КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая культура сервиса
Психологическая культура сервиса - это уровень развития психологических знаний, навыков и умений работников сервиса для учета индивидуально-психологических особенностей клиентов с целью выбора наилучшей тактики их обслуживания.
1.1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ Психология - это наука, изучающая психику человека, закономерности ее проявления и развития. В переводе с греческого "психо" означает душа, а "логос"- наука. Психика - важнейший предмет психологии - представляет собой духовный мир человека, который внешне проявляется в мимике, движениях, поступках, поведении, а внутренне - в переживаниях, чувствах, желаниях, размышлениях. Другими словами, все действия, жесты, мимика, чувства, помыслы и мысли, потребности и образы окружающей действительности являются конечным результатом протекания нервных процессов в головном мозге. Сущность этой работы состоит в отражении реального мира в виде ощущений, мыслей, чувств и пр. Психическое отражение - это сложный активный процесс, в ходе которого внешние воздействия как бы пропускаются через личный жизненный опыт человека. Поэтому говорят, что психика является субъективным отражением объективного мира. Все психические образы (явления) имеют субъективную природу. Выделяют три вида психических явлений: психические процессы, пси- Психические (познавательные) процессы включают в свой состав ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, Психические состояния человека (бодрость, усталость, активность, пассивность, удовлетворенность, неудовлетворенность) характеризуют скорость протекания у него психических процессов и особенности присущих ему психических свойств. Эти состояния могут быть либо кратко- временными, либо продолжительными. К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности, направленность личности. В них проявляется социальная значимость человека, содержание его духовного (внутреннего) мира. В практической деятельности человека (обслуживающей и потребительской) присущие ему психические процессы, свойства и состояния проявляются в их взаимосвязи и взаимовлиянии. К примеру, ощущения "запускают в работу" внимание, представления и мышление; волевые усилия сопровождаются эмоциями и чувствами и т. д. Выделение какого- то одного психического явления из этой совокупности весьма условно и делается только в теоретических целях для лучшего понимания и усвоения материала.
1.2. ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖБЫ СЕРВИСА Помимо теоретических вопросов изучения законов развития психики, в задачу психологии входит и исследование различных видов деятельности человека в зависимости от протекания у него психических реакций. Современная психологическая наука включает в себя ряд отраслей, имеющих свои специфические задачи и практическое применение. К важнейшим из них относят следующие: - общая психология; - психология труда; - социальная психология; - инженерная психология; - педагогическая психология и др. Психология сервиса - также одна из отраслей психологии. В сфере ус В настоящее время большое внимание уделяется изучению личности - разработку методов воздействия на потребителей для стимулирования - изучение потребностей заказчиков, которыми они руководствуются -изучение спроса на различные услуги в зависимости от пола, возраста -раскрытие психологических факторов организации процесса обслуживания; -изучение вопросов психологии моды, психологии воздействия рекламы; -рассмотрение психологических условий организации труда работни- Таким образом, можно дать следующее определение психологии сервиса: Под психологией сервиса следует понимать специальную отрасль психологической науки, которая изучает особенности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов. Знание психологии сервиса поможет работникам: - понять поведение покупателей (заказчиков) для выбора наилучшего - познать свой внутренний мир в целях сознательного регулирования - разобраться в поведении своих коллег для оказания им при необхо- Работникам контактной зоны необходимо знать психологию сервиса, поскольку их деятельность характеризуется большим повседневным психологическим содержанием. Действительно, успешное обслуживание во многом зависит от умения продавца (приемщика) понять индивидуально-психологические особенности клиента и распознать его сиюминутное состояние. Сегодня работники сервиса, особенно приемщики, закройщики, мас В подтверждение этого реального непреложного требования рассмотрим такой случай. Клиент в жаркий день сделал срочный заказ в мастерской по ремонту бытовой техники. В заявке он указал, что испортился замок холодильника, и заодно попросил сменить в нем перегоревшую сигнальную лампочку. Через несколько часов пришел мастер. Внимательно осмотрел холодильник, потрогал "безжизненную" ручку замка, вставил новую лампочку и выписал квитанцию. Когда заказчик спросил, починит ли он ручку, мастер ответил, что на складе ручек нет. Хозяин холодильника задал вполне резонный вопрос, в чем же смысл его прихода. Мастер ответил, что сделал все, что мог, - и ушел. Мысль о том, что для замены перегоревшей лампочки срочного заказа обычно не делают, у него, по всей видимости, и не возникла. Попробуем разобраться в поведении такого работника контактной зоны. Его упущением было то, что он ориент и ровался не на заказчика, а на изделие. Действительно, имеется изделие (холодильник), в котором одни детали можно починить, а другие нельзя. С точки зрения работника, такой подход значительно проще и удобнее, чем подлаживаться под требования заказчика. Жалобы клиентов на недостатки в обслуживании нередко вызваны именно подобной порочной психологией некоторых работников. Они действуют не по принципу: "мы для заказчика", а по принципу: -"клиент для нас", что неприемлемо для службы сервиса. Поэтому ее работникам необходимо отходить от сложившихся негативных стереотипов мышления. Нередко оказывается, что стоит работнику приложить немного усилий, проявить инициативу, - и клиент получит необходимую услугу. Вернемся к нашему примеру: о замке для холодильника можно было справиться в другой мастерской или зайти в магазин и купить его (это, кстати, не возбраняется инструкцией). Но некоторые работники торопятся не к людям а к вещам, идут "обслуживать" изделия. Может быть, они и хороши как узкие специалисты, но никуда не годятся как работники контактной зоны. Ведь главная задача работников сервиса заключается в обслуживании людей. Особо отметим, что слова "угождение", "обхождение", "услужение" воспринимаются еще многими работниками как оскорбительные для их достоинства. Но никакая услуга не может быть оказана без услужения. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля слово "услуга" объясняет как помощь, желание пособить. Оказать услугу - означает обслужить, сделать что-то нужное, угодное. К сожалению, некоторые работники отождествляют слово "обслужить" со словом "прислужить", которое вызывает у них сильный внутренний протест. Такие работники начинают считать себя единственными хозяевами (причем не очень гостеприимными) предприятий сервиса. На самом же деле слово "услужливый" означает готовность послужить клиентам, проявив радушие и обязательность. Ведь плата за услугу измеряется не только рублем, но и добрым отношением клиента к обслуживающему его персоналу. В обязанности приемщика (мастера, закройщика) входит и угождение Особо отметим, что психология сервиса тесно связана с социальной психологией и психологией труда: - социальная психология рассматривает явления, происходящие при взаимодействии людей в различных организованных и неорганизо- - психология труда изучает психику человека в условиях трудовой деятельности в целях повышения производительности труда.
1.3. психология личности Понятие личности. Личность и человек - понятия не тождественные. "Человек" - это родовое, собирательное понятие. Понятие "личность" отличается также от понятий "индивид" (человек как особь, взятая изолированно из общности) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Психолог С.Л. Рубинштейн в этой связи отмечал следующее: "Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств"1. Отношение человека к внешнему миру проявляется в его мировоззрении, взглядах, убеждениях, во взаимодействии с другими людьми и, конечно, в его деятельности (учебе, труде). Отношение человека к самому себе выражается в его самооценке и идеалах. Личностью, как известно, не рождаются, ею становятся. Но личностью человек становится, лишь достигнув определенного уровня психического развития. На этом уровне он и начинает воспринимать себя как единое целое, отличающееся от других людей, у него вырабатывается понятие "Я". Человек как личность сознательно определяет свое отношение к окружающему. Становление личности - сложный и многогранный процесс, в котором тесно взаимодействуют два начала: биологическое (природное) и социальное (общественное). Человек как личность формируется на основе своих природных свойств (пола, темперамента и т. д.) при активном воздействии социальной среды (семьи, школы, трудового коллектива) и деятельности (игры, учебы, труда). Другими словами, человек в течение сознательной жизни корректирует свои природные свойства, но не они порождают личность. Она формируется под влиянием тех общественных отношении, в которые индивид оказывается включенным. Поэтому под личностью понимается совокупность не всех его индивидуальных особенностей, а только тех, которые определяют его как полноценного члена общества. Можно утверждать, что, например, учащийся является личностью в той степени, в которой у него сформировались социальные качества (мировоззрение, взгляды и убеждения), сознательное отношение к людям и своей деятельности. Рубинштейн С.Л. Проблемы. - М., 1976, с. 245. Социальные качества человека проявляются в его поступках, действиях, отношении к другим людям. По поступкам человека можно судить не только о его внутреннем мире, но и нравственных качествах. Персонал предприятия сервиса должен работать над совершенствованием своих личностных качеств и развивать свои профессиональные способности. Знания являются безусловным руководством к практическим действиям. К примеру, находчивость работника - результат его постоянной тренировки. Сознание - это присущая только человеку форма отражения действительности. Оно формируется в процессе его сознательной деятельности и совершенствуется при обмене мыслями и чувствами с другими людьми. Сознание имеет социальную (общественную) природу, поскольку чело- В этих непростых отношениях проявляются, в частности, и нравст- Общественное сознание личности проявляет себя в различных формах: мо- ральном (нравственном), эстетическом, правовом, политическом сознании и т. д. Так, нравственное сознание включает в себя исторически изменяющиеся моральные отношения. Эстетическое сознание отражает окружающий мир (деятельность человека, продукты его деятельности) в индивидуальных чувст- венных образах, оцениваемых с точки зрения эстетического вкуса. Сознание - высший регулятор поведения и деятельности человека. Од-| нако следует добавить, что сознание - не единственная возможная форма психики, имеются также бессознательные психические процессы: Бессознательное находит свое выражение в аффектах, интуиции, панике, гипнозе, сновидениях, непроизвольном запоминании, стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются человеком. Структура личности. Личность имеет определенную структуру, со - определенный запас знаний, навыков, умений и привычек, то есть опыт личности, ее подготовленность к общественно-полезному труду (профессия человека накладывает определенный отпечаток на его интересы, потребности, запросы); - устойчивые особенности психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воля, эмоции, чувства; - биологически обусловленные особенности личности: направленность, способности, темперамент, характер (эти особенности оказывают большое влияние, в частности, на стиль общения личности с другими людьми). Направленность личности. Под направленностью личности следует понимать нераздельную совокупность устойчивых мотивов1, определяющих ее избирательное отношение к окружающему миру. Так, профессиональная направленность работника обслуживания во многом определяется его ценностными ориентациями: увлеченностью работой, интересом к людям, психологической зоркостью и наблюдательностью, выдержкой и др. В направленности личности важное место занимает ее установка, то есть готовность к определенного рода действиям и поступкам. Установка проявляется в том, что человек как бы в сжатом виде полностью представляет всю последующую программу своего дальнейшего поведения. Наиболее полно направленность личности выражается в потребностях и интересах. Под потребностью понимается психологическое состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой. Это зачастую могут быть объекты, необходимые для комфортного существования и развития и являющиеся основой его активности. Потребности подразделяют на материальные и духовные. Под интересом понимается целенаправленное, нередко окрашенное Способности. Под способностями следует понимать индивидуально- - общие, необходимые для овладения любым видом деятельности (трудолюбие, настойчивость, наблюдательность и др.); - специальные, требующиеся при обучении определенной профессии.. Работнику контактной зоны необходимы такие специальные способности, как коммуникабельность (общительность), наблюдательность, такт, понимание заказчика, предвидение результатов обслуживания. Для развития специальных способностей работнику следует сформировать у себя 1 Мотив - внутреннее побуждение личности к действию для удовлетворения какой-либо ее потребности. установку на овладение профессиональной этикой (профессиональным поведением). Способности находятся в тесной связи с такими важными составляющими личности, как знания, навыки, умения. Но способности только к ним не сводятся. К примеру, способности работника обслуживающей деятельности проявляются и в том, что он быстро и хорошо владеет приемами профессионального поведения. В то же время способности к определенной работе значительно ускоряют и облегчают приобретение навыков, необходимых для ее успешного выполнения. Одинаковые достижения в определенной деятельности могут быть результатом различных способностей, то есть существует возможность их широкой компенсации. Так, малая находчивость приемщика при обслу- живании заказчиков может компенсироваться приветливостью, тактичностью, постоянным стремлением придти им на помощь. Предпосылками развития способностей являются в основном при- родные задатки. Они у разных людей различны. Наиболее распространенным средством оценки уровня и степени выраженности способностей являются тесты, разработанные опытными психологами и широко при-. меняемые на практике.
1.4. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент - это характеристика индивидуально-психологических осо- бенностей человека, выражающая динамику протекания его психических процессов и поведения. Темперамент человека накладывает отпечаток на, всю его повседневную деятельность. Внешне темперамент человека проявляется в силе и темпе движений, мимике, интонациях, тембре голоса и т. п. Основоположником учения о темпераменте и ведущей роли цен- тральной нервной системы в особенностях поведения является академик И.П.Павлов. Как известно, основные нервные процессы - процессы возбуждения и торможения нервных клеток в центральной нервной системе (головном мозге). У разных людей эти процессы кардинально отли чаются по трем показателям - силе, уравновешенности и подвижности: - сила нервных процессов выражается в их активности и эмоциональ- ной устойчивости; слабость характеризуется повышенной утомляемо- - уравновешенность всегда проявляется в ровном поведении, а неурав- - подвижность выступает как быстрота перехода нервных процессов из В зависимости от определенного сочетания этих трех показателей вы- Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной деятельности соответствует темпераменту сангвиника. Павлов назвал его «живым». Холерический темперамент - сильный, неуравновешенный, подвижный. Здесь явно преобладает процесс возбуждения над относительно слабым торможением. Павлов считал этот тип "безудержным". Темперамент флегматика имеет основой сильный, уравновешенный и малоподвижный (инертный) тип нервной системы. Этот тип темперамента по Павлову - "спокойный". Для темперамента меланхолика свойственны слабость, неуравновешенность и малая подвижность. Павлов характеризовал его как "слабый". Надо отметить, что понятия "тип нервной деятельности" и "темперамент" не синонимы, не одно и то же. Первое понятие физиологическое, второе - психологическое. Тип нервной системы человека проявляется в его темпераменте. Рассмотрим особенности поведения человека, выступающего в роли клиента, в зависимости от его темперамента. Такой разбор поможет работнику контактной зоны быстро и достаточно точно определить индивидуально-психологические особенности покупателя (заказчика) и, следовательно, выбрать рациональную тактику его обслуживания. Сангвиник - живой, активный, умеющий хорошо владеть собой. Общителен, легко и быстро откликается на происходящее вокруг него. Стремится к частой смене впечатлений, сомнения для него недолговременны. Решения зачастую принимает быстро. При неблагоприятных условиях у него наблюдается отсутствие сосредоточенности, поверхностность в контактах. По его лицу нетрудно угадать его настроение, отношение к окружающим людям и предлагаемой услуге. С ним несложно наладить продуктивные взаимоотношения. Его движения выразительны, разнообразны, темп речи быстрый. Мимика богатая и живая. Настроение обычно живое и жизнерадостное. Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью. В поведении зачастую неуравновешен. Предрасположен к вспыльчивости, раздражительности, не умеет сдерживать себя, контролировать свои эмоции, особенно в конфликтной ситуации. В общение вступает легко, свои мнения высказывает смело. Его тяготит медленный и спокойный темп обслуживания. Мнителен, обидчив, но обида быстро проходит. Принимает решения быстро, долго над ними не раздумывая. Движения и.жесты быстрые, резкие, мимика выразительная. Говорит быстро, как бы захлебываясь словами, "проглатывая" окончания слов. Настроение бод- рое, но с резкими переходами, склонен к частой смене настроений. Флегматик отличается медлительностью, низким уровнем психичес- кой активности. Внешне слабо проявляет свое эмоциональное состояние. В поведении обычно уравновешен. Отличается выдержкой, терпеливостью, хорошим самообладанием. Его трудно вывести из себя. Ему требуется определенное время, чтобы принять решение. В меру Меланхолик характеризуется низким уровнем активности, замкнутостью, застенчивостью. Это эмоционально ранимый человек, склонный глубоко переживать даже незначительные события. Внешне вяло реагирует на окружающее, малообщителен. Зачастую бывает нерешительным и даже пассивным. Долго колеблется, прежде чем принять то или иное решение. Сильные воздействия выводят его из равновесия, вызывают растерянность. Он крайне подозрителен и весьма робок. Впечатление такое, что он постоянно ожидает чего-то неприятного и боится этого. Чувствует себя нормально только в спокойной обстановке. Движения замедленные, мимика невыразительная. Голос тихий. Настроение обычно грустное. Конечно, работнику контактной зоны следует познать самого себя, то есть определить свой тип темперамента: - работник-сангвиник успешно обслуживает покупателей (заказчиков), но ему трудно выполнять монотонные, однообразные операции(например, оформление большого количества документов); - работник-холерик незаменим при обслуживании большого количества посетителей, но плохо владеет собой, особенно в напряженных, конфликтных ситуациях; - работник-флегматик выдержан, уравновешен, но не может работать в быстром темпе, что вызывает раздражение у клиентов; - работник-меланхолик доброжелателен, отзывчив, стремится избегать конфликтов, но медлителен и обидчив. Особенности проявления темперамента у работника сферы обслуживания во многом определяются его общей культурой. Например, некоторые работники не только не стараются сдержать себя, а нарочно дают волю своим отрицательным чувствам: гневу, раздражительности, безутешности и т. д. Свою грубость, распущенность они зачастую оправдывают особенностями своего темперамента. Но такое "оправдание" не выдерживает элементарной критики. Работник обязан бережно и деликатно относиться к посетителям, не допускать поступков, которые могут травмировать клиентов или товарищей по труду. Психологи утверждают, что такое под силу каждому нормальному человеку. Для этого работнику надо выработать у себя хладнокровие, сдержанность и научиться управлять своим поведением. Так, работник-холерик в состоянии возбуждения должен взять себя в руки и не допустить вспышки гнева. Работнику-меланхолику следует развивать у себя чувство уверенности и не впадать в панику по любому поводу. Характеристики типов темпераментов приведены в табл. 1. Таблица1
Надо подчеркнуть, что в жизни редко встречаются люди с четко выраженными особенностями того пли иного типа темперамента. У многих людей в различных ситуациях наблюдаются черты двух или более типов темперамента. Такой темперамент называется смешанным. Жизнерадостность и отзывчивость сангвиника, энергия холерика, спокойствие и рассудительность флегматика, глубина и устойчивость чувств меланхолика являются ценными качествами различных темпераментов работников при обслуживании клиентов. Особенности темперамента обуславливают индивидуальное своеобразие личности. Темперамент не характеризует содержательные черты личности, такие как направленность, ценностные ориентации, мировоззрение. Он сам по себе не может быть ни хорошим, ни плохим. Каждый тип имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительному проявлению того или иного типа темперамента покупателя (заказчика) способствует грамотное психологическое воздействие на него работника контактной зоны. Так, продавцу (приемщику) необходимо учитывать, что клиенты с холерическим типом темперамента часто сильно возбуждаются. В этом случае лучше выждать, пока такой посетитель успокоится, и затем тактично продолжить с ним разговор. Неуравновешенность и горячность холерика нередко может быть причиной конфликта на предприятиях сервиса. Поэтому работник контактной зоны должен постоянно уметь резко снизить повышенную возбудимость у холериков, создать уверенность в правильности заказа у меланхоликов, снять заторможенность в высказывании своих пожеланий у флегматиков, заострить внимание на предлагаемом образце изделия (услуги) у сангвиника.
1.5. ХАРАКТЕР Характер - это совокупность существенных, устойчивых (стержневых) психических явлений личности, которые выражают особенности ее отношения к окружающему миру и проявляются в поведении и поступках. В переводе с греческого "характер" - это черта, особенность. Однако Все черты характера образуются из соответствующих черт личности, но при условии, что они отвечают трем требованиям: отчетливо выражены, тесно взаимосвязаны и проявляются в различных видах деятельности. В характере человека принято выделять следующие черты: - нравственные - коллективизм, индивидуализм, честность, скромность; - эмоциональные - впечатлительность, чуткость, оптимистичность; - волевые - выдержка, дисциплинированность, решительность;., - интеллектуальные - находчивость, сообразительность, способность убеждаться.
