КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Одноканальная СМО с ожиданием
Система массового обслуживания имеет один канал. Входящий поток заявок на обслуживание — простейший поток с интенсивностью λ,. Интенсивность потока обслуживания равна μ, (т. е. в среднем непрерывно занятый канал будет выдавать μ обслуженных заявок). Длительность обслуживания — случайная величина, подчиненная показательному закону распределения. Поток обслуживании является простейшим пуассоновским потоком событий. Заявка, поступившая в момент, когда канал занят, становится в очередь и ожидает обслуживания. Предположим, что независимо от того, сколько требований поступает на вход обслуживающей системы, данная система (очередь + обслуживаемые клиенты) не может вместить более N -требований (заявок), т. е. клиенты, не попавшие в ожидание, вынуждены обслуживаться в другом месте. Наконец, источник, порождающий заявки на обслуживание, имеет неограниченную (бесконечно большую) емкость. Граф состояний СМО в этом случае имеет вид, показанный на рис. 2
Рисунок 5.2 – Граф состояний одноканальной СМО с ожиданием (схема гибели и размножения)
Состояния СМО имеют следующую интерпретацию: S0 — «канал свободен»; S1 — «канал занят» (очереди нет); S2 — «канал занят» (одна заявка стоит в очереди); Sn — «канал занят» (п — 1 заявок стоит в очереди); SN — «канал занят» (N — 1 заявок стоит в очереди). Стационарный процесс в данной системе будет описываться следующей системой алгебраических уравнений:
(10) п — номер состояния. Решение приведенной выше системы уравнений (10) для нашей модели СМО имеет вид (11)
(12)
Тогда
Следует отметить, что выполнение условия стационарности для данной СМО не обязательно, поскольку число допускаемых в обслуживающую систему заявок контролируется путем введения ограничения на длину очереди (которая не может превышать N — 1), а не соотношением между интенсивностями входного потока, т. е. не отношением λ/μ=ρ Определим характеристики одноканальной СМО с ожиданием и ограниченной длиной очереди, равной (N — 1): вероятность отказа в обслуживании заявки: (13) относительная пропускная способность системы: (14) абсолютная пропускная способность: (15) среднее число находящихся в системе заявок: (16) среднее время пребывания заявки в системе: (17) средняя продолжительность пребывания клиента (заявки) в очереди:
(18) среднее число заявок (клиентов) в очереди (длина очереди): (19) Рассмотрим пример одноканальной СМО с ожиданием. Пример 2. Специализированный пост диагностики представляет собой одноканальную СМО. Число стоянок для автомобилей, ожидающих проведения диагностики, ограниченно и равно 3[ (N — 1) = 3]. Если все стоянки заняты, т. е. в очереди уже находится три автомобиля, то очередной автомобиль, прибывший на диагностику, в очередь на обслуживание не становится. Поток автомобилей, прибывающих на диагностику, распределен по закону Пуассона и имеет интенсивность λ = 0,85 (автомобиля в час). Время диагностики автомобиля распределено по показательному закону и в среднем равно 1,05 час. Требуется определить вероятностные характеристики поста диагностики, работающего в стационарном режиме. Решение 1. Параметр потока обслуживаний автомобилей: 2. Приведенная интенсивность потока автомобилей определяется как отношение интенсивностей λ, и μ, т. е. 3. Вычислим финальные вероятности системы 4. Вероятность отказа в обслуживании автомобиля:
5. Относительная пропускная способность поста диагностики: 6. Абсолютная пропускная способность поста диагностики (автомобиля в час). 7. Среднее число автомобилей, находящихся на обслуживании и в очереди (т.е. в системе массового обслуживания): 8. Среднее время пребывания автомобиля в системе: 9. Средняя продолжительность пребывания заявки в очереди на обслуживание: 10. Среднее число заявок в очереди (длина очереди): Работу рассмотренного поста диагностики можно считать удовлетворительной, так как пост диагностики не обслуживает автомобили в среднем в 15,8% случаев (Ротк = 0,158). Перейдем теперь к рассмотрению одноканальной СМО с ожиданием без ограничения на вместимость блока ожидания (т. е. N →∞). Остальные условия функционирования СМО остаются без изменений. Стационарный режим функционирования данной СМО существует при t →∞ оо для любого n = 0, 1, 2,... и когда λ < μ. Система алгебраических уравнений, описывающих работу СМО при t →∞ для любого n = 0, 1, 2,..., имеет вид
(20) Решение данной системы уравнений имеет вид (21) где ρ = λ/μ < 1. Характеристики одноканальной СМО с ожиданием, без ограничения на длину очереди, следующие: • среднее число находящихся в системе клиентов (заявок) на обслуживание: (22) средняя продолжительность пребывания клиента в системе: (23) среднее число клиентов в очереди на обслуживании: (24)
средняя продолжительность пребывания клиента в очереди: (25) Пример 3. Вспомним о ситуации, рассмотренной в примере 2, где речь идет о функционировании поста диагностики. Пусть рассматриваемый пост диагностики располагает неограниченным количеством площадок для стоянки прибывающих на обслуживание автомобилей, т. е. длина очереди не ограничена.
