Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2 Основные этапы становления и развития политической науки

œПлан лекции:

1 Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

2 Политическая мысль средневекового Востока

3 Европейское средневековье в истории политической

4 Светская политическая мысль эпохи Возрождения

FЦель лекции: познать взгляды и теории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современные политические теории и проблемы. Определить место российской политической жизни в общей системе политических знаний. Раскрыть сущность идеологии и содержание основных политических идеологий.

&. 1 В истории развития политической мысли выделяют несколько этапов:

1 этап. Политические учения Древнего Востока (Индия, китай, Вавилон). Особенность –политическая мысль не выделяется в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало обоснование божественного происхождения власти. Ведущие мыслители –Хаммурапи, Заратустра, конфуций, шан Ян.
2 этап.Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Особенности – постепенное обособление политических взглядов как относительно самостоятельной части философии. Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления. Рассмотрение политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида. Ведущие мыслители-Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон.
3 этапПолитические учение средневековья.Особенности – развитие политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей. Теологическая теория политической власти (теология- наука о боге). Роль религии и государства в политике. Ведущие мыслители –Августин Блаженный, Фома Аквинский
4 этап. Политические учения эпохи Возрождения. Особенность-появления теорий защищающих бюргерство, обвиняющих церковь во всех бедах. Настоящий источник власти-народ. Развитие идей гуманизма. Анализ проблем прав и свобод человека. Ведущие мыслители-н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мор, Дж Локк, Ф. Бэкон
5 этап. Политические учения европейского Просвещения. Особенности – формирование либеральной политической идеологии, обоснование необходимости разделения властей, характеристика правового государства, анализ ценностей и механизма. Функционирования демкоратии, формирование концепции прав человека и гражданина, идея революции и диктатуры. Выдающиеся мыслители: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Ж-П. Марат, М. Робеспьер.

Политические идеи периода античности (IX в. до н.э. – V в. н.э.) получили развитие как на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия), так и на Западе (Греция, Рим). Их возникновение связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, функционированием государства. Особенность политической мысли античности в обосновании сверхъестественной, божественной природы политической власти, а также социального политического и правового неравенства людей. Наивысшего уровня политическая мысль античности получила в учениях Платона и Аристотеля. Первый являлся идеологом афинской рабовладельческой аристократии, второй выражал интересы среднего слоя класса рабовладельцев.

В диалоге «Политик» Платон определил политику как царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Философ разработал утопический проект идеального общественного устройства, где свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Правителям и воинам определяется функция по управлению и охране существующего строя, трудящимся – производительного труда, удовлетворения материальных нужд общества. Класс рабов Платоном игнорируется, вернее, рассматривается как само собой разумеющееся условие существования общества и государства.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Считая, что предполагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, он выступал защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

В политическом устройстве Аристотель различает три части: законодательную, административную и судебную, т.е. фактически он находился у истоков теории разделения властей. Правильным государственным устройством он считал такое, где преследуется общее благо, неправильным – где приоритет отдается частным целям правителей. К первому он относил монархию, аристократию, политию, к ко второму – тиранию, олигархию, демократию.

Древнеримская политическая мысль опиралась на политико-правовые идеи греческих мыслителей. Оригинальные политические идеи развиваются в произведениях Тита Лукреция Кара (99–55 гг. до н.э.) «О природе вещей», Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.) «О государстве» и «О законах». Первый из них обосновывал договорный характер государства, второй стоял у истоков понимания «правового государства». М.Т. Цицерон пришел к выводу: «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода».

Ряд космополитических идей и естественно-правовых положений выдвинули римские стоики Сенека (3 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктет (50–138), Антонин (121–180). По убеждению Сенеки, перед лицом мирового закона равны все люди – свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. Эпиктет резко критиковал богатство и осуждал рабство. Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, о царстве, где превыше всего чтится свобода подданных. Общественно-политические устремления социальных низов выражало христианство, возникшее в I в. н.э. Политическая идеология первохристиан носила эсхатологический (греч. eschatos – конечный, последний) характер. Она обосновывала учение о «последних временах», об идеальном порядке на земле, который установится в результате вмешательства божественного спасителя, после второго пришествия Христа. Своеобразие средневековой политической мысли состоит во всестороннем влиянии на нее христианской религии, римско-католической церкви. Центральной проблемой тогдашних политических представлений являлся вопрос о том, какая власть, церковная или светская, должна иметь приоритет. Суть позиции мыслителей заключалась в том, что государство выступает частью универсального порядка, создателем и управителем которого являлся Бог.

2 Характерной особенностью политической мысли Арабо-исламского мира средних веков являлось то обстоятельство, что она возникла сразу же как средневековая, со всеми ее особенностями. Победа ислама в борьбе с родоплеменной идеологией, языческой религией в Аравии и установление в результате завоеваний господства на огромной территории принесли новую форму организации общественной жизни, а монотеистическая религия ислама стала идеологией этого объединения. Исламская культура впитала в себя многое из того, чем уже обладали жившие на завоеванных землях народы, что придало своеобразные черты ее облику. Это довольно скоро выразилось в появлении многочисленных сект и направлений внутри ислама, в которых сказалось влияние древнеиранской религии зороастризма, гностицизма, религиозно-философского учения манихейства, вобравшего в себя идеи зороастризма, христианства и буддизма. Наконец, огромнейшее влияние на развитие исламской теологии и политической мысли оказала античная мысль. Таким образом, арабо-мусульманская философия и политическая мысль, как часть исламской культуры, по сути дела, оказалась без этапа древности. За них эту стадию прошли другие народы, достижениями которых они успешно воспользовались и довольно скоро (уже в XI-X вв.) выступили как имеющие свое собственное содержание и немалые успехи в разработке собственной школы, которая, надо сказать, никогда не порывала со своим прошлым.

В рамках исламской политической мысли сформировалось два основных подхода к изучению политики и государства:

1.Нормативно-юридический подход, который опирался на мусульманскую политико-правовую доктрину и разработал политическое учение, которое легло в основу существования различных форм теократических государств (Халифат, Имамат). Данный подход развивался самостоятельно и не испытывал сколько-нибудь значительного внешнего влияния;

2. Этико-философский подход, который опирался на наследие, прежде всего, античной политической философии, при этом, правда, эмпирический материал для исследований представители данного подхода брали из практики функционирования именно мусульманских государств. В этом смысле этот подход также опирался на мусульманское учение. Более того, представители этико-философского подхода (Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.) считали одной из главных своих целей создание политического учения, удачно сочетающего исламскую религию и философию.

3 В социально-политических взглядах Аврелия Августина (Августина Блаженного) (354–430) содержалось обоснование и оправдание неравенства в обществе, которое якобы предопределено свыше. Историю человечества он рассматривал как борьбу «града Божьего», состоящего из праведников, божьих избранников и «града земного», или светского государства, – «великой разбойничьей организации». Государство, считал он, может стать частью града Божьего, если подчинится нормам и доктринам церкви.

Сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225–1274) «О правлении властителей» и «Сумма теологии» явились своеобразной энциклопедией церковной идеологии средневековья. Развивая теократическую концепцию власти, он рассматривает ее как результат воли Бога. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, а души – церкви. Наместнику Бога на земле – папе Римскому – должны подчиняться все светские властители, так как Богом осуществляется руководство миром. При этом сословные различия рассматривались как необходимые и вечные. Вместе с тем он признавал право подданных на свержение главы государства, если тот явно творил зло.

4 Политическая мысль эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) вместо религиозного объяснения государства, политики и права на первый план выдвигает положения о естественных правах человека, его земных интересах и потребностях. Идеи относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики. Важное место в ней занимает идеология централизованного государства. В знаменитом труде «Государь» Никколо Макиавелли (1469–1527) обосновывал принцип политического реализма. Жан Боден (1530–1596) в труде «Шесть книг о государстве» утверждал, что монарх – единственный, абсолютный источник права. В качестве самого существенного признака государства он выдвинул идею государственного суверенитета.

Политической науке Нового времени характерна разработка идей нового класса – буржуазии – в русле либерализма (лат. liberalis – свободный). Значительный вклад в развитие политической науки внес Томас Гоббс (1588–1679). Государство он рассматривал как человеческое, а не божественное установление. В трудах «О гражданине», «Левиафан» обосновывал его возникновение на основе общественного договора. Эта идея лежала в центре политических воззрений Гуго Гроция (1583–1645), Бенедикта Спинозы (1632–1677), Джона Локка (1632–1704). Они разрабатывали идею естественного права, которое принадлежит людям в силу их природного бытия, что государственное право вытекает из естественного. Бесспорным достижением Дж. Локка является выдвижение идеи разделения власти.

Принципы свободы и равенства лежали в основе научно-политических идей мыслителей французского Просвещения: Шарля Монтескье (1689–1755), Вольтера (1694–1778), Жан Жак Руссо (1712–1778). Монтескье считал, что свобода может быть обеспечена только при независимости законодательной, исполнительной и судебной властей. Идеалом для Вольтера была «просвещенная монархия», где просвещен не только монарх, но и сами подданные. Ж.Ж. Руссо выдвинул идею народовластия, обосновывал равенство всех перед законом.

Демократические идеи европейского Просвещения развивались американскими мыслителями Б. Франклином (1706–1790), Д. Адамсом (1735–1826), Т. Джефферсоном (1743–1826), Д. Медисоном (1751–1836) и др. В современную политическую и правовую науку вошли их идеи о том, что все люди от рождения свободны, независимы, обладают такими неотчуждаемыми правами, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, право народов сменять правительства, не отвечающие своему назначению. В их числе дополнение идеи разделения властей идеей создания системы сдержек и противовесов; судебного надзора за конституционностью законов.

Политические идеи развивали немецкие мыслители И. Кант (1724–1804), И. Фихте (1762–1814), Г. Гегель (1770–1831). Своеобразный «категорический императив» И. Канта – каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может использоваться как орудие достижения каких-либо целей. Он разработал проект «вечного мира» посредством создания федерации самостоятельных равноправных государств, разграничил категории «гражданское общество» и «государство». Насильственные преобразования в ходе буржуазных революций XVI в. и особенно XVIII в. вызвали волну критики либерально-демократических нововведений. В результате получило развитие такое течение политической мысли, как консерватизм (лат. conseryare – сохранять). На его позициях стояли Э. Берк (1729–1797), Ж. де Местр (1753–1821), Л. Бональд (1754–1840).

В XVI – первой половине XIX в. развивались идеи утопического социализма, защищавшего интересы угнетенных масс. Его основоположники критиковали как старый, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический строй. Его представителями являлись Т. Мор (1478–1535), Т. Кампанелла (1568–1639). Д. Уинстэнли (1609 – после 1652). Ж. Мелье (1664–1729). А. Сен-Симон (1760–1825), Ш. Фурье (1772–1837), Р. Оуэн (1771–1858). Они обосновывали необходимость равенства всех членов общества, коллективной собственности, обязательного труда для всех, общественного самоуправления.

sВопросы для самоконтроля

1 Чем отличаются критерии классификации политических режимов Платона и Аристотеля?

2 В чем суть нового «научного» метода Н.Макиавелли в постижении политики?

3 Каково значение эпохи Реформации в становлении и развитии политической культуры Западной Европы?

4 Какие причины, по мнению Ш.Л. Монтескье, влияют на законодательство и политическое устройство различных народов?

5 Основные положения «теории общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Чем объяснить популярность его взглядов именно во времена Великой Французской революции?

¨Рекомендуемая литература:

1 Божанов В.А. Политология: мир современной политики. – М, 2008.

2 Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002.

3 Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002.

4 Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999.

5 Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политология, как наука, изучает закономерности функционирования и развития политики | Лекция 3 Власть как политический феномен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.