Однако характер не является простой совокупностью черт. Очень важно, как человек относится: - к коллективу и отдельным людям (общительность, доброта, искрен- - к труду (трудолюбие, добросовестность); - к вещам (рачительность, бережливость, аккуратность, небрежность, расточительность); - к самому себе (самокритичность, гордость, чванство, зазнайство, тще- Для студента (учащегося) как гражданина и будущего высококвалифицированного работника сервиса особое значение имеют такие черты, как активность, самостоятельность и дисциплинированность. Активность проявляется в деловитости, расторопности, подвижности. Самостоятельность - это способность работать без посторонней по- Дисциплинированность - это сознательное, полное подчинение своих Важную роль в формировании характера человека, особенно его нрав-
Самого серьезного внимания заслуживает вопрос о недостатках харак- тера (лень, нечестность, недисциплинированность и т.д.), причинах их появления и способах устранения. Изжить у себя отрицательные черты характера и выработать положительные поможет учащемуся самовоспитание. Самовосп итание представляет собой осознанную целеустремленную деятельность личности, направленную на выработку и совершенствование своих качеств в соответствии со своими ценностными представлениями и социальными ориентациями. При этом используются: - самоанализ - анализ своих черт характера и выделение тех, которые - самообязательство - разработка конкретной программы действий; - самоконтроль - критическая проверка достигнутого и самопобуждение Как известно, каждая профессия требует от человека определенных черт характера. Работнику контактной зоны не обойтись без таких профессиональных черт характера., как выдержка, доброжелательность, аккуратность,..Работник сервиса обязан знать разнообразные потребности клиентов, которые влияют на принятие решения о приобретений услуги (покупки товара). Совершая заказ или покупая товар, клиент стремится. удовлетворить свои потребности. Многие клиенты не ведут разговор о своих потребностях в явном виде, поскольку эти потребности скрыты в подсознании. Вследствие этого они говорят о ценах, сроках, качестве, количестве, то есть тех факторах, которые можно понять и количественно измерить. Профессионализм работника сервиса в том и состоит, чтобы воспринять и учесть подспуд- ные потребности клиента. Работнику сервиса важно проявлять и чисто человеческие качества, обладать преобладающим мажорным психологи- ческим настроем и безупречно себя вести. Работник сервиса - это тонкий психолог, и он должен хорошо пред- ставлять себе, что нередко мимика и жесты клиента выражают иное, чем его слова. Поэтому работник должен уметь распознавать эмоциональные состояния и соответствующие этому потребности клиента. Только настроившись на одну и ту же волну с клиентом, можно вызвать желаемую реакцию и чувство удовлетворения у клиента. Поэтому клиента. Только такой подход позволит добиться успеха в обслуживании Особенно важна культура обслуживания в условиях экономического кризиса в стране, когда многие предприятия сервиса считают излишним «ублажение» потребителей. Даже в условиях финансовых трудностей можно обеспечить высокую культуру обслуживания клиентов за счет удовлетворения их эмоциональных потребностей, за счет умелого учета их мотивов и желаний. В рыночных условиях конкуренцию выиграет то предприятие, на котором созданы все необходимые условия для высокой культуры обслуживания. В современных условиях рынок сферы услуг превратился из рынка продавцов в рынок потребителей и, соответственно, изменилась задача сбыта услуг (товаров): от распределения в условиях командной экономики продвижению товаров и услуг и их продаже в условиях рынка. Рынок потребителей характеризуется избытком предложения схожих товаров (услуг). Здесь возникает жесткая конкурентная борьба за выживание предприятия, и победу в этой борьбе может одержать лишь предприятие, обладающее высокой культурой сервиса. Культура сервиса характеризуется в значительной степени тем, что в Очень в ажен вн утренний мажо рный наст рой на обслуживание клиентов. Грамотный работник знает: не столь важны сложившиеся условия Положительный настрой оптимиста облегчает ему жизнь и способст- Отметим попутно, что одним из способов соблюдения психогигиены, настройки на оптимистический лад является (самопрог раммирование ca мовнушение), аутотренинг. Благодаря ему формируется нужная внутренняя установка работника, которая проявляется в его мимике, жестах, интонации, речи, поведении в целом. Для поддержания душевного рав-новесия, чтобы держать эмоции "в узде",-работнику следует применять аутотренинг столько раз, сколько необходимо. Известно, что в спокойном состоянии дела идут быстро и качественно, в раздраженном.- все валится из рук. Как работник относится к клиентам, так и они соответствующим образом на это реагируют. В процессе обслуживания следует сформировать в своем воображении конечное идеальное coстояние и к этому состоянию надо постоянно стремиться. Следует проявлять гибкость в общении с клиентами, использовать многие альтернативные варианты поведения до тех пор, пока не будет получен нужный результат. Психологи утверждают, что именно заботливое отношение к людям способствует быстрому расположению их к работнику, достижению цели обслуживания и сохранению своего здоровья и здоровья клиента.
1.6. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |