Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие организаций

Вопросы для повторения и обсуждения

1. В чем заключается сущность менеджмента?

2. Какие особенности менеджмента коммерческого предприятия?

3. В чем заключается разница между коммерческими и государственными предприятиями?

4. Чем отличаются количественные цели от качественных целей предприятия?

5. Какие основные цели имеют предприятия?

6. В чем заключаются задачи менеджмента?

7. Какие задачи стоят перед управлением предприятием?

8. Чем отличается менеджер от других должностных понятий рыночной экономики?

9. Какие бывают уровни управления предприятием?

10. Какие задачи решает менеджер?

11. В чем заключаются экономические методы управления?

12. В чем заключаются организационно-распорядительные методы управления?

13. В чем заключаются социально-психологические методы управления?

14. Какие основные функции менеджмента и их назначение?

15. Какие задачи стоят перед маркетинговой службой?

16. В чем заключается процессный, системный и ситуационный подходы управления?

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – М.: Гардарика, 1998

2. Котлер Ф. Основы маркетинга.- Рост ИНТЕР, М., 1996

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. – М.: «ДЕЛО»,1993

4. Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес. – Л. «Северо-Запад», 1991

5. Русинов Ф.М. и др. Менеджмент. – М: ФБК – ПРЕСС, 1998

6. Черкасов В.В., Платонов С.В., Третяк В.И. Управленческая деятельность менеджера. – ВАКЛЕР ХОУП, 1998.

  1. Черноиванов И.П., Дараховский И.С., Прехул Т.В. Бизнес и менеджер. – М.: Азимут-центр, 1992

Глава 2 Понятие и формы организаций

 

 

Организация – это группа людей, деятельность которых объединяется и координируется для достижения поставленной цели. Сложные же организации, обычно имеют набор нескольких взаимосвязанных целей. С математической точки зрения, организация является сложной открытой системой, функционирующей как во времени, так и в пространстве и зависящей от многих переменных величин как внутренней, так и внешней среды. Данное определение мы отнесем не просто для организации, а для коммерческой или формальной организации. Отметим, что существуют также неформальные организации (партии, союзы, клубы и т.п.) В дальнейшем под организацией или предприятием мы будем иметь ввиду именно коммерческие формальные организации, функционирующие в условиях рынка.

Отметим, цели всякой организации требуют преобразования ресурсов для достижения намеченных результатов. К основным ресурсам относятся: люди (трудовые ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Процесс преобразования ресурсов хорошо виден на производственных предприятиях, но предприятия сферы обслуживания и некоммерческие организации также используют все виды ресурсов.

Одной из наиболее весомых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой, так как организации полностью зависят от окружающего мира – от внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами.

Внутренняя среда организации. Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные величины организации, которые требуют всегда пристального внимания руководства, это: цели, структура организации, задачи, технология и люди.

Цели. Это ожидаемый результат, которого стремится добиться организация, работая по плану. Организации, которые занимаются предпринимательством сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров и услуг в рамках ограничений – по ценам, затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и больницы обычно не стремятся получить прибыль. Но их всегда также волнуют затраты. И это находит, в свою очередь, отражение в наборе целей. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Структура организации – это взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее полно достигать поставленные цели организации. Характерной особенностью при этом является специализированное разделение труда. Соответственно, вертикальное разделение труда создает в организации иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является вертикальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Сфера контроля – это важная функция организационной структуры. Каждая функция управления играет определенную роль в координации специализированного разделения труда.

Задачи. Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией.

Технология – четвертая внутренняя переменная – это совокупность квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления проектных преобразований в материалах, информации, людях.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи требует использования конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму продукции получаемую на выходе.

Изучая производственные предприятия, британская исследовательница Джоан Вудворд обнаружила, что все технологии производственных предприятий можно подразделить на три категории: единичное, или мелкосерийное производство, где одновременно изготовляется только одно или малая серия одинаковых изделий; массовое или крупносерийное производство применяемое при изготовлении большого количества изделий, такой тип производства характеризуется высокой механизацией, массовым использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки; и, наконец, непрерывное производство, использующее автоматизированное оборудование, работающее круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.

Люди. Существует три основных зависимости человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Областью, в которой люди различаются очень наглядно, являются индивидуальные способности присущие человеку. Подбор человека, который лучше других способен выполнить определенную работу, - это средство увеличения выгоды от специализации труда. Предрасположенность, одаренность тесно связаны при этом со способностью.

Предрасположенность – характеризуетпотенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной заданной работы. Предрасположенность же к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту.

Потребности – есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Если потребности не удовлетворены, человек бессознательно будет стремиться к их удовлетворению. Отношение к работе является важным фактором, определяющим как люди будут стремиться к их удовлетворению. Каждая организация сознательно или несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей. Рабочая среда – это некая совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации. К числу наиболее сильных из них относятся – группы и управленческое лидерство.

Лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Причем, стиль руководства, лидерства отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, его самооценку и личность. Уровень, до которого избранный руководителем стиль руководства является эффективным, в значительной степени определяет, насколько хорошо сможет менеджер направить усилия работников на достижение целей, решить конфликтную ситуацию, сплотить коллектив для работы и управлять стрессовыми ситуациями.

Взаимосвязь внутренних переменных. Мы разобрали наиболее значимые из внутренних переменных в организации (предприятии). Однако необходимо помнить, что в управленческой практике эти переменные никогда не могут рассматриваться независимо друг от друга и поэтому представляются в виде системной модели внутренних переменных. Рисунок 2.3.1. представляет собой модель, показывающую взаимную связь внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологий и людей.

 

 
 

 

 


Рис. 2.1.1 Внутренняя среда организации

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы и функции менеджмента | Среда прямого воздействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.