КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа психологии и человеческих отношений
Классическая административная школа управления Классическая школа научного управления
Исторические этапы развития теории и практики управления подразделяются на: древний, индустриальный, систематизации, информационный. Однако, первая классическая школа менеджмента возникла под руководством Ф. Тейлора в США,только в конце 19 столетия, получившая название “научный менеджмент” или “научная организация труда”. Ф. Тейлор (1856-1915 г.г.) пропагандировал задачу превращения научного управления предприятием в отрасль индустриального труда, по типу инженерного. Им опубликованы научные труды: “Сделочная система” (1895г.), “Цеховой менеджмент” (1903г.), “Принципы научного менеджмента” (1911г.). Он считал, что в производственной системе, работающей как сложный механизм, каждый работник должен быть ответственен за свои функции. “Очевидно, - писал Тейлор, - что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек другого типа должен выполнить ее”. Благодаря этим мерам, по мысли Тейлора, субъективизм и произвол прежних методов управления заменяются “научной логикой” правил, законов и формул. Из своих исследований и экспериментов Тейлор вывел ряд общих принципов, которые и легли в основу его системы. К их числу относятся: 1. Разделение труда. Этот принцип проводится не только на уровне производственного участка или цеха, но распространяется и на управленческие эшелоны; 2. Измерение труда. Тейлор настаивал на изучении процессов рабочего времени, видя в этом наиболее оптимальный путь реализации производственных задач; 3. Задачи-предписания. Согласно данному принципу производственные задачи не только должны быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения; 4. Программы стимулирования. Для рабочего должно быть ясно, что любой элемент труда имеет свою цену, и его зарплата зависит от установленного выпуска готовой продукции; 5. Труд как индивидуальная деятельность. Влияние группы делает рабочего менее продуктивным; 6. Мотивация. Суть этого принципа в том, что личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей; 7. Роль индивидуальных способностей. Проводятся различия между способностями рабочих и менеджеров; 8. Роль менеджмента. Отстаивались все те авторитарные методы управления, по которым организационные правила, стандарты, регламентирующие труд, должны быть усилены; 9. Роль профессиональных союзов. Скептическое отношение к профсоюзному движению. 10. Развитие управленческого мышления. Из управленческой практики должны быть выведены определенные законы, а управление призвано приобрести тот же научный статус, что и инженерное дело. Среди учеников и последователей Ф. Тейлора следует выделить Г. Гантта (1861-1919 г.г.) – занимавшегося разработками в области методики премиальной оплаты труда, составившего карты-схемы для производственного планирования, а так же внесшего вклад в разработку теории лидерства. Гантт разработал графики из которых каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время. На графиках отражались также временные связи между разделами производственной программы и ходом выполнения задания. Графики легли в основу оперативного планирования производственного процесса в рамках предприятия. Гантт считал, подобно тому, как технологическая операция расчленяется на элементы,, также должны быть расчленены и операции управления. Его перу принадлежат книги “Труд, заработная плата и доход” (1910г.), “Промышленное руководство” (1916г.) и “Организация труда” (1919г.) В работах Гантта утверждается ведущая роль человеческого фактора в промышленности. Уже в 1901 г. Гантт разработал первую премиальную систему оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла более, чем вдвое. Именно ему принадлежит фраза: “Из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора”. Супруги Ф. Джилберт (1868-1924 г.г.) и Л. Джилберт (1878-1972 г.г.) занимались преимущественно вопросами изучения производства продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство. Результаты своих изысканий они изложили в книгах “Изучение движений” (1911 г.) и “Психология управления” (1916 г.). В этих трудах подчеркивалась важность связи между наукой управления и данными социологических и психологических исследований. Ф. Джилберт выступал за широкое внедрение в менеджмент совершенных измерительных методов и инструментов. Чтобы быть прибыльной, считал он, всякая производственная деятельность должна планироваться и управляться, за ней должны стоять способность, ответ и знания управляющих.
Французский ученый, администратор и предприниматель А. Файоль (1841-1928 г.г.), по оценке американских специалистов в области менеджмента, был наиболее выдающейся фигурой, которую Европа дала менеджменту. На протяжении тридцати лет (1888-1918 г.г.) он был главным управляющим французского горнодобывающего и металлургического концерна “Комамбо”, который принял на грани краха. Когда же Файоль вышел в отставку, это было одно из крупнейших и процветающих предприятий Франции. В 1916 году он опубликовал свой главный труд “Общее и промышленное управление”. Именно Файоль был первым исследователем, классифицирующим изучение менеджмента по его функциональным признакам, таким как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. В своем труде Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления: 1. Разделение труда. Реализация этого принципа позволяет уменьшить число объектов, к которым прикованы внимание и усилия каждого участника управленческого процесса; 2. Власть и ответственность – они взаимосвязаны: власть – это право отдавать приказы и сила, требующая повиновения; ответственность – род мужества и ее боятся настолько же, как и ищут власти; 3. Дисциплина – это, прежде всего, повиновение; 4. Единство распоряжения. Для любого рода деятельности работник должен получать приказы только от одного вышестоящего лица; 5. Единство дирекции – единая глава и единый план работ, преследующих единую цель; 6. Подчиненность индивидуальных интересов общим, т.е. интересы одного человека или группы работников не должны превалировать над интересами всего концерна; 7. Вознаграждение персонала – это цена оказываемых услуг; она должна быть честной и приносить удовлетворение, как работнику, так и предпринимателю; 8. Централизация. В любом организме должен быть мозг, иначе говоря, управляющий центр; 9. Скалярная цепь – это цепь подчиненных от верхних эшелонов иерархии вплоть до ее низших эшелонов; 10. Порядок. Данный принцип говорит о том, что должно быть рабочее место для каждого работника, и каждый работник должен быть на своем рабочем месте; 11. Справедливость. Глава организации должен стараться вселить дух справедливости на все уровни скалярной цепи; 12. Стабильность пребывания персонала в должности. Этот принцип гласит, что каждому работнику требуется определенное время для овладения приемами работ на должном профессиональном уровне; 13. Инициатива. Продумать план действий и приложить силы к его успешному выполнению; 14. Корпоративный дух – это гармония между членами персонала, составляющая огромную силу концерна. Американским последователем А. Файоля был инженер Г. Эмерсон (1853-1931 г.г.), получивший образование в Германии. Эмерсон получил известность благодаря своим исследованиям штабного принципа в управлении. Он, полагал, что штабной принцип применим ко всем типам организаций, а не только к военному типу, и особенно важен при планировании операций, где совокупные данные экспертов представляют особую ценность. В том же направлении развивал свои принципы организации управления известный автомобильный король Г. Форд 1 (1863-1947 г.г.). Его принципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим: 1. Строго построенная по вертикали организация управления нескольких предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра. 2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное. 3. Развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции. 4. Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций. 5. Постоянное совершенствование управления. В целом представители классической административной школы, рассматривали предприятие как закрытую систему и искали только внутренние резервы повышения эффективности производства.
Уже в 30-е годы теоретики менеджмента все чаще стали обращаться к проблемам мотивации труда или так называемому “человеческому фактору”. Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления в промышленности, позднее получившей название “школы человеческих отношений”, стал американский социолог и психолог Э. Мэйо (1880-1949 г.г.). Он полагал, что прежние управленческие методы “всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на утверждения сотрудничества”. Школа “человеческих отношений” явилась реализацией нового стремления менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную “социальную систему”, что было несомненным достижением управленческой мысли. Социальные отношения в малых группах. М. Фоллет (1868-1933 г.г.) изучала социальные отношения в малых группах. Свои взгляды она изложила в книгах “Творческий опыт” (1924), “Энергичное администрирование” и “Свобода и подчинение”. С ее точки зрения, конфликт, в трудовых коллективах не только деструктивен, но и при некоторых условиях может быть и конструктивным. Власть, понятая как подчинение одного человека другому, оскорбляет человеческие чувства и не может быть основой эффективной индустриальной организации. Демократия – вот та огромная духовная сила, развивающая людей, которая использует каждого из них и компенсирует несовершенства отдельных индивидов, тем, что сплетает их вместе в жизни общества. Лидерство не является уделом личности, привыкшей господствовать, и вообще лидерами становятся не только по рождению, но и благодаря соответствующему обучению. Подлинный лидер должен не только предвосхищать будущую ситуацию, но и творить ее. Теория человеческих ресурсов. Видным представителем теории “человеческих ресурсов” был Д. Мак-Грегор (1906-1964 г.г.), опубликовавший в 1960 г. книгу “Человеческая сторона предприятия”. Он писал: “Мы сможем усовершенствовать наши управленческие способности лишь в том случае, если признаем, что контроль состоит в избирательной адаптации к человеческой природе, а не в попытках подчинить человека нашим желаниям. Если же, попытки установить такой контроль безуспешны, то причина этого, как правило, кроется в выборе негодных средств. Успех менеджмента – не наверняка, но в значительной степени – зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение”. В последние годы широкое распространение в США получила доктрина “производственной демократии”, или как ее еще называют “демократия на рабочих местах”. Суть ее в том, что наемный труд, закрепленный за каждым “акционером” предприятия, может и должен играть несравненно большую роль в управлении производством. “Производственная демократия, - пишет американский социолог Д. Нейтингейл, - это форма соучастия, дающая работникам всех уровней организации право участвовать в решениях, затрагивающих их интересы”.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |