КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие понятия систем массового обслуживания
Моделирование систем массового обслуживания
Системы массового обслуживания — это такие системы, в которые в случайные моменты времени поступают заявки на обслуживание, при этом поступившие заявки обслуживаются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания. Поступив в обслуживающую систему, требование присоединяется к очереди других (ранее поступивших) требований. Канал обслуживания выбирает требование из находящихся в очереди, с тем, чтобы приступить к его обслуживанию. После завершения процедуры обслуживания очередного требования канал обслуживания приступает к обслуживанию следующего требования, если таковое имеется в блоке ожидания. Цикл функционирования системы массового обслуживания подобного рода повторяется многократно в течение всего периода работы обслуживающей системы. При этом предполагается, что переход системы на обслуживание очередного требования после завершения обслуживания предыдущего требования происходит мгновенно, в случайные моменты времени. Примерами систем массового обслуживания могут служить: - посты технического обслуживания автомобилей; - посты ремонта автомобилей; - персональные компьютеры, обслуживающие поступающие заявки или требования на решение тех или иных задач; - станции технического обслуживания автомобилей; - аудиторские фирмы; - отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и проверкой текущей отчетности предприятий; - телефонные станции и т. д. Основными компонентами системы массового обслуживания любого вида являются: • входной поток поступающих требований или заявок на обслуживание; • дисциплина очереди; • механизм обслуживания. Входной поток требований. Для описания входного потока требуется задать вероятностный закон, определяющий последовательность моментов поступления требований на обслуживание и указать количество таких требований в каждом очередном поступлении. При этом, как правило, оперируют понятием «вероятностное распределение моментов поступления требований». Здесь могут поступать как единичные, так и групповые требования (требования поступают группами в систему). В последнем случае обычно речь идет о системе обслуживания с параллельно-групповым обслуживанием. Дисциплина очереди — это важный компонент системы массового обслуживания, он определяет принцип, в соответствии с которым поступающие на вход обслуживающей системы требования подключаются из очереди к процедуре обслуживания. Чаще всего используются дисциплины очереди, определяемые следующими правилами: - первым пришел — первый обслуживаешься; - пришел последним — обслуживаешься первым; - случайный отбор заявок; - отбор заявок по критерию приоритетности; - ограничение времени ожидания момента наступления обслуживания (имеет место очередь с ограниченным временем ожидания Механизм обслуживания определяется характеристиками самой процедуры обслуживания и структурой обслуживающей системы. К характеристикам процедуры обслуживания относятся: продолжительность процедуры обслуживания и количество требований, удовлетворяемых в результате выполнения каждой такой процедуры. Для аналитического описания характеристик процедуры обслуживания оперируют понятием «вероятностное распределение времени обслуживания требований». Следует отметить, что время обслуживания заявки зависит от характера самой заявки или требований клиента и от состояния и возможностей обслуживающей системы. В ряде случаев приходится также учитывать вероятность выхода обслуживающего прибора по истечении некоторого ограниченного интервала времени. Структура обслуживающей системы определяется количеством и взаимным расположением каналов обслуживания (механизмов, приборов и т. п.). Прежде всего, следует подчеркнуть, что система обслуживания может иметь не один канал обслуживания, а несколько; система такого рода способна обслуживать одновременно несколько требований. В этом случае все каналы обслуживания предлагают одни и те же услуги, и, следовательно, можно утверждать, что имеет место параллельное обслуживание. Система обслуживания может состоять из нескольких разнотипных каналов обслуживания, через которые должно пройти каждое обслуживаемое требование, т. е. в обслуживающей системе процедуры обслуживания требований реализуются последовательно. Механизм обслуживания определяет характеристики выходящего (обслуженного) потока требований. Рассмотрев основные компоненты систем обслуживания, можно констатировать, что функциональные возможности любой системы массового обслуживания определяются следующими основными факторами: - вероятностным распределением моментов поступлений заявок - вероятностным распределением времени продолжительности обслуживания; - конфигурацией обслуживающей системы (параллельное, последовательное или параллельно-последовательное обслуживание); - количеством и производительностью обслуживающих каналов; - дисциплиной очереди; - мощностью источника требований. В качестве основных критериев эффективности функционирования систем массового обслуживания в зависимости от характера решаемой задачи могут выступать: - вероятность немедленного обслуживания поступившей заявки; - вероятность отказа в обслуживании поступившей заявки; - относительная и абсолютная пропускная способность системы; - средний процент заявок, получивших отказ в обслуживании; - среднее время ожидания в очереди; - средняя длина очереди; - средний доход от функционирования системы в единицу времени и т.п. Предметом теории массового обслуживания является установление зависимости между факторами, определяющими функциональные возможности системы массового обслуживания, и эффективностью ее функционирования. В большинстве случаев все параметры, описывающие системы массового обслуживания, являются случайными величинами или функциями, поэтому эти системы относятся к стохастическим системам. Случайный характер потока заявок (требований), а также, в общем случае, и длительности обслуживания приводит к тому, что в системе массового обслуживания происходит случайный процесс. Независимо от характера процесса, протекающего в системе массового обслуживания, различают два основных вида СМО: - системы с отказами, в которых заявка, поступившая в систему в - системы с ожиданием (очередью), в которых заявка, поступившая в момент, когда все каналы обслуживания заняты, становится в очередь и ждет, пока не освободится один из каналов. Системы массового обслуживания с ожиданием делятся на системы с ограниченным ожиданием и системы с неограниченным ожиданием. В системах с ограниченным ожиданием может ограничиваться: - длина очереди; - время пребывания в очереди. В системах с неограниченным ожиданием заявка, стоящая в очереди, ждет обслуживание неограниченно долго, т.е. пока не подойдет очередь. Все системы массового обслуживания различают по числу каналов обслуживания: - одноканальные системы; - многоканальные системы. Приведенная классификация СМО является условной. На практике чаще всего системы массового обслуживания выступают в качестве смешанных систем. Например, заявки ожидают начала обслуживания до определенного момента, после чего система начинает работать как система с отказами.
4.2 Одноканальная модель с пуассоновским входным потоком с экспоненциальным распределением длительности обслуживания Простейшей одноканальной моделью с вероятностными входным потоком и процедурой обслуживания является модель, характеризуемая показательным распределением как длительностей интервалов между поступлениями требований, так и длительностей обслуживания. При этом плотность распределения длительностей интервалов между поступлениями требований имеет вид (1) где λ. — интенсивность поступления заявок в систему. Плотность распределения длительностей обслуживания: (2) где μ - интенсивность обслуживания. Потоки заявок и обслуживании простейшие. Пусть система работает с отказами. Необходимо определить абсолютную и относительную пропускную способность системы. Представим данную систему массового обслуживания в виде графа (рис. 4.1), у которого имеются два состояния: S0 — канал свободен (ожидание); S1 — канал занят (идет обслуживание заявки).
Рисунок 4.1 – Граф состояний одноканальной СМО с отказами Обозначим вероятности состояний: P0(t) — вероятность состояния «канал свободен»; P1(t) — вероятность состояния «канал занят». По размеченному графу состояний (рис. 1) составим систему дифференциальных уравнений Колмогорова для вероятностей стояний: (3) Система линейных дифференциальных уравнений имеет решение с учетом нормировочного условия P0(t) + P1(t) = 1. Решение данной системы называется неустановившимся, поскольку оно непосредственно зависит от t и выглядит следующим образом: (4) (5) Нетрудно убедиться, что для одноканальной СМО с отказами вероятность P0(t) есть не что иное, как относительная пропускная способность системы q. Действительно, P0 — вероятность того, что в момент t канал свободен и заявка, пришедшая к моменту t, будет обслужена, а следовательно, для данного момента времени t среднее отношение числа обслуженных заявок к числу поступивших также равно P0(t), т. е. (6) По истечении большого интервала времени (при t → ∞) достигается стационарный (установившийся) режим: (7)
Зная относительную пропускную способность, легко найти абсолютную. Абсолютная пропускная способность (А) — среднее число заявок, которое может обслужить система массового обслуживания в единицу времени: (8) Вероятность отказа в обслуживании заявки будет равна вероятности состояния «канал занят»: (9)
Данная величина P отк может быть интерпретирована как средняя доля не обслуженных заявок среди поданных. Пример 1. Пусть одноканальная СМО с отказами представляет собой один пост ежедневного обслуживания (ЕО) для мойки автомобилей. Заявка — автомобиль, прибывший в момент, когда пост занят, — получает отказ в обслуживании. Интенсивность потока автомобилей λ = 1,0 (автомобиль в час). Средняя продолжительность обслуживания — 1,8 часа. Поток автомобилей и поток обслуживании являются простейшими. Требуется определить в установившемся режиме предельные значения: - относительной пропускной способности q; - абсолютной пропускной способности А; - вероятности отказа Pотк; Сравните фактическую пропускную способность СМО с номинальной, которая была бы, если бы каждый автомобиль обслуживался точно 1,8 часа и автомобили следовали один за другим без перерыва. Решение 1. Определим интенсивность потока обслуживания: 2. Вычислим относительную пропускную способность:
Величина q означает, что в установившемся режиме система будет обслуживать примерно 35% прибывающих на пост ЕО автомобилей. 3. Абсолютную пропускную способность определим по формуле:
Это означает, что система (пост ЕО) способна осуществить в среднем 0,356 обслуживания автомобилей в час. 3. Вероятность отказа:
Это означает, что около 65% прибывших автомобилей на пост ЕО получат отказ в обслуживании. 4. Определим номинальную пропускную способность системы:
(автомобилей в час). Оказывается, что Аном в 1,5 раза больше, чем фактическая пропускная способность, вычисленная с учетом случайного характера потока заявок и времени обслуживания.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |