КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Морально-психологический климат коллектива
Морально-психологический климат - это образное понятие, отражающее систему эмоциональных отношений, сложившихся в коллективе. В настоящее время значение морально-психологического климата в повышении культуры обслуживания неуклонно возрастает. Это объясняется тем, что интенсификация производства товаров (услуг) повышает нагрузку на психику работника. Это сказывается и па моралъно-психологическом климате в коллектине. Естественно, что такое воздействие может быть как стимулирующим, так и подавляющим творческую активность работников, влиять не только на количество, но и на качество предоставляемых услуг (изделий). В связи с этим морально-психологический климат делят на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый). Здоровый морально-психологический климат проявляется во взаимном внимании, уважительном отношении работников друг к другу. В коллективе со здоровым морально-психологическим климатом создается обстановка нетерпимости к тем, кто своим безответственным поведением, равнодушным отношением к посетителям роняет авторитет работника сервиса. В таком коллективе у работников нет нахмуренных лиц, кислых выражений, они всегда в бодром настроении и в постоянной готовности к культурному обслуживанию клиентов. Именно в такой коллектив человек идет на работу, как на праздник. Если же в коллективе царят неприязнь, склока, преследование за критику, круговая порука, то ни о каком здоровом климате в нем не может быть и речи. В коллективе с неблагоприятным климатом личность работника морально деградирует. В слаженном, дружном коллективе складывается особая коллективи- Здоровый морально-психологический климат создает благоприятные Многие предприятия сервиса работают далеко еще не в идеальных условиях. Поэтому очень важно, чтобы и руководитель, и все члены коллектива проявляли бережное, заботливое отношение друг к другу. Особое внимание в бригаде необходимо уделять работе с новичками и молодежью. Ведь не секрет, что среди покидающих предприятия сервиса много работников с трудовым стажем менее года. А это значит, что такой работник не адаптировался к условиям того или иного магазина (ателье, мастерской). Причины? Либо его плохо "встретили", либо он не нашел общего языка с коллективом, либо не увидел своей перспективы. Роль морально-психологического климата не ограничивается только рамками производства. Если на работе нередко происходят ссоры и конфликты, у человека может сформироваться недоверие к людям вообще. И в характере такого работника зачастую появляются черты раздражительности, вспыльчивости, неуживчивости с окружающими. Приходя после работы домой в плохом настроении, он может нередко сорвать зло на членах своей семьи. Поэтому морально-психологический климат на' производстве в значительной степени определяет поведение работников в быту, общественных местах. Справедливо и обратное. Здоровый морально-психологический климат коллектива - не самоцель. Это необходимая предпосылка постоянного повышения производительности и качества труда, культуры обслуживания клиентов. В настоящее время вместо термина "морально-психологический кли- мат" используют более общее понятие "корпоративная культура". Современная корпоративная культура включает в себя: - философию (ценности и культуру) предприятия сервиса; - миссию (цели и задачи) предприятия сервиса. Корпоративная культура предполагает, что руководитель (менеджер) Корпоративная философия в своей основе имеет такие понятия (цен- ности), как мораль, справедливость, качество. Она переносит акцент с производственных процессов на обслуживание клиентов. При этом лозунг "Что вы желаете?" вытесняет прежнее правило: "Это не мое дело". Здесь приветствуется новаторство и творчество. Успех приходит к тем предприятиям, корпоративная философия которых очевидна как их ра- ботникам, так и клиентам. Корпоративная философия включает в себя: - четкое указание цели;. - определение ответственности фирмы; - приоритет принципов обслуживания над прибылью. Репутация (имидж) предприятия сервиса формируется в результате его приверженности корпоративной философии, когда она становится Миссия_фирмы - краткое перечисление целей, стратегии и ценностей корпорации в качестве приоритетных. Миссия отвечает на вопрос: «В какой фирме мы работаем и стоит ли она наших трудов?».
2.7. ЭТИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Эффективное производство товаров (услуг) невозможно без непрерывного, в том числе этического, образования. В западных странах од- ним из показателей эффективности экономики является количество лиц в возрасте от 20 до 40 лет, имеющих высшее образование. Как известно, нравственное сознание человека (учащегося, студента) включает в себя идеалы, моральные нормы, нравственные ценности, моральную мотивацию, моральную оценку. Оно проявляется в тех моральных нормах и принципах, которыми студент (учащийся) руководствуется, в учебной деятельности и в быту. Социологические исследования свидетельствуют, что многие молодые люди не имеют ясного представления о таких основных этических понятиях, как "долг", "честь", "патриотизм", "смысл жизни", "счастье" и др., нечетко понимают общественный смысл и значимость этических категорий. Нравственные чувства - внимание и чуткость к окружающим, ответственность, справедливость, совестливость и др. - играют большую роль в становлении нравственной культуры студента (учащегося). Ведь моральные нормы общества приобретут для него смысл личностного регулятора поведения только тогда, когда глубоко прочувствованы им. Нравственные чувства образуют так называемый эмоциональный фонд личности студента (учащегося), который во многом определяет плодо-творность учебы, самочувствие общающихся с ним людей - педагогов и других студентов (учащихся). Неразвитость нравственных чувств у студентов (учащихся) приводит к черствости, равнодушию, невниманию к рюдям, снижает культуру повседневного общения, ухудшает морально- психологический климат в учебных группах. Под нравственным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования у человека этических взглядов и убеждений, соответ-ствующих нравственному идеалу. Сущность нравственного воспитания состоит в переводе моральных требований общества во внутренние убеж-дения. Выработка (воспитание) нравственного поведения студентами (учащимися) сводится не только к усвоению нравственных знаний.. На практике еще нередко встречаются случаи, когда, хорошо зная нравст- венные нормы, студент (учащийся) не следует им в своем поведении. Необходимо, чтобы выполнение нравственных норм перешло в привычку стало его потребностью. Нравственные привычки и навыки поведения не даются студенту (учащемуся) от рождения, а приобретаются в процессе многократного выполнения нравственных действии. Здесь до- Нравственность в поведении студента (учащеюся) проявляется в не- Если в стенах учебного заведения не ведется непримиримая борьба с Поэтому от работника сервиса требуется постоянное самосовершенст- - формирование нравственно ценных качеств (чувства долга, честности, совести, чувства достоинства, правдивости, вежливости, самообладания и т. п.); - искоренение не соответствующих нормам морали отрицательных качеств (несдержанности и нескромности, безволия, лени, неискренности, беспринципности, зависти и т. п.); - создание здорового морально-психологического климата в учебной группе;. - непредвзятая самооценка, то есть умение разбираться в мотивах своих поступков. Таким образом, выпускник учебного заведения сферы обслуживаня должен быть носителем культуры сервиса, то есть владеть профессиональной этикой и обладать такими личностными качествами, как независимость суждений, нравственное самовыражение, нацеленность на служение клиентам, развитое чувство долга, способность получать удовлетворение от обслуживающей деятельности. И конечно, он должен владеть не только понятием о культуре обслуживания па предприятии сервиса, но и уметь сделать предприятие культурным. Несомненно, качество его обучения отразится па качестве услуг (товаров). Его профессионально-этические знания будут служить своеобразным сертификатом качества, как гарантии от заведомой недобросовестности и халтуры.
Глава 3
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Эстетическая культура сервиса - это уровень развития и использования эстетических ценностей работниками сервиса в процессе деятельности по обслуживанию клиентов. 3.1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ДИЗАЙН Техническая эстетика Техническая эстетика - это наука, занимающаяся изучением технических и эстетических проблем создания гармоничной предметной среды. Она возникла как результат взаимодействия таких наук, как эстетика, эргономика1, инженерная психология, технология производства, экономика, социология, искусствознание. Техническая эстетика занимается проблемами освоения мира по законам красоты. Проникновение производственных проблем в эстетическую культуру состоит в художественном освоении производственных идей, в производственном подходе к традиционной художественной теме "человек - техника". Техническая эстетика изучает закономерности формообразования и композиции изделий и разрабатывает требования к технико-экономическим показателям качества изделий, средствам изготовления этих изделий и среде, в которой они производятся. Она также дает рекомендации по созданию "технического пейзажа" на предприятиях и содержит ряд принципов и методов преобразования предметной среды по законам красоты. Техническая эстетика направляет усилия разработчиков на гуманиза- Большое значение имеет пропаганда достижений технической эстетики среди работников сферы обслуживания. С этой целью на предприятиях сервиса следует организовывать выставки на тему: "Техника, красота и культура". Тематика выставок может включать такие разделы: -Красота должна войти в салон (цех). - Наши союзники - цвет, свет и звук. - Каждому рабочему месту - красоту и целесообразность. - Оборудование должно быть красивым. - Эстетика одежды и инструмента - не роскошь, а производственная необходимость. - Высокая производственная культура - высокое качество и красота Не лишним будет открытый для просмотра стенд литературы по производ- Техническая эстетика составляет теоретическую основу дизайна. Дизайн - это творческая деятельность, направленная на формирование Художников, занимающихся вопросами эстетических проблем пред- Особое внимание дизайнер уделяет вопросам формы создаваемых предметов. Он принимает во внимание не только особенности внешнего вида предметов, но и структурные связи между их компонентами, придающие им функциональное икомпозиционное единство. Другими сло- вами, дизайнер не только придает форме изделия целесообразность и конструктивную законченность, но и делает эту форму эмоционально выразительной, обладающей эстетической ценностью. При проектировании бытового изделия дизайнер принимает во внимание не только его красоту ипользу, но и рациональность конструкции, технологичность его изготовления. В настоящее время уже недостаточно просто изготовить изделие. Необходимо, чтобы его производство было технологичным, а реализация - выгодна предприятию. Этого можно достичь только в том случае, если изделие понравится потребителю, то есть будет пользоваться спросом. Поэтому дизайнер через предметы быта формирует эстетическим вкус клиентов. Созданные по принципам дизайна формы мебели, фасон верхней одежды должны быть не только удобны в использовании, но и эстетически воздействовать на человека. Таким образом, задача дизайнера уже на этапе проектирования требует учета как уже сложившихся условий на рынке, так и возможностей развития своей фирмы на будущее. На современном рынке большое значение приобретают неценовые факторы изделий (качество, уникальность внешнего вида, простота пользования и т. д.). Поэтому дизайн играет большую роль в обеспечении конкурентоспособности проектируемых изделий. Так, отличительной чертой одной фирмы от другой нередко служит исключительно дизайн их продукции (услуг). Надо также иметь в виду, что дизайн является одним из важнейших факторов получения прибыли. В процессе проектирования изделия дизайнер обязан учитывать как производственно-технологические возможности предприятия, так и то, что продвижение нового изделия на рынок потребует больших затрат на его рекламу. В задачу дизайнера входит также организация эстетической среды в салонах предприятий бытового обслуживания. Рассмотрим, к примеру, оформление салона парикмахерской. В нем должно быть празднично. Чтобы создать такую атмосферу, используют большое количество зеркал, яркое изящное оборудование, обеспечивают хорошее освещение. Ведь там, где делают человека красивее, ему должно быть не только удобно, но и приятно находиться. Но делая интерьер праздничным и привлекательным, нельзя впадать в излишнюю декоративность, слащавость. Темой оформления салона парикмахерской обычно является ее оборудование. В самом деле, красивые кресла и тумбы, блестящие поверхности столиков с изящными флаконами и инструментами исоздают ощущение нарядности. На предприятиях сервиса объектом дизайна являются: - все изделия (услуги); - производственная среда; - графические средства визуальной информации; - упаковка; - документация; - рабочая одежда персонала и т. д.
3.2. ЭСТЕТИКА БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ (УСЛУГ) И РЕКЛАМЫ Эстетика бытовых изделий (услуг) В условиях рыночной экономики большое значение имеет не только - красота; - целостность композиции (восприятие формы как единого целого); - пропорциональность размеров; - цвет и др. Конечно, изделия (услуги) изготовляются не ради красивого вида, а Следует отметить, что понятие полезности (утилитарности) относительно. Так, полезность одних изделий заключается в самой их эстетической ценности (ювелирные изделия). Утилитарное назначение этих изделий вызывать положительные эмоции у человека. Полезность других изделий состоит в их конкретном практическом назначении (эстетично оформленная стиральная машина). В третьих изделиях красота дополняет полезность (на- рядное платье). Все предметы и явления действительности, с которыми соприкасается человек, служат объектами его эстетических оценок. Не составляют исключения и изделия (услуги) предприятий сервиса. Эстетические показатели бытовых изделий могут включать в свой состав: - информационную выразительность; - рациональность формы; - целостность композиции; - совершенство исполнения и стабильность внешнего вида.
Информационная выразительность проявляется через совокупность следующих признаков: художественно-образная выразительность формы, оригинальность художественного замысла, выразительность стилевого решения, соблюдение требований моды. Рациональная форма изделия должна соответствовать условиям его изготовления и потребления, конструктивному решению, применяемым материалам, эргономическим требованиям. Целостность композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия. Она проявляется также в связях объемов, плоскостей и очертаний формы, в сочетаниях цветов. Совершенство исполнения и стабильность внешнего вида определяются чистотой выполнения контуров, округлений и сочленений элементов, тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей, четкостью нанесения фирменных знаков, сохраняемостью элементов формы и поверхности от повреждения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 13783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |