КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4 Архитектура Казахстана периода тюркских каганатов и
Караханидского государства XI – XII вв. (1 час) План лекции 1. Архитектурно-скульптурные комплексы тюркского времени 2. Развитие городских центров Казахстана 3. Становление новых типов сооружений в связи с распространением ислама на территории Казахстана 4. Первые мечети городищ Орнек, Кедер, Отрак 5. Подземные мечети Южного и Западного Казахстана 6. Мавзолеи Караханидского периода
Тезисы лекции. С VI века архитектурно-строительная деятельность на территории Казахстана связанна с тюркскими племенами, которые передвигались на запад с приалтайских степей из долины реки Орхон. Тюрки принесли на территории Казахстана новые виды погребальных сооружений, каменные антропоморфные скульптуры-балбалы. Одним из самых значительных монументальных памятников тюркского периода, частично сохранившихся до наших дней, является архитектурно-художественный комплекс в честь полководца кочевников Кюль-тегина, сооруженный в долине Орхона в 731 г. в Монголии. Этот памятник рассматривается в книге Л.Н.Гумилева «Древние тюрки» [39]. Сожженный прах Кюль-тегина был скрыт великолепным памятником, построенным китайскими мастерами, присланными императором Сюань цзуном. Развалины этого сооружения были открыты, как уже говорилось, в 1889 г. Н.М. Ядринцевым, изучались в 1891 г. В. В. Радловым, неоднократно посещались разными путешественниками и, наконец, были детально описаны чешским археологом Йислом, обследовавшим памятник во время работ Совместной археологической экспедиции Чехословакии и Монгольской Народной Республики в 1958 г. Эта экспедиция составила план памятника и дала описание, позволяющее произвести его приблизительную реконструкцию. Все сооружение, размером 80´40 м, вытянуто с востока на запад. Оно обведено рвом, прерывающимся перед воротами, и стеной из глины, которая была крыта из черепицы, оштукатурена и побелена. У ворот две статуи баранов из мрамора, обращенные друг к другу. За ним – дорога и пруд для дождевой воды. Далее, на спине мраморной черепахи (символ вечности) была укреплена знаменитая стела с надписью, представляющая собой усеченную пирамиду высотой 3 м 15 см. Верхняя часть стены – пятиугольный щит — была обрамлена изображением дракона. Одну сторону щита украшала тамга хана, на другой была указана дата сооружения. Правее этой надписи – две строчки рунического письма, которое заполняет и три другие стороны поверхности стены. По мнению археологов, стела помещалась в павильоне, крытом черепицей; стены павильона были оштукатурены и побелены. От павильона к храму шла дорога; по бокам ее стояли статуи садовников и слуг в натуральную величину. Сам храм в плане квадратный – 10,25´10,25 м. Стены окрашены красными разводами и украшены терракотовыми масками драконов. Внутри храма помещались жертвенник с очагом и мраморные статуи Кюль-тегина и его жены. Голову статуи Кюль-тегина, выполненную вполне реалистично, удалось найти. От головы жены остались фрагменты. К памятнику тянется на целые 3 километра цепь балбалов, из которых до нашего времени уцелело 169. Характерно, что в другом храмовом комплексе, сооруженном в 734 г. в честь много сделавшего для укрепления единства тюрков и стремившегося обеспечить мир и покой внутри каганата предводителя древних тюрков Бильге-кагана, сохраняется та же композиция и набор выразительных средств, что и в комплексе, посвященном Кюль-тегину. В храмовом комплексе Бильге-кагана те же статуи, та же по форме и декоративному оформлению (с образными, поэтическими посвящениями) стела, такой же огромный черный камень с отверстием; лишь вместо баранов, охранявших вход в святилище храма с восточной стороны, были львы. Памятник тюркскому принцу Тоньюкуку, известному своей образованностью и просветительской деятельностью, имеет несколько иное композиционное решение. Но и здесь есть крытый черепицей храм, стела с выразительным древним текстом, каменные статуи, валы и рвы по периметру комплекса. Надпись вырезана на двух врытых в землю прямоугольных вертикальных каменных стенах, обратная сторона