Требуется определить финальные значения следующих вероятностных характеристик: вероятности состояний системы (поста диагностики); - среднее число автомобилей, находящихся в системе (на обслуживании и в очереди); - среднюю продолжительность пребывания автомобиля в системе (на обслуживании и в очереди); - среднее число автомобилей в очереди на обслуживании; - среднюю продолжительность пребывания автомобиля в очереди. Решение
1. Параметр потока обслуживания μ и приведенная интенсивность потока автомобилей ρ определены в примере 2: μ= 0,952; ρ = 0,893.
2. Вычислим предельные вероятности системы по формулам Р0 = 1 - ρ = 1 - 0,893 = 0,107; Р1 = (1 - ρ). ρ = (1 - 0,893)*0,893 = 0,096; Р2 = (1 - ρ). ρ2 = (1 - 0,893)*0,8932 = 0,085; Рз = (1 - ρ). ρ3 = (1 - 0,893)*0,8933 = 0,076; Р4 = (1 - ρ). ρ 4 = (1 - 0,893)* 0,8934 = 0,068; Р5 = (1 - ρ). ρ5 = (1 - 0,893)*0,8935 = 0,061 и т. д. Следует отметить, что Р0 определяет долю времени, в течение которого пост диагностики вынужденно бездействует (простаивает). В нашем примере она составляет 10,7%, так как Р0 = 0,107. 3. Среднее число автомобилей, находящихся в системе (на обслуживании и в очереди):
4. Средняя продолжительность пребывания клиента в системе:
5. Среднее число автомобилей в очереди на обслуживание:
6. Средняя продолжительность пребывания автомобиля в очереди:
7. Относительная пропускная способность системы: q = 1, т. е. каждая заявка, пришедшая в систему, будет обслужена.
8. Абсолютная пропускная способность: А = λ* q = 0,85 * 1 = 0,85. Следует отметить, что предприятие, осуществляющее диагностику автомобилей, прежде всего интересует количество клиентов, которое посетит пост диагностики при снятии ограничения на длину очереди. Допустим, в первоначальном варианте количество мест для стоянки прибывающих автомобилей было равно трем (см. пример 2). Частота m возникновения ситуаций, когда прибывающий на пост диагностики автомобиль не имеет возможности присоединиться к очереди:
m=λ*PN
В нашем примере при N = 3 + 1 = 4 и ρ = 0,893
m=λ*P0*ρ4=0.85*0.248*0.8934=0.134 автомобиля в час.
При 12-часовом режиме работы поста диагностики это эквивалентно тому, что пост диагностики в среднем за смену (день) будет терять 12 * 0,134 = 1,6 автомобиля. Снятие ограничения на длину очереди позволяет увеличить количество обслуженных клиентов в нашем при мере в среднем на 1,6 автомобиля за смену (12 ч. работы) поста диагностики. Ясно, что решение относительно расширения площади для стоянки автомобилей, прибывающих на пост диагностики, должно основываться на оценке экономического ущерба, который обусловлен потерей клиентов при наличии всего трех мест для стоянки этих автомобилей.
4.4 Многоканальная модель с пуассоновским входным потоком и экспоненциальным распределением длительности обслуживания
В подавляющем большинстве случаев на практике системы массового обслуживания являются многоканальными, и, следовательно, модели с n обслуживающими каналами (где n > 1) представляют несомненный интерес. Процесс массового обслуживания, описываемый данной моделью, характеризуется интенсивностью входного потока λ, при этом параллельно может обслуживаться не более n клиентов (заявок). Средняя продолжительность обслуживания одной заявки равняется l/μ. Входной и выходной потоки являются пуассоновскими. Режим функционирования того или иного обслуживающего канала не влияет на режим функционирования других обслуживающих каналов системы, причем длительность процедуры обслуживания каждым из каналов является случайной величиной, подчиненной экспоненциальному закону распределения. Конечная цель использования n параллельно включенных обслуживающих каналов заключается в повышении (по сравнению с одноканальной системой) скорости обслуживания требований за счет обслуживания одновременно n клиентов. Граф состояний многоканальной системы массового обслуживания с отказами имеет вид, показанный на рис. 4.3.
Состояния данной СМО имеют следующую интерпретацию: S0 - все каналы свободны; S1 - занят один канал, остальные свободны; ………………………. Sk - заняты ровно k каналов, остальные свободны; ………………………. Sn - заняты все n каналов, заявка получает отказ в обслуживании. Уравнения Колмогорова для вероятностей состояний системы Р0, …, Pk,…, Рn будут иметь следующий вид: (26)
Начальные условия решения системы таковы: P0(0)=1, P1(0)=P2(0)=…=Pk(0)=…=Pn(0)=0. Стационарное решение системы имеет вид: (27) где .
Формулы для вычисления вероятностей Pk называются формулами Эрланга. Определим вероятностные характеристики функционирования многоканальной СМО с отказами в стационарном режиме: - вероятность отказа: (28) так как заявка получает отказ, если приходит в момент, когда все n каналов заняты. Величина Ротк характеризует полноту обслуживания входящего потока; - вероятность того, что заявка будет принята к обслуживанию (она же — относительная пропускная способность системы q) дополняет Ротк до единицы: (29)
- абсолютная пропускная способность
A=λ*q=λ*(1-Pотк); (30)
- среднее число каналов, занятых обслуживанием следующее:
(31) Оно характеризует степень загрузки системы. Пример 4. Пусть n-канальная СМО представляет собой вычислительный центр (ВЦ) с тремя (n = 3) взаимозаменяемыми ПЭВМ для решения поступающих задач. Поток задач, поступающих на ВЦ, имеет интенсивность λ = 1 задаче в час. Средняя продолжительность обслуживания tобсл = 1,8 час. Поток заявок на решение задач и поток обслуживания этих заявок являются простейшими. Требуется вычислить финальные значения: - вероятности состояний ВЦ; - вероятности отказа в обслуживании заявки; - относительной пропускной способности ВЦ; - абсолютной пропускной способности ВЦ; - среднего числа занятых ПЭВМ на ВЦ. Определите, сколько дополнительно надо приобрести ПЭВМ, чтобы увеличить пропускную способность ВЦ в 2 раза. Решение 1. Определим параметр μ потока обслуживании: 2. Приведенная интенсивность потока заявок ρ=λ/μ=1/0.555=1.8 3. Предельные вероятности состояний найдем по формулам Эр-
P1=1.8*0.186=0.334; P2=1.62*0.186=0.301; P3=0.97*0.186=0.180.
4. Вероятность отказа в обслуживании заявки Pотк=P3=0.180 5. Относительная пропускная способность ВЦ q = 1 - Pотк = 1 - 0.180 = 0,820. 6. Абсолютная пропускная способность ВЦ А = λ • q = 1 • 0,820 = 0,820. 7. Среднее число занятых каналов — ПЭВМ
Таким образом, при установившемся режиме работы СМО в среднем будет занято 1,5 компьютера из трех — остальные полтора будут простаивать. Работу рассмотренного ВЦ вряд ли можно считать удовлетворительной, так как центр не обслуживает заявки в среднем в 18% случаев (P3 =0,180). Очевидно, что пропускную способность ВЦ при данных λ и μ можно увеличить только за счет увеличения числа ПЭВМ. Определим, сколько нужно использовать ПЭВМ, чтобы сократить число не обслуженных заявок, поступающих на ВЦ, в 10 раз, т.е. чтобы вероятность отказа в решении задач не превосходила 0,0180. Для этого используем формулу (28): Составим следующую таблицу:
Анализируя данные таблицы, следует отметить, что расширение числа каналов ВЦ при данных значениях λ и μ до 6 единиц ПЭВМ позволит обеспечить удовлетворение заявок на решение задач на 99,22%, так как при п = 6 вероятность отказа в обслуживании (Ротк) составляет 0,0078.
4.5 Многоканальная система массового обслуживания с ожиданием Процесс массового обслуживания при этом характеризуется следующим: входной и выходной потоки являются пуассоновскими с интенсивностями λ и μ соответственно; параллельно обслуживаться могут не более С клиентов. Система имеет С каналов обслуживания. Средняя продолжительность обслуживания одного клиента равна
В установившемся режиме функционирование многоканальной СМО с ожиданием и неограниченной очередью может быть описано с помощью системы алгебраических уравнений: (32) Решение системы уравнений (32) имеет вид (33) (34)
где (35) Решение будет действительным, если выполняется следующее условие: Вероятностные характеристики функционирования в стационарном режиме многоканальной СМО с ожиданием и неограниченной очередью определяются по следующим формулам: • вероятность того, что в системе находится n клиентов на обслуживании, определяется по формулам (33) и (34); • среднее число клиентов в очереди на обслуживание (36)
• среднее число находящихся в системе клиентов (заявок на обслуживание и в очереди) Ls=Lq + ρ (37) • средняя продолжительность пребывания клиента (заявки на обслуживание) в очереди (38) • средняя продолжительность пребывания клиента в системе (39) Рассмотрим примеры многоканальной системы массового обслуживания с ожиданием. Пример 5. Механическая мастерская завода с тремя постами (каналами) выполняет ремонт малой механизации. Поток неисправных механизмов, прибывающих в мастерскую, — пуассоновский и имеет интенсивность λ= 2,5 механизма в сутки, среднее время ремонта одного механизма распределено по показательному закону и равно t = 0,5 сут. Предположим, что другой мастерской на заводе нет, и, значит, очередь механизмов перед мастерской может расти практически неограниченно. Требуется вычислить следующие предельные значения вероятностных характеристик системы: - вероятности состояний системы; - среднее число заявок в очереди на обслуживание; - среднее число находящихся в системе заявок; - среднюю продолжительность пребывания заявки в очереди; - среднюю продолжительность пребывания заявки в системе. Решение 1. Определим параметр потока обслуживаний μ = 1/t=1/0,5 = 2. 2. Приведенная интенсивность потока заявок ρ = λ/μ = 2,5/2,0 = 1,25, при этом λ/μ *с= 2,5/2 * 3 = 0,41. Поскольку λ/μ * с <1, то очередь не растет безгранично и в системе наступает предельный стационарный режим работы. 3. Вычислим вероятности состояний системы: 4. Вероятность отсутствия очереди у мастерской 5. Среднее число заявок в очереди на обслуживание 6. Среднее число находящихся в системе заявок Ls = Lq + ρ = 0,111 + 1,25 = 1,361. 7. Средняя продолжительность пребывания механизма в очереди на обслуживание 8. Средняя продолжительность пребывания механизма в мастерской (в системе)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |