Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим земель водного фонда и право водопользованию. Права и обязанности водопользователей. Правовая охрана водных ресурсов. Взаимосвязь водных отношений с земельным

Общая характеристика правового режима земель промышленности, инфраструктуры и иного назначения. Правовой режим земель обрабатывающей промышленности. Правовой режим земель добывающей промышленности. Правовой режим земель железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения (далее – земли специального назначения) признаются земли, предоставленные соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для развития различных отраслей промышленности и экономической деятельности, не связанной с ведением сельского, лесного и водного хозяйства. К этой категории относятся земли, занятые промышленными предприятиями, в том числе предприятиями горно-добывающей промышленности, дорогами и другими транспортными системами, инженерными коммуникациями, предприятиями и объектами обороны, объектами космоса и государственной безопасности, расположенные за чертой поселений. К землям промышленности также относятся земли, занятые закрытыми административно-территориальными образованиями, за исключением земель поселений.

 

Земли специального назначения используются преимущественно в качестве пространственного базиса. В отличие от ведения сельского хозяйства, для размещения и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов несельскохозяйственного назначения не требуется высокое естественное плодородие земель. Принципиальное значение имеют близость к объектам транспортной инфраструктуры, поселениям, ландшафтные и климатические условия. Выбор мест размещения объектов добывающей промышленности в первую очередь зависит от расположения разведанных месторождений полезных ископаемых.

 

Земли специального назначения неоднородны по составу. Их состав фактически определяет структура экономики и видов хозяйственной деятельности.

 

Соответственно они включают:

 

земли промышленности,

 

земли энергетики,

 

земли транспорта,

 

земли связи, радиовещания, телевидения, информатики,

 

земли для обеспечения космической деятельности,

 

земли обороны и безопасности,

 

земли иного специального назначения.

 

Земли специального назначения предназначены для размещения и эксплуатации:

 

промышленных предприятий различных отраслей экономики,

 

объектов обороны, включая воинские части,

 

энергетических комплексов, включая объекты атомной энергетики,

 

гидроэлектростанций за пределами земель водного фонда, тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов,

 

объектов наземного транспорта, включая железнодорожный, воздушный, автомобильный и трубопроводный,

 

предприятий и линий, наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, связи, радиовещания, телевидения,

 

объектов космоса, включая объекты по производству и запуску космических систем, научно-исследовательские учреждения,

 

центров подготовки космонавтов,

 

мелких организаций, таких, как автозаправочные станции, объекты соцкультбыта.

 

В соответствии с учетными данными, земли специального назначения занимают площадь 17,3 млн га, что составляет примерно 1,07% площади всех земель. Динамику формирования этой категории земель определяют постоянные колебания в изменении общей площади. Увеличение происходит за счет присоединения земель других категорий, которые изымаются у пользователей и предоставляются для строительства, реконструкции или расширения промышленных предприятий и других соответствующих объектов. В 2000 г. зафиксировано незначительное уменьшение площадей в связи с возвратом рекультивированных и отработанны: земель в лесной фонд и земли запаса. Частично земли специального назначения, предоставленные садоводческим товарищества переведены в категорию сельскохозяйственных земель.

 

С пользованием этими землями связывается наличие различных экологических проблем. Наиболее острой является проблема нарушения ландшафтных характеристик земель, захламление их твердыми отходами, загрязнение опасными химическими веществами в процессе обычной эксплуатации предприятий и в результате аварийных ситуаций.

 

Земли специального назначения используются для размещения промышленных объектов, объектов производственной и социальной инфраструктуры, транспортных систем и систем коммуникаций. Размещение жилых строений не допускается, за исключением использования земельных участков для временного и постоянного проживания персонала и приравниваемых к ним лиц. В некоторых отраслях предусматривается выделение земельных участков в качестве служебных земельных наделов. Запрещаются строительство и реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Нарушение этих требований влечет приостановление строительных работ до устранения выявленных недостатков.

 

Особое внимание уделяется мерам охраны окружающей природной среды. При выполнении строительных работ и эксплуатации предприятий на землепользователей возлагается обязанность принимать меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей среды. В большинстве случаев проекты пользования землями специального назначения проходят процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы.

 

Земли специального назначения могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Допускается предоставление этих земель также на праве постоянного, безвозмездного срочного пользования и аренды. В случае предоставления земель на праве пользования, включая аренду, после завершения срока пользования предполагаются проведение мероприятий по восстановлению земель (рекультивации) и их возврат прежнему пользователю.

 

Юридические лица составляют подавляющее большинство собственников и пользователей земель специального назначения. Они представлены государственными и негосударственными предприятиями и организациями различных отраслей промышленности, транспорта, оборонных объектов и др.

 

Земли специального назначения переходят в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 30 ЗК), либо в порядке приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 ЗК). В последнем случае исключительное право на приобретение права собственности (приватизацию) либо аренды имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

 

Значительная Часть земель промышленности остается в федеральной собственности. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, находятся в федеральной собственности. Земли, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности и другими, в соответствии со ст. 87 ЗК являются федеральной собственностью. Как правило, эти земли находятся в ведении соответствующих министерств и ведомств и закрепляются за предприятиями в постоянное (бессрочное) пользование. Не могут быть приватизированы также земли использования и охраны недр.

 

Приватизация федеральной собственности осуществляется на! основании государственных решений. Государственные решения по вопросам приватизации государственного и муниципального имущества выносятся в виде индивидуальных распоряжений по отдельным предприятиям в соответствии с федеральными программами приватизации государственного и муниципального имущества.

 

 

1 САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4932.

 

2 См. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» (с изм. и доп.).

 

 

Приватизация некоторых предприятий и соответственно занятых ими земель ограничивается или запрещается1. Кроме этого, из оборота, включая приватизацию, изъяты земельные участки, занятые Вооруженными Силами РФ, воинскими формированиями и органами, военными судами, объектами организаций федеральной службы безопасности, объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах охраны Государственной границы РФ.

 

Пользование землями промышленности платное. Видами платежей являются земельный налог и арендная плата. Многие категории государственных предприятий и организаций освобождены от уплаты земельного налога.

 

Допускается использование земель специального назначения для сельскохозяйственных целей. Предприятия, учреждения и организации вправе предоставлять для сельскохозяйственных целей в безвозмездное срочное пользование гражданам и сельскохозяйственным организациям закрепленные за ними земельные участки на праве постоянного пользования либо собственности (ст. 87 ЗК).

 

В целях обеспечения безопасности населения и создания условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов предусматривается выделение вокруг отдельных категорий предприятий зон с особыми условиями землепользования. Ограничения вводятся временно или постоянно и подлежат государственной регистрации (ст. 56 ЗК). Земельные участки в пределах таких зон не изымаются у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, но на них вводится ограниченный режим землепользования. Границы таких зон должны быть обозначены специальными межевыми знаками.

 

Правовой режим зон с особыми условиями землепользования определяется специальными нормативными актами, а также принимаемым для каждой учреждаемой зоны положением. К примеру, правовой режим санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг ядерных установок определен Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», а зон воздействия вокруг предприятий – Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

 

1 См. постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 802 «О перечне предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация которых запрещена» // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3657.

 

Земли промышленности формируются за счет передачи земельных участков для строительства промышленных предприятий, транспортных систем, объектов обороны, связи, телевидения, радиовещания, космоса и иного назначения соответствующим заинтересованным лицам из состава других категорий земель.

 

Большинство земель промышленности располагается в сельской местности, и земли сельскохозяйственного назначения, особенно расположенные вблизи поселений и транспортных систем, служат важным резервом расширения земель специального назначения.

 

Предоставление земельных участков для строительства промышленным и иным организациям из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке изъятия земель для государственных или муниципальных нужд в том случае, если они находятся в частной собственности, и предоставления земельных участков для строительства, установленных ст. 30–32 и 49 ЗК.

 

При этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:

 

изъятия земельных участков из оборота (ст. 27 ЗК);

 

запрета на приватизацию;

 

резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

 

В настоящее время резервирование предусматривается в случае создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых территорий (ст. 95 ЗК), а также для строительства федеральных автомобильных дорог1.

 

 

1 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

 

 

Возможны два варианта предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

 

без предварительного согласования мест размещения объектов,

 

с предварительным согласованием мест размещения объектов.

 

Первый вариант реализуется в случаях, когда имеется свободный земельный участок в государственной или муниципальной собственности, запланированный для освоения, приватизации или передачи заинтересованным лицам на ином праве. В этом случае земельные участки предоставляются в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование. Право собственности передается исключительно на торгах.

 

Предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке:

 

формирование земельного участка,

 

государственный кадастровый учет земельного участка (занесение данных о земельном участке в государственный земельный кадастр),

 

проведение торгов по продаже права собственности, либо проведение торгов для прав аренды при наличии более чем одного заявления, либо

 

принятие решение о предоставлении земельного участка в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

 

Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти либо органами местного самоуправления, уполномоченными предоставлять земельные участки. Формирование земельного участка включает мероприятия по подготовке проекта границ и их установке на местности; определению разрешенного использования земельного участка; определению технических условий подключения планируемых для размещения на земельном участке объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

 

Процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта применяется в случаях, когда уже имеется хозяйственный проект и необходимо подобрать земельный участок для его реализации. В соответствии с данной процедурой земельные участки предоставляются государственным и муниципальным организациям и предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование, а иным организациям и гражданам – в аренду.

 

 

1 См. постановление Правительства РФ от 30 июня 1999 г. № 718 «О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования» // СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3389.

 

Процедура предоставления права на земельный участок включает:

 

заявление заинтересованного гражданина или организации о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта, подаваемое в орган государственной исполнительной власти или орган местного самоуправления;

 

выбор земельного участка органом местного самоуправления;

 

информирование местными органами самоуправления населения о предстоящем предоставлении земельного участка;

 

информирование местными органами самоуправления собственников, пользователей, арендаторов, владельцев о возможном изъятии (выкупе) земельного участка;

 

вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта (либо об отказе в размещении объекта), утверждающего акты о выборе земельного участка;

 

формирование земельного участка;

 

государственный кадастровый учет земельного участка;

 

принятие решения о предоставлении земельного участка (изъятии, если для реализации проекта требуется изъятие земельного участка).

 

Результаты торгов или вынесенное государственное или муниципальное решение являются основанием для регистрации приобретенного права на земельный участок.

 

При предоставлении земельных участков из состава земель лесного фонда для строительных и иных хозяйственных работ, несовместимых с режимом землепользования в лесном фонде, применяется процедура перевода лесных земель в нелесные, установленная лесным законодательством (ст. 63 Лесного кодекса).

 

Как уже упоминалось, земли специального назначения не однородны по правовому режиму. Учитывая существенные различия между ними, представляется полезным подробнее остановиться на правовом режиме некоторых видов земель этой категории: земель атомной энергетики, обороны и безопасности, земель транспорта, земель, предоставленных для пользования недрами.

 

К землям энергетики, обороны и безопасности относятся земли, предоставляемые для размещения и эксплуатации гидроэлектростанций, воздушных линий электропередач, наземных энергетических сооружений, иных объектов энергетики, атомных электростанций (АЭС), ядерных реакторов, включая сооружения, комплексы, компоненты и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. В эту категорию входят также земли, занятые объектами, связанными с разработкой, изготовлением и использованием ядерного оружия, и ядерными энергетическими установками военного назначения, другими военными объектами, включая предприятия и хранилища обычных вооружений, химического оружия, полигоны; земли, занятые объектами, находящимися в ведении Минобороны России, ФСБ, Федеральной пограничной службы РФ, Минатома России.

 

Земли энергетики, обороны и безопасности находятся преимущественно в государственной, а многие – в федеральной собственности1. Допускается установление собственности субъектов РФ и муниципальной собственности на земли, занятые не имеющими оборонного значения радиационными источниками, хранилищами радиоактивных отходов, не содержащими ядерных материалов. Право субъектной и муниципальной собственности возникает в порядке разграничения государственной собственности на землю.

 

Теоретически приватизация земель оборонных предприятий с учетом имеющихся исключений3 возможна, но практически трудно реализуема в условиях различного рода процессуальных и иных ограничений4.

 

1 См. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» // САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4932.

 

2 См. ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

 

3 См. постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 802 «О перечне предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация которых запрещена».

 

4 Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» допускает установление только государственной и муниципальной собственности на ядерные установки. Такие объекты могут передаваться юридическим лицам только на праве пользования.

 

Земли за предприятиями энергетики, обороны и безопасности, учитывая, что они в большинстве находятся в государственной собственности, закрепляются, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

 

Для проведения военных учений организациям обороны и безопасности могут предоставляться дополнительные земельные участки из других категорий земель, в том числе закрепленных за гражданами или организациями. В этом случае земельные участки предоставляются таким организациям на определенный срок на праве публичного сервитута, т.е. без изъятия земельного участка. На земельном участке, обремененном публичным сервитутом, устанавливаются особые условия землепользования, в том числе ограничивающие доступ на него собственников, владельцев, пользователей, арендаторов. В необходимых случаях такие лица могут требовать равноценного земельного участка взамен предоставляемого для военных учений. Собственникам даны особые права на получение платы в связи с установлением сервитута. Статья 23 ЗК предусматривает, что в случае, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то собственники имеют право требовать от органов государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

 

В условиях чрезвычайного или военного положения земельные участки данной категории временно изымаются у граждан и организаций в порядке реквизиции, т.е. с возмещением причиненных убытков и выдачей документа о реквизиции.

 

В целях обеспечения безопасности хранения вооружений, безопасного функционирования АЭС и других объектов энергетики вокруг таких объектов предусматривается установление закрытых санитарно-защитных зон и зон наблюдения с ограниченным режимом землепользования1. В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника и пункта его хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. В зоне наблюдения, в состав которой входит санитарно-защитная зона, действуют меры социально-экономической компенсации гражданам за дополнительные факторы риска и меры по аварийному планированию.

 

1 См. постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 289 «Об определении территорий, прилегающих к особо радиационно-опасным и ядерно-опасным производствам и объектам, и о формировании и использовании централизованных средств на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на указанных территориях, а также на финансирование развития социальной инфраструктуры этих территорий в соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1327.

 

 

Особый порядок землепользования действует в пределах пограничной зоны, охватывающей полосу суши шириной 5 м вдоль государственной границы. Работы в пределах пограничной полосы осуществляются с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы РФ.

 

Отдельные земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, могут передаваться в аренду или безвозмездное срочное пользование гражданам и организациям для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и иных целей.

 

Земли транспорта включают земли, предоставленные учреждениям, организациям, предприятиям автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, воздушного и водного транспорта, а также гражданам и организациям для строительства, эксплуатации, содержания, ремонта, совершенствования и развития сооружений, устройств и других объектов транспортных систем. К землям транспорта не относятся проезды и пешеходные дороги, расположенные на иных категориях земель. Не относятся к землям транспорта также земли, занятые объектами морского и речного транспорта в пределах земель водного фонда.

 

Земли для строительства и эксплуатации наземного и воздушного транспорта выделяются в виде полосы отвода в пределах установленных норм. Полоса отвода автомобильного и железнодорожного транспорта – земельный участок, занятый полотном дороги и охранными зонами. Полоса отвода магистральных трубопроводов включает земельные участки, по которым или под которыми проходит трубопровод, а также земельные участки, необходимые для обслуживания и обеспечения безопасности трубопроводной системы.

 

Земли транспорта – преимущественно земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для общего пользования. Значительная часть транспортных путей, особенно имеющих межрегиональное значение, находится в федеральной собственности. К ним, например, относятся федеральные автомобильные дороги общего пользования. Земли транспорта находятся в ведении соответствующих министерств и ведомств РФ или субъектов РФ.

 

Земли транспорта могут быть переданы заинтересованным физическим и юридическим лицам на праве пользования или аренды в целях эксплуатации дорог, их ремонта и обслуживания, сооружения и эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры. В пределах полос отвода запрещается строительство зданий и сооружений, не связанных с эксплуатацией и ремонтом дороги. Предусматривается проведение лесопосадок в пределах полос отвода автомобильных и железнодорожных магистралей. Лесопользование в пределах таких полос ограничено (ст. 135, 136 Лесного кодекса РФ). Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог могут передаваться в аренду гражданам и организациям для сельскохозяйственных целей, обслуживания пассажиров, складирования грузов. Не допускается использование таких земельных участков для хранения опасных веществ и материалов.

 

Для обеспечения безопасности эксплуатации транспортных систем, размещения объектов транспортной инфраструктуры и обслуживания (сервиса) особый режим землепользования устанавливается на прилегающих к полосам отвода земельных участках. Особый режим землепользования установлен в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог, занимающих земельные участки шириной от 50 до 150 м с каждой стороны. В придорожной полосе земельные участки у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются, однако вводятся ограничения на хозяйственную деятельность.

 

Земельные участки в придорожных полосах, федеральных автомобильных дорог предоставляются для размещения объектов дорожного сервиса (стоянки, подъезды, съезды, бензоколонки), инженерных коммуникаций, некапитальных зданий и сооружений, рекламных щитов. Предоставление земельных участков согласуется с органами дорожной службы и безопасности движения1.

 

1 См. Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования»; постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3065; № 49. Ст. 6059.

 

В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов транспорта проводится резервирование земель. Зарезервированные для транспортных целей земли не предоставляются для иных целей гражданам и организациям.

 

В категорию земель промышленности включаются земельные участки, предоставленные для пользования недрами в пределах сухопутной территории страны. Это – земли, используемые для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, их хранения и первичной переработки, включая шахты, карьеры, разработки различных месторождений, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, – хранилищ, объектов промышленного производства.

 

Не переводятся в категорию земель промышленности земли, предоставленные для пользования недрами из состава земель водного фонда (дно водоемов, территориального моря), а также земельные участки, находящиеся в частной собственности при их использовании собственниками для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина и т.д.). Добыча полезных ископаемых в пределах лесного фонда, не требующая перевода лесных земель в нелесные и их изъятия, не влечет изменения целевого назначения земель лесного фонда (ст. 66 Лесного кодекса). Предоставление земельных участков для геологического изучения недр, включая поиск и разведку полезных ископаемых, может также осуществляться без изменения целевого назначения, но с установлением публичного сервитута (ст. 23 ЗК).

 

Земельные участки для целей пользования недрами предоставляются в порядке выдачи лицензий на недропользование и выделения геологического (для геологического изучения и разведки полезных ископаемых) и горного (во всех других случаях пользования недрами) отвода. Лицензия на недропользование выдается только при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод земельного участка для целей недропользования. При пользовании недрами, предоставляемыми на условиях соглашений о разделе продукции, получению лицензии предшествует заключение такого соглашения.

 

Лицензия является основанием для вынесения решения об изъятии необходимого земельного участка. Земельный участок предоставляется после оформления горного отвода, утверждения проектов рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные сельскохозяйственные угодья, если они не включены в перечень, использование которых для несельскохозяйственных целей не допускается, предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода. Земельный участок изымается и предоставляется заинтересованным гражданам и организациям с возмещением стоимости участков их собственникам. Одновременно выносится решение о переводе земельного участка из одной категории в категорию земель промышленности.

 

Участок недр в пределах горного или геологического отвода закрепляется за держателями лицензии на праве постоянного или временного пользования. Необходимый для пользования недрами земельный участок предоставляется в аренду либо на праве ограниченного пользования (публичного сервитута). Последний применяется в случае предоставления земель и участка недр для изыскательских работ. Во временное пользование участки недр предоставляются на сроки от 5 до 25 лет для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. На эти же сроки закрепляются и необходимые земельные участки. Особенностью правового режима земель, предоставленных для пользования недрами, является требование о снятии и сохранении плодородного слоя почвы и о рекультивации земель после завершения горных работ, консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В необходимых случаях земельные участки возвращаются прежним пользователям.

 

Понятие и общая характеристика лесного фонда и его земель. Содержание основных функций государственного управления лесным фондом. Право использования: виды и общая характеристика. Основания и порядок предоставления участков лесного фонда в пользование. Право и обязанности пользователей.

Учитывая, что лесной фонд может принадлежать на праве собственности только государству, граждане и юридические лица получают доступ к лесному фонду только на праве пользования. Право пользования лесным фондом осуществляется в целях, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства. В первом случае право пользования лесным фондом именуется правом лесопользования и включает одновременно право пользования лесом, в необходимых случаях – растительным и животным миром в пределах лесного фонда, а также землей.

 

Следует еще раз подчеркнуть, что право землепользования в пределах лесного фонда интегрировано в качестве составной и неотъемлемой части права лесопользования. Во втором случае речь идет о ведении строительных работ на территории лесного фонда, прокладке и эксплуатации коммуникаций, добыче полезных ископаемых. Ведение этих работ не включено в перечень видов лесопользования, т.е. не относится к таковым, оставаясь, однако, одним из видов пользования лесным фондом.

 

Хотя здесь акцент перемещается скорее на землепользование, юридически оно не выделяется и остается составной частью права пользования лесным фондом – самостоятельного, сложного по составу правомочия, включающего право пользования землей, лесом и некоторыми другими природными объектами в пределах выделенного участка лесного фонда. Различия между правом пользования лесным фондом и правом лесопользования незначительны, и в большинстве случаев данные понятия используются как синонимы.

 

Право пользования лесным фондом представлено различными видами, которые можно классифицировать по нескольким критериям.

 

По основаниям возникновения право пользования лесным фондом может быть общим и специальным.

 

Право общего пользования лесным фондом или право общего лесопользования возникает на основании закона и волеизъявления граждан и существует в виде лесного публичного сервитута, который выражается в праве граждан свободно пребывать в лесном фонде. Право свободного пребывания в лесах означает право беспрепятственно и бесплатно входить на территорию лесного фонда и находиться на ней, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, а также охотиться.

