КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3 Архитектура Казахстана периода саков, усуней и канглы
(начала 1 тыс. – VIII в.) (1 час) План лекции 1. Мемориальные сооружения: курганы 2. Могильники и погребальные комплексы 3. Становление и развитие мемориального зодчества 4. Мемориально-культовое зодчество 5. Оседлые поселения кочевников
Тезисы лекции. Как утверждает И.А. Кастанье, «эпоха, предшествующая исламу, была по преимуществу языческая, ей мы обязаны курганами и можем ее называть Курганной» [7, c 33]. Курганные сооружения, восходящие к строительным традициям эпохи бронзы, широко распространены на всей территории Казахстана и прилегающих к нему областях Южной Сибири, Урала и Средней Азии. Сложенные из крупных обломков камней или земляной насыпи в виде искусственного холма, они имеют полусферическую форму. По своему внешнему облику курганы сходны с формой кочевой юрты. Это надгробные сооружения, посвященные памяти умерших членов родового коллектива. Исследователи выделяют четыре типа курганов. 1 тип. Курганы с «усами», или длинными грядами в виде дуг (Центральный Казахстан). По своей планировке они создают своеобразный ансамбль каменных сооружений, размещенных на большой площади, обычно в предгорной равнине. 2 тип. Большие каменные курганы с кольцевыми ограждениями из громадных гранитных плит, вертикально врытых в землю, – прием, восходящий также к традициям мегалитических построек эпохи бронзы (Бес-Шатыр, в долине р. Или). 3 тип. Каменные курганы с концентрическими выкладками, напоминающими планы крепостных сооружений (Бериккара, р-н Каратау). 4 тип. Большие каменные курганы, сложенные из ансамбля курганов вышеуказанных типов. Особой грандиозностью отличаются «царские» курганы эпохи раннего железа (VII – IV вв. до н.э.), Семиречье, долина реки Или, предгорья Заилийского Алатау. Наиболее полное представление об этих курганах дает «Бесшатырский» и «Иссыкский» некрополи. Бесшатыр (на правом берегу реки Или) состоит из 31 кургана. Самые крупные насыпи – усыпальницы вождей племени. В некоторых курганах есть особые камеры для погребения коней. Курганы сакских «царей» были диаметром 50–100м и более, высотой 8–15м и более [7, c 33]. Выделяется большой Бесшатырский курган D 104м, высота 12м, 94 ограды. На некоторых вертикально стоящих столбах были выбиты родоплеменные тамги. В Бесшатыре раскопаны 3 больших, 3 средних и все малые курганы. Другим памятникам, по данным К.А. и А.К. Акишевых, относящимся к сакам, является курган «Иссык» (V – IV вв. до н.э.), D 60м, высота 6 м (описание). Наряду с Семиречинскими курганами традиции их широко распространялись далеко в районы Восточного и Центрального Казахстана. Большой интерес представляет Чиликтинский курган в степной части Восточного Казахстана. По данным С.С. Черникова, он входит в состав большого могильника из 51-го кургана. 30 насыпей могильника достигают D 100 м., при высоте каждый 8–10м; размеры остальных D 20–60 м, и высотой 2–5м. Это большое кладбище племеных и родовых вождей (описание). Чиликтинский курган дотируется рубежом VII – VI вв. до э.н. Это самый ранний царский курган степной полосы Казахстана. Большой Берельский курган D 20м, высота 9м. Курганы «с усами». В Центральных районах Казахстана в VII – I вв. до н.э. формировались, по словам П.С. Рыкова, «наиболее крупные курганы с каменными дугами – пока единственные в своем роде» [7, с 37]. Эти курганы получили в археологической литературу «с усами». Речь идет об уникальном для зодчества Казахстана сооружении мемориально-культового характера. Курганы «с усами» многовариантны, но почти все они входят в единый архитектурный комплекс. Основу его составлял большой курган с глубокой грунтовой ямой овальной формы для захоронения; вблизи от него, как правило, с востока строился малый курган, где погребался конь и рядом глиняный сосуд. Затем от малого кургана возводились в восточном направлении 2 дугообразные каменные гряды, достигавшие иногда длины 200–300м., в виде цепочки каменных ящиков или колец, выложенных из крупного камня, которые завершались двумя курганами на концах. Комплекс курганов «с усами», по своей структуре, отражал традиции культового строительного искусства племен эпохи бронзы, вместе с тем, это является новым и остается типичным вплоть до I в. до н.э. Обряд жертвоприношения коня связан с солярным культом. «Единственный бог которого они (массагеты) почитают, это – солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на сете» (Геродот). В 1927 году были обследованы Л.Ф. Семеновым памятники «с усами» в Карагандинской области, в урочище Сымтас, у села Каратал, в близи сопки Ескенай у озера Аккуль. Курганы «с усами» и поныне изучают такие крупные ученые, как М.П. Грязнов, П.С. Рыков, И.В. Синицын, Л.Ф. Семенов, А.А. Козырев, А.М. Озарбаев. Курган «с усами» в Джанайдаре в Улутауском районе Карагандинской области. (реконструкция А.М. Озарбаева). Курганы «с усами» являются ярким выражением тасмолинской культуры эпохи раннежелезного века, представляющей шесть курганных групп могильника Тасмола на р. Шидерты Павлодарской области. Загадочные курганы «с усами» были исследованы М.К.Кадырбаевым (1959–1961). Замечательным памятником курганных сооружений является комплекс Канаттас в предгорной равнине горы Корпетай Коунрадского района Карагандинской области. Он состоит из длинных каменных гряд, или «усов», идущих от курганной насыпи на восток двумя расходящимися линиями протяженностью до 300 м. Расстояние между восточными концами гряд 150 м. Западную половину площадки широко окружают ряды огромных каменных столбов, вертикально врытых в землю. Громадная открытая площадь, заключенная между этими каменными ограждениями, предназначена для народных торжищ и поминок. В самом центре кольцевой ограды расположены две каменные насыпи полушаровидной формы, в одной из которой погребен глава племени; в другой (малой) – его боевой конь. Курганную насыпь опоясывают кольцевые вкладки из камней с двумя разрывами (в северо-восточной и юго-восточной частях сооружения), имитирующими ворота оборонительных стен. Таким образом, корпетайский комплекс состоит из трех основных сооружений частей: внешней ограды, внутренних сооружений (курганов) и обширных коридорообразных сооружений («усов»), как бы имитирующих вход во внутренние сооружения, в усыпальницу. Все части комплекса расчленены по горизонтали и размещены на огромной площади, занимающей несколько тысяч квадратных метров. В освоение этой обширной площади заложена идея композиционного решения пространства, деление ее на ряд частей, строго соответствующее зрительно воспринимаемым масштабности, ширине и глубине. Все части комплекса расположены на ровной поверхности; однообразие форм преодолевается рядами высоких каменных столбов, курганом полушаровидной формы, возвышающимися над уровнем горизонта. Но возвышение одних компонентов сооружений над другими не нарушает их связи, а, напротив, усиливает зрительное впечатление, создает единство и целостность всего ансамбля. Характер сооружения и структура плана корпетайского каменного ограждения дают представление о том, какую форму имели первые крепостные стены в эпоху племенных союзов. Становление и развитие мемориального зодчества. Рассматриваются основные вопросы: мавзолеи Тагискена, особенности планировки, объемно-пространственной структуры, конструкции, варианты реконструкции и значение памятника для развития архитектуры региона; мавзолей Баланды-2, конструктивные особенности; мемориально-культовое зодчество: несторианские кладбища (городище Ак-Бешим), буддийские монастыри (городище Красная Речка, Ак-Бешим). Мавзолеи Тагискена расположены примерно в 20 км к юго-западу от Кзыл-Орды на русле Инкар-Дарьи, где С.П. Толстоноговым были выявлены более 70-и курганов и мавзолеев. Для Тагискенской культуры характерно сочетание андроновской культуры эпохи бронзы и дандыбаевско-бегазинской культуры Центрального Казахстана с южной цивилизацией: Мавзолеи 5в, Мавзолей 6 (VIII – VII вв. до н.э.). Тагискен 6 выделяется своим грандиозным обликом (описание). Мавзолеи Тагискена, в отличие, от сооружений Центрального Казахстана, возводились из сырцового кирпича. Это обстоятельство очень важно, так как на территории Казахстана и в Средней Азии в эпоху средней бронзы применение сырцового кирпича не известно [7, с 29-30]. В IV – III вв. до н.э. под влиянием этих мавзолеев начинает воздвигаться грандиозные мемориальные сооружения для наземного трупоположения (Чирик-Рабат, Баланды-2), которая находится неподалеку от своих прототипов в долине реки Инкар-Дарьи. Это также круглое, в плане D 16 м, высотой 6 м. Главное новшество связанно с конструктивной структурой памятника: прежде всего это появление купола над центральной частью, используется ложный свод (напуск верхних рядов кирпичей над нижними). Сооружение с незначительными повреждениями дошло до нас почти через 2.5 тыс. лет, несмотря на то, что было построено из сырцового кирпича. Итак, основным архитектурным достижением, связанным с мавзолеем Баланды-2, является рождение купола, как важной архитектурной формы и строительной конструкции. Баланды-2 – центрическое многокамерное сооружение с коническим «шатровым куполом», возвышающимся над цилиндрическим или призматическим объемом, который предопределил композиции уникальных средневековых памятников Казахстана и Средней Азии. Прием перекрытия ложным куполом применяется на территории Казахстана до наших дней. В III веке до н.э. из сакских племен выделяются наиболее сильные в экономическом отношении племена, известные по китайским летописям под названием усуней и кангуй (занимали обширную область Семиречья, предгорий Сырдарьи и Таласа с прилегающими районами Каратау и бассейна реки Сары-Су, а на севере и северо-востоке от Кангюй обитали племена кюеше или кыпчак). Курганы усуньского времени обычно располагались меридеально по течению рек, стекающих с горных склонов. На территории Семиречья четко они делятся на 3 типа. 1 тип – большие земляные курганы D 50-80 м. высотой 8-10-12 м; размеры курганов 2 типа (на примере могильника Каратума, р. Чарын) – 15-20 м диаметром и до 1 м высотой; многочисленный 3 тип – небольшие насыпи в 5-10 м диаметром и 30-50 м высотой. Отличительной особенностью этих курганов является наличие, особенно в крупных курганах, больших погребальных камер, рассчитанных на парные захоронения (мужские и женские). В конструктивном решении существенных изменений не происходит: насыпь, как правило, сферическая из камня, земли или смешанная. В городище Чирик-Рабат, находившемся в бассейне Жана-Дарьи, были раскопаны 2 мавзолея – круглый, квадратный в плане (IV – II вв. до н.э.). Первый из них представляет собой группу, состоящую из 4-х одинаковых по размерам (5,9х5,9 м) погребальных помещений. (описание по С. Толстову) [7, c 40]. Эпоха, предшествующая исламу, была по преимуществу языческая. Вместе с тем, на территории Казахстана распространяется буддизм, зороастризм, христианство. Христианство, залеченное из Малой Азии в южные степи киргизской страны гордыми последователями Нестора. Архитектурные комплексы Чол-Тобе и Кзыл-Кайнаре – это оригинальные и уникальные храмы христианства начала нашей эры, не имеющие прямых аналогов в мировой архитектуре (описание). Христианские церкви строились и во II половине 1 тыс. н.э. Например, церковь на городище Ак-Бешим, обнаруженная Кызласовым Л.Р. [7, c 45]. Наряду с этим, во всех регионах каганата сохранился буддизм в качестве сект, особенно в Семиречье он занимал прочные позиции, о чем свидетельствуют раскопки 2 буддийских храмов в городе Ак-Бешим и 2 на городище Красная Речка. Второй буддийский храм на Красной Речке имел монументальный характер и дополнялся структурной фигурой Будды в Нирване (длиной 8 м), сохранившейся части без головы и верхней части туловища. Все это указывает, что в эпоху раннего средневековья религиозные воззрения населения Казахстана характеризовались многообразием, которое отразилось в пестроте типов монументального и мемориального зодчества [7, c 46]. Оседлые поселения кочевников. Саки-скотоводы создали тип поселения кочевого общества – «котан» – вокруг «кора» (место для стада) на определенном расстоянии. Пространство между жилищами на ночь закрывалось повозками или же натягивался аркан. Это обеспечивало надежную охрану стада не только от хищников, но и от вражеских племен. Выработанная структура кочевого стада стала одним из традиционных градостроительных образований в Казахстане. Примером оседлого поселения кангюйских племен, общавшихся в долине Сырдарьи по среднему течению может служить Актобе-2. Одним из городов был Джеты-Асар, развалины которого находятся в низовьях Сырдарьи. Жилая часть города имела спиралевидную планировку и состояла из параллельных рядов узких помещений. Жилые комнаты на полу имели суфы -лежанки и отапливались вделанными в стены печами – камнями и открытыми очагами. Стены из сырцового кирпича, отштукатурены, расписаны красками красным по белому узорами из кружков и гирлянд. С VI в. градостроительная культура Казахстана в связи с усилением раннефеодальных государств приобретает новые черты. Городские поселения на караванных путях: Испиджаб – Сайрам; Талас; Кулан и др; торгово-ремесленные города; Сузак.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |