Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Развитие научного знания в средневековой Европе

В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. "схоластикос" – школьный, ученый). Этот особый тип философствования ("школьная философия"), господствовал с XI по XVI век. Он сводился к рациональному комментированию текстов, логическому обоснованию христианского вероучения. Наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский Так возникает учение, которое позже, в 1879 г было утверждено как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизм, который существует и поныне под названием неотомизм.

Томизм – учение Аристотеля, адаптированное в русле католической философии

Атомизм (Демокрит) - все состоит из атомов. Чувственное познание, которое понималось им как взаимоотношение и взаимодействие атомов. Он писал: «Лишь в мнении существует сладкое, теплое, горькое, холодное, лишь в мнении есть цвет; в действительности же существуют только атомы и пустота».

Учение Фомы Аквинского (1225-1274)= 49 лет

Самый крупный схоласт, гений метафизики и восхитительный по масштабу ум. После смерти ему был присвоен титул “ангельский доктор” и он был причислен к лику святых римско-католической церкви. Из его обширного литературного творчества главными являются “Сумма теологии” и “Сумма против язычников”.

В учение Фомы Аквинского, крупнейшего церковного философа, который развивал идеи Аристотеля. психика представлена в виде иерархии. Он развивает учение о дематериализации, подчинении низших уровней психического высшим, как это было характерно для любой феодальной общественной организации. Это была копия феодальной иерархии. Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Работу души Фома Аквинский представил в виде следующей схемы:

- сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие);

- затем осознает, что ею произведен этот акт;

- наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.

Таким образом, создана идея «замкнутого сознания», из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

Аквинский соединил метафизические взгляды Аристотеля с платоновскими представлениями, что наиболее ярко проявилось в решении проблемы соотношения эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. У бога сущность тождественна с существованием.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Арабоязычная наука средневековья | Такое решение проблемы сущности и существования укреплял дуализм бога и мира, что и нужно было теологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.