которых декорирована пышным растительным орнаментом. На восток от храма тянется, теряясь в горах, длинная вершина каменных столбов – балбалов, символизирующих убитых врагов. Разнообразные природно-климатические условия Великой степи продиктовали ее обитателям различные формы приспособления к ним. Для кочевников, тесно связанных с природой, жизнь в войлочном шатре – теплом, просторном и легко переносимом с места на место – была не прихотью, а необходимостью. Жилище тюрков. Это юрта, или кибитка, «кийиз уй» – по-тюркски. «Тюркюты домов не строили и садов не разводили, так как холодный климат заставил бы их покинуть эти города, как только будет сожжен весь сухой лес поблизости. Однако никем не доказано, что каменная лачуга или глиняная мазанка есть высшая форма жилища по сравнению с войлочным шатром, теплым, просторным и легко переносимым с места на место. Для кочевников, тесно связанных с природой, жизнь в таком шатре была не прихотью, а необходимостью», – пишет Л.Н.Гумилев. Китайский поэт Бо Цзюй-и посвятил юрте прекрасное стихотворное описание. Этот источник был опубликован Лю Мао-цзаем и приведен в книге Л.Н.Гумилева «Древние тюрки». Китайский поэт описывает обыкновенное жилище, в каком мог жить кочевник среднего достатка. Ханская же юрта поразила воображение даже Менандра Протектора – придворного византийского императора, видавшего покои Влахернского дворца. Он описывает шатер с золотым троном, который был так легок, что его могла тащить одна лошадь; другой – шатер, «испещренный шелковыми покровами», третий – где стояли позолоченные столбы и золотые павлины поддерживали ложе хана. «Вся эта роскошь не могла до нас дойти; дерева и меха истлели, золото и серебро перелиты, оружие заржавело и превратилось в пыль. Но письменные источники пронесли сквозь века сведения о богатой и неповторимой культуре, и они заслуживают большего доверия, чем немногочисленные археологические находки» [39, с 71-73]. Возникновение и развитие городов. В X в. на территории Казахстана образовалось государство Караханидов. Оно распространилось на территорию Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии. Столицей государства был город Баласагун в Чуйской долине, а позднее – Тараз. Именно к эпохе Караханидов относится наибольший расцвет торговли, ремесел, сельского хозяйства, городской жизни, расширение типов сооружений, развитие строительного и изобразительного искусства. Этому способствовали оживленные торговые и культурные связи с Русью, Византией, Ираном, Средней Азией, Закавказьем, Дальним Востоком. Города играли важную роль в жизни племен и народностей, населяющих территорию Казахстана. Они были крупными торговыми центрами, через них кочевое население степей осуществляло свои хозяйственные связи с оседлыми земледельческими районами. Те города, которые занимали удобное положение на торговых путях, развивались быстрее. Но нельзя утверждать, что возникновение городских центров связано исключительно с внешней торговлей и расположением их на Великом Шелковом пути. Они формировались в первую очередь там, где развивалось сельское хозяйство и ремесла. Развитие городов шло неравномерно. Это обусловлено целым рядом обстоятельств: на юге более благоприятные условия для земледелия; близость к древнеземледельческим областям Средней Азии; теснее и оживленнее торговые связи. Общее число городских центров и поселений в Казахстане к XII в. приближалось к двумстам, среди которых Суяб, Отрар, Кулан, Тараз, Сайрам. Многие из них остались лишь в воспоминаниях. Большое влияние на рост и формирование средневековых городов Казахстана оказывали мощные оседло-земледельческие центры Средней Азии, например Согд с центром в Афрасиабе (близ современного Самарканда) и Чач (Ферганская долина и Ташкентский оазис). В средние века господствующей религией в Казахстане был ислам. Ислам – арабское слово, означающее «мир», «покой». Ислам, или мусульманство, возник в VII в. в западно-центральном районе Аравийского полуострова – Хиджазе. Святыня мусульман – Мекка. Основатель ислама Мухаммед родился именно в этом древнем религиозном центре. Мусульманская религия сохранила в качестве объекта почитания кубическое строение Каабу со священным черным камнем, усвоила и некоторые языческие обряды, дав им истолкование в духе монотеизма (единобожия). Согласно исламскому учению, Кааба – храм единого бога Аллаха, построенный Адамом, восстановленный Авраамом, затем занятый идолопоклонниками и, наконец, очищенный Мухаммедом. Священная книга ислама – Коран. Коран (аль-Куран) в переводе с арабского «куран» – чтение. Мусульмане используют и другие названия: аль-Китаб – книга писания; аль-Китабаль Мукаддас – священная книга; Каламуллах – слово Аллаха; Калам шариф – благородное слово. Ислам способствовал развитию культурной традиции в Казахстане. Археологические раскопки памятников IX–XIII вв. свидетельствуют о формировании мусульманской культуры. С появлением и распространением ислама возникают новые типы архитектурных сооружений: мазары, мавзолеи, мечети, медресе, ханаки, сардобы, караван-сараи, ансамбли (общественные, погребальные, торговые). Мазар – могила с возведенным над ней сооружением. Это место паломничества, почитаемое мусульманами как святое. Мавзолей – погребальное сооружение, увековечивающее в монументальных архитектурных формах и долговечных строительных материалах память об усопшем и прославляющее художественными средствами его деятельность: мавзолеи Ахмеда Ясави в Туркестане, Джучи хана – в Жезказганской области, Козы Корпеш и Баян Сулу – в Семипалатинской. Медресе – мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ. Медресе открывались обычно при больших мечетях и строились по схеме: четырехугольный двор в окружении жилых помещений – худжр, цепь которых разрывалась включением залов и мечети, лоджиями-айванами. Айван – сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Медресе Кунанбая в Каркаралы, Ахмеда Ризы в Семее, Джангира в Букеевской Орде. Мечеть – культовое мусульманское сооружение. Призванная вместить огромное число молящихся, изолировать их от городского шума, мечеть приобрела вид огражденной стенами прямоугольной постройки с внутренним двором, с многостолпным молитвенным залом, в обращенной к Мекке стене которого помещался один или несколько михрабов. Караван-сарай – это постоялый и торговый двор, вокруг которого помещаются жилые помещения, навесы, галереи. Ханаки – это странноприимные дома при мечетях. Ханака включает большой зал молитвенных собраний или дервишских радений, жилые и хозяйственные помещения и очень часто усыпальницу главы ордена. Сардобы – перекрытые куполом бассейны, сооружения над колодцами, специфический вид сооружений в степных кочевьях и на караванных путях. На территории Казахстана, на Бет-пак-дале сохранились сардобы Мурза-Рабад и Якка (VI – IX вв.). Первый из них представляет собой однокупольное сооружение со специальными арочными приемами, а второй – группу взаимосвязанных купольных объемов, вероятно, одновременно служащие местом отдыха. Сардобы представляли собой цилиндрические резервуары, сложенные из кирпича диаметром до 10-15 м. Резервуары перекрывались куполом. С особой тщательностью выкладывались дно и стенки водоемов. Сначала для этого производилась кладка из обожженного кирпича на глиняном растворе, затем с внутренней стороны пол и стенки облицовывались в один ряд кирпичом на кыровом растворе и потом вся внутренняя поверхность резервуара отштукатуривалась кыровым раствором (40% раствора извести, 60% растительная зола). Кыр может служить 450 лет [7, с 57]. Мавзолеи Караханидского периода: «башенного» типа (Сарыаман-коса, Бегим-ана); «центрично-купольного» (Бабаджи-хатун); «портально-купольного» (переходный тип – Айша-биби, мавзолей Карахана). Мавзолей Бабаджи-хатун отличается простотой и монументальностью архитектурной композиции. Парапет главного фасада сохранил остатки надписи на арабском языке: «Эта гробница, называемая Абаджа-хатун. Строитель ее...» Архитектурное решение: купольно-центрическое, квадратное в плане здание увенчано граненым барабаном и ныне восстановленным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен оформлены арочными нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой. Использован особый прием декора здания: фигурная кладка из парных кирпичей, повернутых углом к плоскости стены. Устойчивость объемной композиции мавзолея и возведение памятника на каменном фундаменте с отмосткой из плитняка способствовали хорошей его сохранности. Шатрово-пирамидальный, гофрированный, 16-гранный купол на звездчатом барабане является подлинно наваторским творческим созданием великого зодчего раннекараханидской эпохи. Создатель мавзолея Бабаджа-Хатун всячески стремился к обогащению пластики купола и утверждению его доминирующей роли в композиции памятника. Откуда такая форма купола? Вопрос остается открытым, мнения исследователей расходятся: армянское происхождение, от матерчатой палатки турецких народов, от зороастрийской дахмы, хорезмской архитектуры и др. [7, с 79-81]. Рядом расположен другой уникальный памятник — мавзолей Айша-биби, которому посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Теоретик архитектуры Т.К.Басенов называл его «своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов». Предания донесли до нас и историю создания мавзолея. Согласно одной из легенд, в нем похоронена красавица — дочь известного поэта и ученого Хакимата, заболевшая и внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время поездки к своему жениху Карахану. Среди надписей на угловых колоннах здания сохранились такие слова: «Осень, тучи... жизнь прекрасна». Мавзолей Айша-биби также относится к архитектурным сооружениям центрического типа, квадратным в плане. Построенное из обожженного кирпича здание имеет глубокие арочные ниши-портики и трехчетвертные колонны по углам фасада. Снаружи стены покрыты замечательной работы резными плитками, в узоре которых угадываются мотивы, характерные для современного казахского народного орнамента. Необычайно красивы угловые колонны, слегка суживающиеся, перехваченные вверху орнаментальным поясом и заканчивающиеся широким раструбом. В верхней части порталов узор из звездчатых плит. Система небольших ниш, малых колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности постройки, а оформление стен и колонок терракотовой облицовочной плиткой привлекает глаз разнообразием орнамента. Одним из наиболее ранних памятников эпохи Караханидов является мавзолей Карахана в городе Таразе, который в настоящее время существует в несколько видоизмененном виде (после безответственной восстановительной работы XX века, когда было утрачено не только орнаментальное убранство мавзолея, но и искажен его план). Однако по фотографии 1850-х гг., опубликованной Б.П. Деннике в 1939 г., можно получить достаточно достоверную информацию об этом памятнике и об искусстве раннекараханидской эпохи в целом. Как указывают Т.К. Басенов и М.М. Мендикулов, мавзолей был сооружен над могилой основателя династии Караханидов, о его датировки ничего не говорят. Если мавзолей действительно основателя династии, то можно уточнить его имя и время его жизни [7, с 84-86]. Первоначальный облик мавзолея, судя по указанному фотоснимку и терракотовым плитам, найденным в 1961 г. археологическими изысканиями, безусловно, привлекает на себя внимание своим изысканным, высокохудожественным уровнем. Плоскость фасада отмечена входным проемом стройной пропорции перекрытий, очень красивого очертания, богатейшей пластики и формы аркой клинчатой кладки, которая изящно опирается на ¾ колонки, выложенной спаренными кирпичиками. Эта арка, вероятно, ритмически повторялась в меньших размерах несколько ниже и глубже над дверью. В паре они являлись не только фундаментальными, но и композиционными акцентами фасада. Следует выделить, что мавзолей Карахана – первое дошедшее до XX века сооружение, где для усиления художественной выразительности архитектуры широко применяется терракотовые и глазурованные плитки, найденные здесь до 30 разновидностей. Мавзолей, безусловно, имел высокий архитектурно-художественный уровень и подготовил благородную почву для рождения такого шедевра архитектуры Казахстана, как мавзолей Айша-Биби. В заключение следует внести определенную ясность о типах мемориальных сооружениях Казахстана. В научной литературе существует 2 типа мавзолеев по композиционным признакам, что безусловно создает путаницу. Поэтому желательно их уточнить и подвести к единому знаменателю. Например, М.Е. Массон и Г.А. Пугаченкова считают, что характерной особенностью архитектурных мавзолеев «шатрового типа является наличие конического или пирамидального купола». Явная недостаточность этого определения очевидна, так как тогда и башенных мавзолеев, в композициях которых доминируют вертикальные членения, завершающиеся конической формой куполом, как мавзолей Бегим-ана, Сараман-коса (X – XI вв.) и др.приходится отнести к шатровому типу. Анализ архитектурно-пространстенного и композиционного построения мавзолеев Казахстана позволяет отметить, что наиболее близки к точности определения М.М. Мендикулова и Б.А. Ибраева. По композиционным признакам мавзолеи Казахстана необходимо разделить на следующие шесть главных типов [7, с.147]. X-XI вв. 1 тип. Башенно-шатровый (мавзолеи Домбаул, Козы-Корпеш, Баян-Слу, Денген). По И.А. Кастанье – мавзолеи конусообразной формы. Это мавзолеи, которые не имеют никаких признаков портала, а имеют лишь входные проемы. 2 тип. Башенные мавзолеи (Бегим-ана, Сараман-коса и др.), в композициях которых доминируют вертикальные членения, подчеркнутые вытянутостью пропорций. 3 тип. Центрически-шатровый (Бабаджа-Хатун, Айша-биби), где объем мавзолея раскрыт на все четыри стороны горизонта, а главный фасад лишь намечен, доминирует в композиции шатрово-конической, ребристой или пирамидальной формы купол. XIII век 4 тип. Портально-шатровый (Джочи-Хана, Кок-Кесене, Кесене и др.) – у которых главный фасад уже подчеркивается и представляется в виде развитого портала-пештака, за которым возвышается шатровой, пирамидальной или конической формы купол. XVI век 5 тип. Портально-купольный (Окши-Ата, Жунис-Ата и др.) – у которых за порталом-пештаком, как правило, прячется купол сферического очертания. XVII век 6 тип. Центрично-купольный (Айкожа, Ергалия и др.) – у которых главный фасад подчеркивается усилением декоративных элементов, входным проемом, а также высота купола лишь незначительно может превысить высоту самой камеры, то есть четырехугольного, многоугольного, круглого основания [7, c 146-147]. Тема 5 Города Великого Шелкового пути и археологические культуры (1 час) План лекции 1. Международная программа «Великий Шелковый путь» 2. Города Великого Шелкового пути и археологические культуры 3. Структура классического средневекового города
Тезисы лекции. Великий Шелковый путь – система древних караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Значительная часть этого пути пролегала по территории Средней Азии и Казахстана. Шелковый путь как торговая магистраль возник в III веке до н. э. и просуществовал до XVI века нашего столетия. Здесь встретились две различные цивилизации – Восток и Запад с совершенно особыми культурными традициями, религиозными убеждениями, научными и техническими достижениями. История многое не сохранила. Пыль веков занесла древние города, но бережные руки археологов и реставраторов сумели отыскать и восстановить для нас редкостные сокровища древних культур – Семиречья и Средней Азии. Тепло встречено мировой общественностью решение ЮНЕСКО о реализации международной программы «Великий Шелковый путь – путь диалога, взаимоотношения и сближения культур». Все началось в 138 году, когда из ханской столицы вышел посольский караван, который сопровождал князя Чжан-Цяня, посланного императором У-ди в неведомые страны Запада. Через 13 лет он вернулся назад. Он смог добраться до районов сегодняшнего Афганистана и первым прошел прямым путем из внутренних районов Китая в Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути пошли на Запад караваны с шелком, а в Китай – товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Вскоре международная торговля перешла в руки торговцев из Согда – страны в Средней Азии, в долинах Зеравшана и Кашкадарьи. Во II и V вв. Шелковый путь, если следовать с Востока, начинался в Чаньани – древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу; далее вдоль северных отрогов Тянь-Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к заставе Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Шихо в долину реки Или; средняя – от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля – через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Среднеземноморье – это так называемый «Южный путь». «Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Камаден в Сирию (Дамаск). В VI – VII вв. наиболее оживленным становится путь, который пролегал из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан, хотя прежний через Фергану был короче и удобнее. Однако маршрут Ш. пути не был чем-то застывшим; в течение столетий он менялся. Так в VI – VIII вв. основной была трасса: Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Иссык-Кульская котловина – Восточный Туркестан. Еще один маршрут выходил на названную трассу из Византии. Позднее IX – XII вв. маршрут шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию – в Сирию, Египет, Византию. В конце VI века происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры. Города Великого Шелкового пути и археологические культуры. Согд (ныне на терр. Узбекистана и частично Таджикистана), Самарканд, Сайрам («Город на белой реке», или Испиджаб), города Таласской долины (Тараз – главный город), Кулан, Туркестан, Сауран, Баласагун, Суяб, городище Актобе – «белый холм», Сарайчик (Сарайджук); подлинным гигантом был Отрарский оазис (холмы Отрара охватывают площадь в 250 кв. км.) и др. Широкое археологическое изучение Казахстана началось сравнительно недавно, по существу с 30-х годов нашего столетия. В числе исследователей городской культуры Казахстана следует указать А.Н. Бернштама, М.Е. Массона, К.И. Сатпаева, К.А. Акишева, К.М. Байпакова, Л.Б. Ерзаковича, М.М. Мендикулова, Т.К. Басенова. Особые заслуги в исследовании памятников средневековой архитектуры принадлежат академику А.Х. Маргулану. Одним из развитых городов на Великом Шелковом пути был Тараз (Талас). О нем осталось большое количество письменных сведений, которые восходят к концу VI в., когда в Таразе побывал Земарх – посланник византийского императора Юстина Второго. Арабский географ и путешественник X в. ал-Макдиси (Мук’аддаси) писал: «Тараз – большой укрепленный город, со множеством садов, густо застроенный домами; имеет ров и четверо ворот; около него есть многолюдное предместье – рабад; у ворот течет большая река; часть города находится по ту сторону реки; через реку проходит дорога; соборная мечеть находится среди базаров». Историко-археологические богатства Тараза не раз привлекали внимание ученых. Здесь производили археологические раскопки М.Е.Массон, А.Н.Бернштам, Г.И.Пацевич, Е.И.Агеева, Т.Н.Сенигова и другие. В результате исследований академика В.В.Бартольда было установлено, что городище находилось на месте центрального рынка современного Тараза (бывшего Жамбула). Дальнейшие исследования и археологические раскопки, произведенные экспедицией Академии наук СССР в 1938 г. под руководством А.Бернштама и Г.Пацевича на глубине 2-х–6-ти метров, позволили воссоздать облик и культурно-экономическое значение древнего Тараза. Своего наивысшего расцвета Тараз достиг во времена правления Караханидов (X–XII вв.). В это время в городе и его округе был сооружен целый ряд замечательных мавзолеев, из которых в сравнительно первозданном виде до нас дошли мавзолеи Карахана (основателя династии Караханидов), Айша-биби и Бабаджа-Хатун на территории села Головачевка. Структура классического средневекового города: цитадель, шахристан, рабад (на примере Тараза). Исследования показали, что к концу X в. Тараз представлял собой классический феодальный город среднеазиатского типа с цитаделью, шахристаном, обширными торгово-ремесленными районами. Были обнаружены городской водопровод из гончарных труб, канализационная система, богатый нумизматический материал, художественная керамика. Центром Тараза, его самой старой частью, являлась цитадель, по-персидски «арк» или «кухендиз». В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция владетельной особы. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном. Здесь находились жилища знати, богатых купцов, ремесленников, здесь же были торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья — рабады. В них помещались ремесленные мастерские, а также хижины бедного городского люда. Таразская баня — одна из первых бань в Казахстане и Средней Азии — имела сложную систему обогревательных труб, водопроводов, бассейнов. В плане она прямоугольная (13,6´12,4 м). Пол был вымощен плитками из обожженного кирпича, стены украшены богатой фресковой росписью, которая наносилась на поверхность слегка лощеной и сравнительно устойчивой против воды штукатурки. Орнамент росписи по стенам геометрический и состоит из связанных между собой красными крестами восьмиугольных желтых звезд с черной контурной линией. Наблюдаются растительные сюжеты в виде вытянутых листьев и стебля с преобладанием голубых, синих и оранжевых тонов. Помещение бани было перекрыто куполами, что делало все сооружение многокупольным. Макет таразской бани можно увидеть в Центральном историческом музее Республики Казахстан в Алматы. Отрар. Особое внимание ученых привлекает в настоящее время Отрар и Отрарский оазис – «гавань кыпчакской степи». Отрар являлся важнейшим культурно-экономическим центром средневекового Казахстана, где на протяжении веков происходил процесс взаимовлияния оседло-земледельческой и кочевнической культур. Будучи крупным торговым городом на Востоке, он связывал караванными путями государства ирригационного земледелия Средней Азии и Ближнего Востока с обширным рынком скотоводческой продукции кочевых объединений. В XV–XVII вв. Отрар был одним из основных городских центров казахских ханств. Именно поэтому на Отраре до сих пор ведутся крупнейшие по масштабу археологические раскопки; результаты исследований нашли отражение в работах К.А. Акишева, К.М. Байпакова, Л.Б.Ерзаковича и других. Исследования культурных слоев Отрарского холма дали интересные сведения до XVIII в., когда последние жители Отрара навсегда покинули запустевший город. Отрар был окружен мощной глиняной стеной, которая с внешней стороны опоясывалась глубоким рвом. В город вели трое ворот с перекидными мостами. Средневековый Отрар имел довольно четкую планировку улиц, кварталов и площадей. Каждый квартал состоял из 6–15 саманных домов, замкнутых с четырех сторон глинобитными дувалами или глухими стенами домов. Южные и северные ворота соединялись главной улицей, которая определяла всю планировку зданий, улиц и переулков. В Отраре было широко развито ремесленное дело. Так, в северо-западной части города был «раскопан» квартал гончаров. Их мастерские, состоящие из нескольких помещений, были связаны с жилыми постройками. Гончарные печи возводились и в помещениях, и во дворах. Отдельные комнаты предназначались для хранения глины, лепки и сушки изделий перед обжигом, изготовления стеклообразной поливы. Готовая продукция хранилась в специальных ямах. В городе существовал квартал хлебопеков, имелась мастерская металлурга, торговые ряды. Здесь функционировал, как и в соседнем Туркестане, монетный двор, о чем поведала исследованная нумизматическая коллекция. Древние замки и пригороды Отрара (Алтынтобе, Кокмардан, Пшакшитобе, Караконсы, Куйруктобе, Бесиккорган, Жалпактобе) занесло песком, и они превратились в многочисленные холмы, но и ныне живут в народной памяти легенды о них. В рассматриваемый период определились общие характерные черты средневековых городов, различавшиеся в зависимости от примененной архитектурно-планировочной схемы застройки – прямолинейной и радиальной. Главные улицы ориентированы по сторонам света. В последующие времена обе схемы находят свое отражение в практике градостроительства в Казахстане. В средневековом Казахстане развиваются строительное дело и народная архитектура. Выработанные к этому времени архитектурно-строительные приемы (широкое применение обожженного кирпича, облицовка стен резной терракотой, арочно-купольные конструкции и др.) и утвердившиеся формы монументальных сооружений легли в основу дальнейшего развития зодчества Казахстана.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |