Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 13


Задание для самостоятельной работы студентов.

Лабораторная работа

Решение типовых и ситуационных задач

Практическая работа

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Близнецовый метод исследования генетики человека

Близнецовый метод позволяет оценить относительную роль генетических и средовых факторов в развитии конкретного признака или заболевания. Близнецы бывают монозиготные (однояйцевые) и дизиготные (разнояйцевые).

Монозиготные близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) в результате ее разделения надвое с образованием двух эмбрионов. Монозиготные близнецы имеют одинаковые генотипы и различие их признаков обусловлено только факторами внешней среды. Дизиготные близнецы рождаются, когда образуется одновременно две яйцеклетки, оплодотворяемые двумя сперматозоидами. Дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Но благодаря одновременному рождению и совместному воспитанию у них будут общие средовые факторы.

Для доказательства роли наследственности в развитии признака необходимо сравнить долю (%) конкордантных пар (одинаковых по конкретному признаку) в группах моно- и дизиготных близнецов. Конкордантность однояйцевых близнецов обозначается КОБ, двуяцевых – КДБ.

Для вычисления используется формула Хольцингера.

1. Разбор родословных и определение типа наследования:

 

1- аут-дом, 2 – аут-дом, 3 – комплементарность (Д-глухота, ЕЕ-глухота, Д_Е_ - норма (Д+Е-норма); 5 – Y-сцепл, 6 – Y-сцепл, 7 – Х-сц, рец, 8 – аут-дом.

 

См. Сборник задач по медицинской биологии и генетике, 2004

Генеалогический метод. Стр. 58-61, №№1, 6, 8.

Близнецовый метод. Стр. 63, №1(1), 2.

 

См. Сборник задач по медицинской биологии и генетике, 2004

Генеалогический метод. Стр. 58, №№ 2, 4, 8.

Близнецовый метод. Стр. 63, №№1 (2, 4), 3, 4.


1. Тема:

Методы изучения генетики человека: цитогенетический, биохимический и дерматоглифический.

 

2. Учебные цели: Получить представление об. Знать классификацию хромосом человека согласно Денверской и Парижской номенклатуре.

Знать:

- возможности цитогенетического, биохимического и дерматоглифического методов изучения генетики человека;

- этапы цитогенетического анализа;

- способы рутинной и дифференциальной окраски хромосом;

- классификацию хромосом человека согласно Денверской и Парижской номенклатуре,

- механизм формирования полового хроматина.

 

Уметь:

- проводить цитогенетический анализ кариотипа человека;

- проводить анализ полового хроматина..

 

Владеть:

- методикой изучения дерматоглифических признаков;



- методикой проведения цитогенетического анализа кариотипа человека;

- методикой приготовления препаратов эпителия слизистой щеки для изучения полового хроматина.

 

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Биохимический метод. Примеры выявления гетерозиготных носителей ферментопатий (фенилкетонурия) и лиц предрасположенных к ряду заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз, гипертония) с нагрузочными тестами).

2. Дерматоглифический метод. Ладонные линии, их значимость при наследственных синдромах. Гребневые линии пальцев (дуги, петли, завитки). Гребневый счет и его значимость при наследственных синдромах.

3. Изучение полового хроматина в интерфазных ядрах (тельца Барра, барабанные палочки).

4. Цитогенетический метод. Прямые и непрямые методы цитогенетического анализа. Основные этапы культивирования периферической венозной крови. Методы окраски хромосом (рутинная, дифференциальная, FISH – флуоресцентная).

5. Изучение кариотипа человека с применением Денверской классификации рутинно окрашенных хромосом.

6. Использование рутинной окраски для выявления нарушения числа хромосом.

7. Использование дифференциальной окраски для точной идентификации хромосом и выявления хромосомных перестроек.

8. Классификация дифференциально окрашенных хромосом согласно Парижской номенклатуре.

9. FISH – метод – современный метод молекулярной цитогенетики.

4. Вид занятия: практическое

 

5. Продолжительность занятия – 3 часа.

 

6. Оснащение.Таблицы: №74 «Методы диагностики хромосомных болезней »; № 158 «Биохимические методы в клинической генетике»

 

7. Содержания занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ родословных | Дерматоглифический метод исследования генетики человека

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.