной урбанизацией» и обострением проблем землепользования и экологии. Развитие добывающих отраслей, обеспечивающих значительную часть экспортных поступлений, до последнего времени контролировалось государством. Приватизация крупнейших предприятий и активность ТНК привели к необходимости усиления государственного контроля за экологическими последствиями деятельности этих компаний, так как недра и вода находятся по-прежнему в федеральной собственности.

Энергетический кризис в Бразилии 2001-2002 гг., приведший к огромным потерям и замедлению темпов роста экономики, в значительной степени явил­ся следствием полной зависимости от производства электроэнергии на ГЭС в условиях засухи 2001 г. Долгосрочное решение проблемы требует значитель­ных инвестиций в строительство ТЭС и развития межгосударственного сотрудничества в рамках МЕРКОСУРа.

Перспективы развития сельского хозяйства связаны с освоением новых земель, поиском региональных оптимумов аграрной специализации штатов, проведением аграрной реформы.

 


 


для специальности 080507 Менеджмент организации (Менеджмент в сфере физической культуры и спорта)

 

Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде

 

Взаимосвязь экологии и спорта заслуживает пристального внимания, поскольку в центре стоит человек и его деятельность. Эта взаимосвязь носит обоюдосторонний характер:

- с одной стороны, человек активно воздействует на окружающую его среду посредством спорта (тренировочная деятельность, эксплуатация спортивных сооружений, проведение спортивных соревнований и т.д.),

- с другой стороны, природа влияет на организм человека: здоровье и безопасность спортсмена зависит от состояния окружающей его среды.

 

За достижение устойчивого экологического развития в спорте ответственны все вовлеченные в спорт, а забота об окружающей среде - жизненно важная задача борьбы за чистый и здоровый спорт в третьем тысячелетии.

Наиболее актуальным на сегодняшний день является установление партнерства между экологией и спортом.

Единственной организацией, которая способна охватить сегодня мировые проблемы в спорте, является Международный олимпийский комитет – МОК. Олимпийское движение является самым мощным гуманистическим движением в мире, которое направлено на то, чтобы наряду со спортом и культурой его «третьим измерением» стало бережное отношение к природе.

В сфере окружающей среды работает Комиссия МОК «Спорт и окружающая среда», деятельность которой сконцентрировано на трех основных направлениях:

ü на защите природы,

ü предотвращении выбросов загрязняющих веществ

ü уменьшении потребления не возобновляемых ресурсов.

Правовые положения в этой области закреплены в Олимпийской хартии.

 

Впервые проблема окружающей среды с особой остротой возникла в начале 70-х годов. Проведение таких грандиозных мероприятий как чемпионаты мира, Олимпийские игры, ставит перед организаторами серьезные экологические проблемы:

- строительство и реконструкция большого количества спортивных сооружений,

- размещение нескольких десятков тысяч участников соревнований, гостей, представителей СМИ, а также присутствие нескольких сотен тысяч зрителей,

- снабжение электроэнергией, водой, транспортом,

- утилизация отходов и т.д.

Это представляет потенциальную опасность для окружающей среды. Поэтому решение всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр, должно быть увязано с профилактикой отрицательного влияния на экологическую обстановку. Однако обеспечение этих условий требует значительных затрат. Общие расходы МОК по обеспечению проектов изучения и улучшения окружающей среды составляют около 22 миллиардов долларов в год.

Впервые вопросы охраны окружающей среды при проведении масштабных спортивных мероприятий были подняты оргкомитетом зимней Олимпиады в норвежском Лиллехаммере в 1994 году. Как образно выразился в ходе конференции исполнительный директор ЮНЕП Клаус Тёпфер, оргкомитеты Олимпийских игр с тех пор "несут зелёный факел, зажжённый в 1994 году".

Существует «Руководство МОК по спорту, окружающей среде и устойчивому развитию». Оно анализирует влияние, оказываемое при проведении соревнований по различным дисциплинам, проводящимся как в помещении, так и на открытом воздухе, на окружающую среду и предлагает практические решения, которые могут быть реализованы как участниками, так и зрителями.

Кроме того, взаимоответственность спорта и окружающей среды рассматривается комиссией по спорту Европейского Союза.

Основные меры, предлагаемые по развитию спорта в устойчивой окружающей среде:

1. Сбор, хранение и широкое распространение информации, создание соответствующего Европейского и мирового банка данных, мониторинг, регулярное обновление и анализ информации.

2. Утверждение общих структур: для разработки законодательств и нормативов, совместимых со статусом Европейских стран; анализа положительного опыта как международных, так и национальных спортивных федераций и организаций; систематического контроля за выполнением регламентаций при организации и подготовке всех спортивных мероприятий – от Олимпийских игр до региональных.

3. Организация постоянной службы анализа и оценки показателей природных ресурсов, используемых для спорта, т.е. использование суши, воды, природных ископаемых, материалов для изготовления экодружественного спортивного оборудования, натуральных ресурсов при формировании сети спортивных сооружений и т.д.

4. Контроль за транспортными потоками, связанными с процессом активного отдыха населения, который включает проблемы: доступного размещения спортивных сооружений; обеспечения безопасных подходов с учетом того, что примерное расстояние до спортивных сооружений должно быть не более 3 км; а также проблемы, возникающие при работе транспорта, обслуживающего спорт, т.е. загрязнения чистых горных районов для лыжного спорта и т.д.

5. Контроль за экопоследствиями развития новых видов спорта и технологий (индустрии) спорта, который включает: критическое обсуждение новых видов спорта с точки зрения их влияния на окружающую среду; длительные наблюдения за новой практикой и новой техникой, используе мой в спорте на природе, например снежными пушками и др.

6. Расширение сети образовательных программ по вопросам взаимодействия спорта и окружающей среды, которая включала бы образование по охране окружающей среды как часть спортивных программ в школах; кооперацию между группами, работающими по охране окружающей среды, образованию и спорту; резервирование времени для образования по охране окружающей среды в спортивных клубах как часть тренировочного процесса; информация и образование для программ спортивного менеджмента; привлечение известных спортсменов к распространению образовательных программ по охране окружающей среды.

7. Внедрение новых экодружественных форм занятий в рамках программы «Спорт для всех» и методик их осуществления с учетом возросшей численности населения планеты, т.е. поиск новых путей к спорту без угрозы окружающей среде.

8. Использование практических инициатив и стимулов, которые включают: финансовые стимулы при выполнении таких работ, как модернизация спортивных сооружений; меры по сокращению количества спортивных сооружений в зависимости от вреда, наносимого окружающей среде; использование всех форм средств массовой информации для эффективной и полной информации по мерам предохранения окружающей среды от разрушения спортивной активностью; введение наград за поощрение "экозначимых" проектов, которыми награждаются авторы, сооружения, мероприятия или организации (голубые флаги для чистых берегов, зеленые этикетки, значки для гольф-площадок и т.д.).

 

ЮНЕП и фирма спортивных товаров «Пума» объявили о совместной кампании по защите биологического разнообразия в Африке

ООН активизирует меры по привлечению внимания международного сообщества к необходимости охранять и рационально использовать природу планеты. Сегодня Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) объединила свои усилия в деле защиты особо ценных объектов природы с фирмой по производству спортивной одежды «Пума».

ЮНЕП и «Пума» подписали соглашение о проведении совместной кампании по защите биологического разнообразия в Африке. В рамках проекта фирма выпустила специальный комплект одежды для футболистов 12 африканских команд, которые будут участвовать в кубке Африки. Он начнется уже в эту субботу в Анголе.

Одежду со специальными знаками, призывающими к защите растений и животных, африканские футболисты оденут и во время Чемпионата мира по футболу 2010 года в Южной Африке. «Пума» также планирует выпустить целую серию спортивной одежды и аксессуаров для болельщиков. Все средства, полученные от продажи этой продукции, пойдут на финансирование проектов ЮНЕП по защите исчезающих видов растений и животных в Африке.

