КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи этики. Специфика этического знания. 2. Определение основных понятий: этика, мораль, нравственность, нравственная культура. 3. Типологии этических учений. 4. Этические учения Древнего Востока. 5. Античная этика: основные направления и персоналии. 6. Этическая мысль Средневековья, Возрождения и Реформации. 7. Этика Нового времени и Просвещения. 8. Этика немецкого классического трансцендентализма. 9. Этическая мысль ХIХ в.: «философии жизни» (А.Шопенгауэр. Ф.Ницше), С.Кьеркегор. 10. Этическая мысль ХIХ в.: Карл Маркс vs Макс Вебер. 11. Этическая проблематика в русской религиозной философии (В.С. Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский.). 12. Общая характеристика и особенности главных направлений этики ХХ века. 13. Аналитическая программа в этике ХХ века. 14. Утилитаристская программа в этике ХХ века. 15. Экзистенциально-гуманистическая стратегия в этике ХХ века. (экзистенциализм, «этика благоговения перед жизнью», этика ненасилия). 16. Религиозно-этическая программа в этике ХХ века (неотомизм, персонализм, «диалектическая теология»). 17. Проблема возникновения морали. Основные этические концепции происхождения нравственности. 18. Историческое развитие морали. Нравы родового общества и кодификация нравственности в Древнем мире. 19. Этический кодекс средневекового человека (крестьянин, монах, воин). 20. Бюргерская и буржуазная мораль: принципы и особенности становления. 21. Нравственные коллизии современного общества. 22. Мораль как система регуляции поведения человека. Свойства морали. 23. Структура и функции морали. 24. Высшие моральные ценности. Категории добра и зла. 25. Высшие моральные ценности: свобода, долг, счастье и смысл жизни. 26. Прикладная этика: понятие и проблемное поле. 27. Экологическая этика. 28. Биоэтика: круг проблем и пути их решения. 29. Профессиональная и деловая этика. 30. Культура общения и этикет.
Этика Курс лекций
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ЭТИКА». 5 Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика». 5 ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.. 6 Лекция 2. История этических учений. 6 Этические учения древнего мира. 6 Этические учения Древней Индии. 6 Этические учения Древнего Китая. 8 Этические учения Древней Греции. 10 Этические учения средневековья. 13 Евангельская моральная доктрина. 13 Основные проблемы этики средних веков. 14 Особенности и основные проблемы этики Нового времени. 15 Этика И.Канта (1724-1804) 17 Этические направления в XIX веке. 18 Некоторые учения в этике ХХ века. 20 Контрольные вопросы по теме №2. 22 ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.. 24 Лекция 3. Историческое развитие нравственности. 24 Донравственные формы социальной регуляции. 24 Традиционная нравственность. 26 Принцип патриархальности. 26 Принцип коллективизма (общинности) 26 Принцип трудолюбия. 27 Принцип патриотизма. 28 Воинский этос. 29 Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью 30 Нравы средневековья. 32 Нравственность modernity. Буржуазная мораль. 33 Изменения в способе регуляции. 33 Ценностные ориентации буржуазной морали. 34 Нравственность modernity. Мораль советского общества. 35 Современная нравственность и ее перспективы.. 37 Контрольные вопросы по теме №3. 38 ТЕМА 4. ТЕОРИЯ МОРАЛИ.. 39 Лекция 4. Теория морали. 39 Свойства морали. 39 Антиномии в морали. 40 Структура морали. 45 Понятийная структура морального сознания. 46 Иерархическая структура морального сознания. 48 Функции морали. 49 Контрольные вопросы по теме №4. 51 ТЕМА 5. ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.. 52 Лекция 5. Высшие моральные ценности. 52 Свобода как нравственная ценность. 52 Свобода как проблема. 52 Ступени нравственной свободы.. 54 Ситуация нравственного выбора. 55 Структура нравственного поступка. 57 Смысл жизни как нравственная ценность. 59 Счастье как нравственная ценность. 62 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 65 ЛИТЕРАТУРА.. 66
Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика» Учебный курс «Этика» имеет своей целью приобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных ценностей предполагает их переход в личностные смыслы каждого человека. В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей. В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются: · жирным подчеркиванием — подвопросы внутри вопроса лекции; · жирным шрифтом — смысловые подразделения внутри подвопроса лекции; · жирным курсивом — основные понятия темы и персоналии; · подчеркиванием — главные мысли по рассматриваемому вопросу. Этика — философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем. Мораль и нравственность — реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В данном курсе понятия мораль и нравственность будут употребляться как синонимы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |