Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности лирики Ф.И. Тютчева

Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Смысл и понятие “футлярности” в рассказах А.П.Чехова.

Человек в футляре – человек, закованный предписаниями, нормами, правилами, боящийся жизни. “Футлярность” Беликова распространена на весь его облик и жизненные функции. Калоши и зонт в любую погоду, темные очки и темное пальто, вата в ушах, все вещи в футлярах и футлярчиках, древнегреческий язык как футляр, защищающий от современности, в конце—гроб как вечный идеальный футляр.

Образ “человека в футляре” стал символом стремлениия спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения интеллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе “Крыжовник” чиновник Чимша-Гималайский осуществил фантастическую мечту жизни – купил усадьбу. В которой он хотел развести крыжовник. Фантастическая идея, маленькая и узенькая мечта, которой подчинил свою жизнь в общем неплохой человек,- это тоже футляр, сковывающий свободный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни консервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе “ О любви”.

В трилогии главная тема – это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев.

Анатомию опустошения и гибели человеческой души особенно ярко Чехов показал в рассказе “ Ионыч “.

Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нравы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляющие факторы. Основная же причина опустошения героя – в нем самом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию.

 

Особенностью лирики Тютчева является повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни. В природе поэта привлекают кризисные, крайние ситуации – гроза, буря, борьба стихий. В человеческой жизни – борение страстей, их «роковой поединок».

 

Любовь у Ф.И.Тютчева – это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей. Любовь может разрушить цельность личности. Часто жертвой любовного поединка оказывается женщина. Драматизм любви ярко выражен в стихах:

 

О. как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

 

Лирику Ф.И. Тютчева можно определить как философскую. Она наполнена раздумьями о гармонии и противоречиях человека – «мыслящего тростника2 и природы. Основной мотив всей поэзии Тютчева – борьба в природе, человеке, любви. Природа более гармонична и спокойна, чем жизнь человека /» Ночное небо так угрюмо…», «Как океан объемлет шар земной…», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной…» /. Путь человека – это путь мучительных поисков, раздумий, противоречий / «Силенциум», «Душа моя – Элизиум теней…», «Певучесть есть в морских волнах…» /. Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь -- «борьба неравная двух сердец»,вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадёжность» / «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной…» /.

Если у Ф.И. Тютчева любовь – это «роковой поединок», борьба индивидуальностей, то у А.А. Фета любовь—прибежище «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Ф.И. Тютчева драматична, А.А. Фета –светла и счастлива.

Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство. Он тонко ощущает переливы и переходы состояний природы / «Шепот, робкое дыханье…». «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки» /. Любовная лирика А.А.Фета светла, оптимистична, спокойна. Два любящих человека понимают друг друга, их отношения трепетны и бережны / «Серенада», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сонет «, «Сияла ночь, луной был полон сад…» /. Искусство, по мнению Фета, не должно «вмешиваться» в дела бренного мира, не должно быть тенденциозным. Его предназначение – служить красоте, которую понимают только «просвещенные» / «Одним толчком согнать ладью живую…». «Как беден наш язык!.. «, «Мелодия», «Диана «/.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные темы творчества | Федор иванович Тютчев
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 9520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.