Напомним, что 20 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея своей резолюцией провозгласила 2010 год Международным годом биоразнообразия. 19 декабря 2008 года Ассамблея рекомендовала всем государствам-членам создать для проведения Международного года национальные комитеты, включающие представителей коренных народов и местных общин, и предложила всем международным организациям отметить это событие.

Следует отметить, что чрезмерное использование пресной воды, энергетических ресурсов, массовая вырубка леса, интенсивные методы ведения сельского хозяйства и другие виды деятельности человека оказывают разрушительное воздействие на окружающую среду, приводя к сокращению биологического разнообразия. Сегодня темпы исчезновения флоры и фауны в 1000 раз выше естественных. С учетом этого ученые полагают, что под угрозой исчезновения находятся 5,2 тысяч видов животных и 34 тысячи видов растений.

 

Главные лица - сторонники поддержания спорта в устойчивой окружающей среде - могут быть представлены как принадлежащие к трем секторам:

ü 1 - политический сектор - группы и люди, озабоченные стратегическими изменениями, законодательством и всеми проблемами, находящимися за этими вопросами;

ü 2 -сектор спортивной практики - группы и люди, занятые проектированием и строительством спортивных сооружений, спортивным образованием, спортивными организациями и клубами, спортивным туризмом и производством спортивных товаров;

ü 3 - научный сектор - группа, собирающая и анализирующая результаты всех работ, формулирующая наиболее актуальные проблемы для исследований, оценивающая данные и представляющая доклады по их анализу.

Все три сектора сосредотачиваются также на таких вопросах общей деятельности, как место и значение образования в вопросах окружающей среды в отношении к спорту; разработка и исполнение международного и национальных кодексов; освещение проблем в средствах массовой информации с целью остановить угрозу окружающей среде от спортивной активности и др.

 

 

Примеры:

Показателем серьёзного отношения организаторов Олимпиад к проблемам окружающей среды и устойчивого развития стала амбициозная программа "Гектор" (латинская аббревиатура - Hector - образована от слов heritage, climate, Torino - наследие, климат, Турин). Программа предусматривает, что углеродный баланс зимней Олимпиады в Турине, которая пройдёт с 10 по 26 февраля 2006 года, будет нулевым. Выбросы, количество которых, по предварительным оценкам, будет эквивалентно 100.000 тонн углекислого газа (главным образом при работе транспорта и эксплуатации олимпийских объектов), планируется компенсировать за счет мер в лесном хозяйстве, энергоэффективности и проектов возобновляемой энергетики в Италии и за рубежом, которые будут поддержаны при помощи механизмов, аналогичных механизмам Киотского протокола. В частности, проекты устойчивой энергетики намеревается финансировать правительство Пьемонта и муниципалитет города Пинероло (где пройдут олимпийские соревнования по кёрлингу). Более того, учтен и "вклад" персонала игр: продуцируемые ими выбросы парниковых газов составят около 500 килограммов, которые планируется выкупить, вложив 10 евро в кредитную корзину, деньги из которой в итоге пойдут на проекты по восстановлению лесов в Мексике, проекты возобновляемой энергетики в Индии и на Шри-Ланке, и на внедрение энергосберегающих технологий в Эритрее.

В предпоследний день конференции ЮНЕП объявила о готовящемся подписании соглашения с оргкомитетом летней Олимпиады-2008 в Пекине. В предваряющем соглашение Меморандуме о взаимопонимании говорится, что целью является помощь Пекину в реализации его идей, связанных с минимализацией загрязнения атмосферного воздуха, воды, снижением уровня шума, утилизацией твёрдых отходов, охраной ландшафтов и экологизацией транспорта во время игр. ЮНЕП также окажет содействие в проведении кампании по информированию общественности, которая позволит жителям как Пекина, так и Китая в целом, осознать важность окружающей среды для продолжения устойчивого развития

 



Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте

 

В общеэкономическом смысле, маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей человека посредством обмена.

Эта направленность в разные исторические периоды проявлялась по-разному, что выражается в концепциях маркетинга:

ü Концепция, направленная на производство, обусловлена тем, что успех на рынке зависит от совершенствования производства данного товара.

ü Концепция, ориентированная на товар: производитель исходит из того, что сможет достичь успехов на рынке за счет обеспечения более высоких потребительских свойств товара.

ü Концепция, ориентированная на сбытовую деятельность: концентрация внимания производителя на процессе продвижения товара на рынок.

ü Концепция маркетинга заключается в следующем: производитель исходит из того, что для достижения успеха на рынке ему следует до начала производства данного товара всесторонне учесть потребительские предпочтения покупателя.

ü Концепция социально-этического маркетинга: производитель не только учитывает потребительские предпочтения потребителя, но и обеспечивает реализацию общественно значимых задач (таких как, к примеру, охрана окружающей среды). Эта концепция маркетинга является наивысшей формой маркетинговых отношений, благодаря социальной и гуманистической ее направленности. Переход общественных отношений на эту стадию развития предопределил становление экологического маркетинга как одного из основных проявлений социально-этического маркетинга.

То есть маркетинг представляет собой социальный процесс, благодаря которому прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары или услуги по средством их разработки, продвижения и реализации.

С этой позиции олимпийский маркетинг – это процесс осуществления маркетинга в сфере олимпийского спорта, организация и проведение Олимпийских игр.

В более широком смысле слова олимпийский маркетинг можно рассматривать как философию, идеологию и практическую деятельность организационных структур олимпийского спорта, направленную на использование экономических интересов представителей бизнеса для формирования и укрепления материальных и финансовых основ развития олимпийского движения и обеспечения его экономической независимости.

Предпосылки становления экологического маркетинга:

1) Катастрофическое ухудшение экологической ситуации в мире к концу ХХ века, появление экологических проблем глобального характера и связанных с проведением спортивных мероприятий, соревнований, в том числе и Олимпийских игр.

К основным экологическим проблемам относятся:

- изменение климата Земли на основе усиления тепличного эффекта, выбросов загрязняющих и радиоактивных веществ;

- общее ослабление стратосферного озонового экрана, образование большой "озоновой дыры" над Антарктидой и "малых дыр" над другими регионами планеты;

- загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков;

- загрязнение океана, захоронение в нем (дампинг) ядовитых и радиоактивных веществ, поступление в него загрязняющих веществ, разрыв нормальных экологических связей между океаном и водами суши;

- истощение и загрязнение поверхностных вод суши, нарушение баланса между поверхностными и подземными водами;

- радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов;

- углубление процесса опустынивания планеты;

- сокращение площади лесов, что ведет к дисбалансу кислорода и исчезновению видов животных и растений;

- освобождение и образование в ходе вышеуказанного процесса новых экологических ниш и заполнение их нежелательными организмами - вредителями, паразитами, возбудителями новых заболеваний растений и животных, включая человека (к примеру, распространение вируса иммунодефицита, вызывающее пока неизлечимое для человека заболевание СПИД, и возбудителя лейкоза скота);

- абсолютное перенаселение Земли и относительное переуплотнение в ее отдельных регионах;

- ухудшение среды жизни в городах и сельской местности, увеличение шумового воздействия, стрессовых ситуаций, загрязнения воздуха промышленностью, транспортными средствами, напряженного темпа городской жизни и потери социальных связей между людьми, возникновение "психологической усталости";

- нарушение глобального и регионального экологического равновесия, соотношения экологических компонентов.

Действие вышеперечисленных экологических проблем напрямую отражается в спорте. Оно может быть длительным, распространяющимся на широкую территорию и охватывающим большое количество спортивных мероприятий, и краткосрочным или локальным, направленным на спортсмена или человека, присутствующего на данном спортивном мероприятии в данном месте.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современное природопользование и экологические проблемы в наименее развитых странах (на примере стран Африки) | Характеристика экологических угроз в спорте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.