 

Право общего лесопользования может быть реализовано везде, где это не запрещено законом или индивидуальными решениями, в том числе на участках лесного фонда, переданных на праве специального лесопользования отдельным гражданам и юридическим лицам. Право общего лесопользования может быть ограничено в интересах пожарной безопасности лесов, ведения ореховопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых территориях (ст. 86 Лесного кодекса).

 

Право специального пользования лесным фондом, или право специального лесопользования, возникает на основании индивидуальных разрешительных документов, выдаваемых в установленном порядке уполномоченными государственными органами.

 

В зависимости от целей, для которых предоставляются участки лесного фонда, право специального лесопользования делится на право:

 

1) пользования лесным фондом для ведения лесного хозяйства, включая:

 

заготовку древесины,

 

заготовку второстепенных лесных ресурсов,

 

заготовку живицы,

 

побочное лесопользование,

 

пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства,

 

пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей,

 

пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;

 

2) пользования лесным фондом в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, включая:

 

добычу полезных ископаемых,

 

прокладку линейных сооружений,

 

строительство зданий и сооружений и др.

 

Участок лесного фонда может быть передан в пользование для одной или одновременно нескольких целей.

 

Право пользования лесным фондом для ведения лесного хозяйства в зависимости от сроков пользования может быть долгосрочным и краткосрочным.

 

Долгосрочное пользование осуществляется на срок от одного года до 49 лет. Лесопользование до одного года является краткосрочным.

 

По процедуре предоставления участков лесного фонда в пользование, условиям пользования, субъектам и объектам долгосрочное пользование реализуется в виде права аренды, безвозмездного пользования, концессии.

 

Право аренды возникает на основе договоров, заключаемых между заинтересованным лесопользователем и соответствующим лесхозом на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, которые принимаются по представлению лесхозов или по результатам лесных конкурсов. Решение органа государственной власти субъекта РФ как основание, предшествующее заключению договора аренды, возможно лишь в исключительных случаях, когда участок лесного фонда передается на срок от одного года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории (ст. 34 Лесного кодекса). В остальных случаях участки лесного фонда для установленных целей передаются по результатам лесных конкурсов.

 

Участки лесного фонда передаются в безвозмездное пользование на основании договоров, заключаемых между заинтересованным лицом и соответствующим лесхозом, по решению органа государственной власти субъекта РФ, вынесенному по представлению лесхоза (ст. 36 Лесного кодекса).

 

Принципиальным процессуальным отличием аренды от безвозмездного пользования является исключение лесных конкурсов в качестве оснований возникновения данного права. Субъектами права безвозмездного пользования являются сельскохозяйственные организации, учебные и научно-исследовательские учреждения. Допускается осуществление ими безвозмездного пользования только в целях обеспечения их собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах, устанавливаемых на основе нормативов2. Соответственно коммерческая заготовка древесины или лесопользование в коммерческих целях запрещены.

 

Относительно сроков предоставления земельных участков в безвозмездное пользование между Лесным и Земельным кодексами имеются существенные противоречия. Так, согласно Лесному кодексу (ст. 36) участки лесного фонда, включая землю, передаются на срок до 49 лет, в то время как ЗК (ст. 24) не допускает предоставления земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, более, чем на 1 год. Кроме того, предоставление земельных участков на этом праве допускается только юридическим лицам.

 

 

1 См. постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224 «Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование» // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 964.

 

2 См. постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1601 «Об Утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» // СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 121.

 

На праве концессии предоставляются, как правило, неосвоенные участки лесного фонда, без сложившейся инфраструктуры требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Основанием возникновения данного права является договор концессии, который заключается по результатам конкурса или аукциона.

 

Договор концессии существенно отличается от вышеупомянутых договоров тем, что его участниками, с одной стороны, может быть только Правительство РФ, а не лесхоз, а с другой – лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами (ст. 38 Лесного кодекса). Согласно ЗК, предоставление земельных участков на праве концессии не предусматривается. Это может означать, что для получения участка лесного фонда в концессию может потребоваться заключение дополнительно договора аренды земельного участка. Лесной кодекс такой процедуры не устанавливает. Данная несогласованность Земельного и Лесного кодексов также нуждается в устранении.

 

Договоры на право долгосрочного лесопользования совершаются в письменной форме и подлежат государственной регистрации. Дополнительно к договору каждый лесопользователь обязан получить лесорубочный билет, лесной билет, выписываемые лесхозами ежегодно, или ордер. Лесорубочный билет предоставляет лесопользователю право на заготовку и вывоз древесины и живицы в установленных объемах и в надлежащие сроки. Лесной билет дает право на лесопользование для всех иных разрешенных целей, кроме заготовки древесины и живицы. Ордер необходим для заготовки мелких партий древесины и заготовки второстепенных лесных ресурсов.

 

На праве краткосрочного лесопользования участки лесного фонда предоставляются учебным и образовательным учреждениям, финансируемым за счет бюджета, местным сельскохозяйственным организациям и населению. Для краткосрочного лесопользования достаточно получить только лесорубочный билет, лесной билет либо ордер, которые выдаются соответствующим лесхозом по результатам лесных аукционов. Здесь также возникает несоответствие с ЗК, по которому лесорубочный билет, лесной билет либо ордер недостаточны для возникновения права пользования земельным участком в лесном фонде. По всей видимости, подобно концессии, в этих случаях может потребоваться заключение договора аренды.

 

На территории лесного фонда допускается деятельность, не связанная с ведением лесного хозяйства. Это могут быть любые виды деятельности, но наиболее распространены строительство, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций. Для их осуществления в дополнение к договору аренды заинтересованное лицо обязано получить разрешение лесхоза на ведение таких работ, а также лесорубочный билет, если выполнение работ связано с рубками.

 

За исключением случаев безвозмездного пользования, лесопользование осуществляется за плату. При этом лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы освобождаются от внесения платы за землю (ст. 103 Лесного кодекса).

 

Существуют два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании за все виды лесопользования. При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату1. Лесные подати и арендная плата, за исключением части платежей в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, которые централизуются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством и используются для нужд лесного хозяйства.

 

1 См. п. 70 постановления Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации».

 

Водные объекты в пределах территории РФ, включенные или подлежащие включению в водный кадастр, образуют водный фонд. По определению Водного кодекса РФ, под водными объектами понимаются сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса).

 

К ним относятся:

 

поверхностные водные объекты, включая реки и водохранилища, ручьи и каналы, озера, болота и пруды, ледники и снежники,

 

внутренние моря,

 

территориальное море,

 

подземные водные объекты, включая водоносные горизонты, бассейны подземных вод, месторождения подземных вод и естественные выходы подземных вод.

 

Водными объектами признаются водоемы как естественного, так и искусственного происхождения. Вместе с тем не любое сосредоточение вод на поверхности суши либо в недрах будет считаться водным объектом. Важным признаком водного объекта является сохранение его гидравлической связи с другими водными объектами. Сосредоточения вод, обладающие гидроизоляцией, например бассейны, наземные и подземные контейнеры, содержащие воду, не относятся к водным объектам. Водный объект также характеризуется определенным постоянством. Скопления вод на поверхности или в недрах в течение непродолжительного времени (например, скопления дождевой воды) не относятся к водным объектам. Наконец, водными объектами признаются только те, которые соответственно учтены как водные объекты. Так, искусственные пруды для разведения карпов не относятся к водным объектам, если они учтены в качестве имущества соответствующих рыбохозяйственных предприятий, хотя обладают другими необходимыми признаками водного объекта – не имеют гидроизоляции и постоянно заполняют рельеф суши.

 

Водный объект – юридическая абстракция и не совпадает с обыденным либо естественно-научным понятием «водный объект». Юридически водный объект в пределах водного фонда представляет собой сложное неразрывное единство нескольких составных частей. Поверхностные водные объекты состоят из дна, покрывающих дно вод и прилегающих берегов.

 

Юридически водный объект как объект водных отношений имеет два смысла. В одних ситуациях это может быть целый водоем (например, использование всей реки для судоходства), а в других – его часть (водопользование для добычи полезных ископаемых). Но в обоих случаях объект регулируемых отношений именуется одинаково – водный объект.

 

Дно и прилегающие берега поверхностных водных объектов образуют земли водного фонда. К землям водного фонда относятся также полосы отвода гидротехнических сооружений, иных сооружений, связанных с пользованием водным объектом, а также земельные участки, прилегающие к водным объектам и предназначенные для обслуживания и эксплуатации водохозяйственных сооружений (плотин, ирригационных систем, причалов, портов). Однако не все водные объекты имеют в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды и вмещающие их горные породы, а земли могут быть отнесены к другим категориям земель.

 

Дном признаются водопокрытые земли, постоянно или большую часть времени находящиеся под водой. К берегу относится полоса суши вдоль либо вокруг водного объекта, которая именуется также береговой полосой или прибрежной защитной полосой. Ширина береговой полосы устанавливается для каждого водного объекта отдельно. Береговая полоса вдоль водных объектов общего пользования называется бечевником. Его ширина не должна превышать 20 м от уреза воды. Земли, прилегающие к внутренним морским водам и территориальному морю, именуются прибрежной полосой. Ее границы и режим определяются Правительством РФ. Береговая полоса или прибрежная защитная полоса водных объектов одновременно составляет часть водоохранной зоны. Водоохранная зона за линией береговой полосы (прибрежной защитной полосы) не относится к землям водного фонда, хотя правовой режим этих земель определяется интересами, связанными с охраной и обеспечением рационального использования соответствующих водоемов.

 

В соответствии с учетными данными на 1 января 2000 г., земли водного фонда занимают площадь 27,8 млн га, что составляет около 1,6 % всех земель. Почти 99% общей площади приходится на водопокрытые земли. Вместе с тем работы по формированию этой категории земель продолжаются. Проводятся работы по переводу части земель, учтенных как земли водного фонда (занятые межхозяйственными мелиоративными системами), в другие категории и одновременно перевод земель иных категорий в состав земель водного фонда. Примечательно, что пока лишь 38% водопокрытых земель учтены как земли водного фонда. В остальных случаях земли водных объектов входят в состав других категорий земель. К примеру, лишь частично в состав земель водного фонда входят земли, занятые болотами. Хотя в соответствии с водным законодательством болота являются водными объектами и образуют водный фонд, на самом деле в зависимости от месторасположения они учитываются в составе других категорий земель. К примеру, болота имеются в составе угодий земель сельскохозяйственного назначения. Болота, расположенные в поселениях, относятся к землям поселений, в лесном фонде – к землям лесного фонда. Общая площадь болот в РФ по всем учетным категориям земель составляет 108,7 млн га, или 6,3% территории.

 

В официальной статистике в качестве земель водного фонда также не учтены дно и прилегающие берега внутренних морей и территориального моря, хотя это противоречит водному законодательству. Территорию Российской Федерации омывают 13, включая Каспийское море, морей, из которых Баренцево и Охотское относятся к внутренним морям, остальные – к территориальному морю. В соответствии с официальной статистикой, общая акватория морей составляет 7 млн кв. км, или 70 млн га, что почти в 3 раза превышает официально объявленную площадь земель водного фонда. Это позволяет сделать вывод о том, что дно и, возможно, прилегающие берега морей учитываются иным образом, хотя определить, к какой категории земель они отнесены, невозможно, так как упоминания об их принадлежности к иной категории земель в официальных данных нет.

 

1 См. п. 3 постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.

 

 

Не входят в состав водного фонда обособленные водные объекты. К ним относятся замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами. К таким объектам могут быть отнесены бассейны и иные скопления вод искусственного происхождения, имеющие гидроизоляцию либо не имеющие связи с другими поверхностно-водными объектами. Дно, берега и наполняющие углубления воды, т.е. сами обособленные водные объекты, учитываются как земли других соответствующих категорий, например сельскохозяйственного назначения, поселений и т.д.

 

Экологическое состояние водных объектов и земель водного фонда в целом оценивается как недостаточно благополучное. Наиболее опасна проблема загрязнения. Она вызвана воздействиями хозяйственной деятельности как в пределах береговой полосы, так и на прилегающих землях на территории водосборов поверхностных вод. Источниками загрязнения также выступают производственные аварии. Серьезную озабоченность вызывает практика нарушения правового режима землепользования в водоохранных зонах, ведения запрещенных видов хозяйственной деятельности, их застройка жилыми и иными объектами.

 

Как и в случае с лесным фондом, правовой режим земель водного фонда определяется интересами охраны и рационального использования вод. Земли юридически составляют единство с покрывающими их водами, и соответственно земельные отношения неразрывны с водными. Правовой режим земель водного фонда определяется как земельным, так и водным законодательством. Основное место в системе этого законодательства занимает принятый в 1995 г. Водный кодекс РФ.

 

Водные объекты могут находиться только в государственной собственности. Передача водных объектов, относящихся к государственной собственности, в собственность муниципальных образований, граждан и юридических лиц не допускается. Невозможны приватизация водных объектов, в том числе земель водного фонда, а также совершение других сделок, влекущих их отчуждение.

 

Отношения государственной собственности на водные объекты – пример наиболее противоречивого подхода к регулированию этих отношений. Водные объекты делятся на принадлежащие на праве собственности РФ (федеральная собственность) и принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). В соответствии со ст. 36 Водного кодекса к федеральной собственности могут быть отнесены поверхностные водные объекты федерального значения, включая те, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ; водные объекты, предназначенные для удовлетворения общегосударственных нужд, и некоторые другие. В собственности субъектов РФ находятся водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности.

 

Для признания водного объекта федеральной собственностью требуется вынесение по каждому водному объекту либо перечню водных объектов решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Право государственной собственности субъекта РФ устанавливается решением органов исполнительной власти такого субъекта по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

 

Решением Правительства РФ утвержден перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности1. Одновременно ст. 67 Конституции РФ предусмотрено, что территорию РФ составляют территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Из смысла статьи ясно, что как внутренние воды, так и территориальное море не являются территорией субъектов и соответственно не являются субъектной собственностью. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще конституционность статей Водного кодекса о собственности субъектов РФ и признать нецелесообразными все попытки разграничить государственную собственность на воды. По Конституции РФ, внутренние воды и территориальное море – федеральная собственность.

 

Кроме того, смысл разграничения вообще непонятен, если учитывать, что, независимо от права собственности на тот или иной водный объект, функции управления осуществляются взаимосвязанно органами РФ и органами субъектов РФ.

 

Пользование землями водного фонда является платным. Форма платежа – земельный налог.

 

1 См. постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 464 «О федеральной целевой программе «Внутренние водные пути России на 1996– 2000 годы» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1995.

 

Государственное управление в области использования и охраны вод, включая земли водного фонда, возложено на МПР России, которое выполняет свои функции непосредственно и через территориальные органы – бассейновые водохозяйственные управления и территориальные комитеты. В функции МПР России входят выдача лицензий на водопользование, принятие схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработка совместно с другими ведомствами нормативов предельно допустимых вредных воздействий, ведение мониторинга, государственного водного кадастра, осуществление государственного контроля. Для выполнения возложенных контрольных функций государственные инспектора по контролю за использованием и охраной вод наделены необходимыми полномочиями. Контроль за водопользованием во внутренних морских водах и территориальном море осуществляется специализированной морской инспекцией.

 

Право водопользования – единственный титул, на основе которого граждане и организации, в том числе государственные, получают доступ к водным объектам. В зависимости от условий и оснований возникновения право водопользования бывает общим, специальным, особым.

 

Право общего водопользования – право граждан и юридических лиц использовать водоемы общего пользования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется бесплатно, не требует получения государственной лицензии на водопользование и закрепления за водопользователем в каждом случае водного объекта. По смыслу и содержанию, право общего водопользования совпадает с правом публичного сервитута, хотя Водный кодекс не дает на это ясных указаний.

 

Специальное водопользование – пользование водными объектами гражданами и юридическими лицами с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое в соответствии с разрешительной системой и за плату. Водные объекты предоставляются для множества целей, включая удовлетворение питьевых и бытовых нужд, нужд гидроэнергетики, водного транспорта, для добычи полезных ископаемых, строительства причалов и сооружений, сброса сточных вод и др.

 

Особое пользование водными объектами осуществляется для целей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, иных государственных и муниципальных нужд.

 

Право специального и особого водопользования может быть краткосрочным (до 3 лет) и долгосрочным (от 3 до 25 лет). Допускается аренда водных объектов на основе общих норм гражданского законодательства. Водное законодательство не регулирует эту разновидность водных правоотношений.

 

Право специального и особого водопользования может быть ограничено в интересах граждан и организаций, нуждающихся в пользовании водным объектом для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных объектов для паромов, лодок на основе права частного сервитута, которое устанавливается договором либо судебным решением.

 

Право специального водопользования возникает на основании лицензии на водопользование, выдаваемой МПР России либо его территориальными органами, а также заключенного с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ договора пользования водным объектом. При особом водопользовании выдаче лицензии и заключению договора предшествует вынесение решения по федеральным водным объектам – Правительством РФ, по субъектным – органами исполнительной власти субъектов РФ. Лицензия и договор подлежат регистрации органом, выдавшим лицензию1. Для получения лицензии заявитель должен представить Министерству природных ресурсов РФ или его территориальным органам документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для водопользования. Следует заметить, что согласно ЗК лицензия и договор на водопользование не могут быть достаточными для пользования землями водного фонда. Остается предположить, что дополнительно заинтересованным водопользователям будет необходимо получить в установленном ЗК порядке право на пользование земельным участком.

 

При совершении правонарушений действие лицензии может быть приостановлено либо прекращено выдавшим лицензию органом.

 

1 См. постановление Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» // СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1636.

 

В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным законодательством предусматривается установление водоохранных зон с режимом ограничений на хозяйственную и иную деятельность. Водоохранные зоны устанавливаются только дли поверхностных водных объектов. Их размеры и границы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПР России.

 

Водоохранная зона – территория, примыкающая к акваториям поверхностных водоемов и водотоков, ширина которой определяется в зависимости от протяженности водотоков или площади водоемов. Максимальная ширина водоохранных зон – 500 м от уреза воды. Структурно в состав водоохранной зоны входят прибрежная защитная полоса, часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водоему. Ее ширина колеблется от 15 до 100 м. Размеры и границы водоохранных зон на территории поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Граница прибрежных защитных полос может быть совмещена с парапетом набережной.

 

Земли водоохранных зон могут относиться к различным категориям земель – сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и др., образуя лишь в пределах прибрежной защитной полосы либо земель, занятых гидротехническими или водохозяйственными сооружениями, земли водного фонда. Вместе с тем независимо от этого регулирование землепользования в пределах всех водоохранных зон осуществляется на комплексной основе, исходя из интересов охраны водных объектов.

 

Водоохранные зоны устанавливаются на основе проектов для каждого конкретного водного объекта исходя из его целевого назначения, состояния и других показателей и обозначаются на местности специальными знаками. Проекты водоохранных зон включают необходимые картографические материалы и содержат рекомендации по использованию земель.

 

Наиболее строгий режим землепользования устанавливается для прибрежной защитной полосы, где запрещаются распашка земель, применение удобрений, выпас скота, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения. Здесь разрешено размещать объекты водоснабжения, рекреации, портовые и гидротехнические сооружения.

 

 

1 См. постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах».

 

За пределами прибрежной защитной полосы в водоохранной зоне независимо от категории земель не разрешаются размещение складов удобрений, мест складирования отходов, применение химических средств борьбы с вредителями, мойка и ремонт автомобилей, размещение коллективных стоянок личных и государственных машин. Разрешается размещение дачных и садово-огородных участков при условии соблюдения землепользователями установленных в проектах ограничений.

 

Россия богата водными ресурсами. На ее территории имеются 210 больших рек, к которым относятся реки протяженностью более 500 км, тысячи малых и средних рек, свыше 2 млн озер. В условиях опасности возникновения дефицита пресной воды в мире водные объекты России приобретают возрастающую значимость как фактор благополучия страны и национальной безопасности.

 

Особое место в данном контексте занимает озеро Байкал – уникальный водный объект, содержащий 20% мировых запасов пресной воды (25 тыс. куб. км). Озеро ценно и другими своими качествами. Это – самое глубокое озеро мира (1620 м) и одно из самых больших. Его длина 636 км, а площадь (около 31,5 тыс. кв. км) равна суммарной площади Бельгии и Нидерландов. В него впадают 336 больших и малых рек, а вытекает одна – Ангара. Исторически Байкал относится к наиболее древним водоемам (ему около 25 млн лет), позволяющим проследить эволюцию жизненных процессов на Земле.

 

По свидетельству ученых, озеро Байкал – формирующееся море, так как его берега постепенно расходятся. До сегодняшнего дня главным образом в силу удаленности от мест концентрации населения и хозяйственной деятельности озеро сохранило естественную чистоту, оставаясь средой обитания уникального, эндемничного вида – разновидности пресноводного тюленя – байкальской нерпы, а также формируя среду обитания ценных наземных животных. Еще в 1917 г. в целях сохранения исчезающего вида баргузинского соболя на примыкающей к Байкалу территории был учрежден Баргузинский заповедник.

 

Несмотря на трудно доступность, озеру Байкал с его уникальными богатствами угрожает деградация, главным образом в результате экологически неблагоприятной хозяйственной деятельности в водосборном бассейне. В ответ на возникающие проблемы был принят Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», определивший правовые основы мероприятий по сохранению уникального водоема1. Закон является ярким примером использования экосистемного подхода, основанного на взаимосвязанном, интегрированном регулировании всего комплекса отношений природопользования и охраны окружающей среды не только в границах самого озера, но и на прилегающих землях. Одновременно Закон носит рамочный характер, во многих случаях нормы сформулированы декларативно, носят отсылочный характер, нуждаясь в дальнейшей правовой детализации на уровне подзаконного нормотворчества. К настоящему моменту фактически действует одно постановление

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зонирование городов и населенных пунктов | Правовой режим земель природоохранного, рекреационного, оздоровительного назначения. Правовой режим земель историко-культурного назначения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.314 сек.