Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Отношения средств массовой информации с гражданами строятся на основе предписаний, содержащихся в гл. IV За­кона о печати. В числе этих предписаний законодательство устанавливает права и обязанности редакции, которые они имеют в рамках взаимных отношений с гражданами и организациями по поводу получения информации, запроса и предоставления информации, опровержения не соответствующих действительности сведений, конфиденциальной информации, авторских произведений и писем.

Важнейшим правом редакции является ее право запраши­вать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Допускается устный и письменный запрос. Предостав­лять запрашиваемую редакцией информацию обязаны руко­водители органов и организаций, их заместители, работни­ки пресс-служб либо уполномоченные на это лица. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен по основаниям, установленным в ст. 33 Закона о печати, а именно по основаниям наличия в запрашиваемой информации све­дений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Отказ оформ­ляется уведомлением, которое вручается представителю редакции не позднее, чем в 10-дневный срок со дня полу­чения письменного запроса.

Редакция обязана:

1) сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием нераз­глашения его имени, за исключением случая, когда соот­ветствующие требования поступили от суда в связи с на­ходящимся в его производстве делом;

2) соблюдать права на используемые произведения, вклю­чая авторские права, издательские права, иные права на объек­ты интеллектуальной собственности.

Правам и обязанностям редакций корреспондируют взаимные права и обязанности граждан и организаций.

Важнейшим правом граждан является право на оператив­ное получение через средства массовой информации досто­верных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должност­ных лиц, которые предоставляют указанные сведения средст­вам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справоч­ной и статистических материалов и в иных формах.

В соответствии со ст. 36 Закона о печати гражданин либо его законный представитель, организация или учрежде­ние, предприятие, государственный орган имеют право требовать от редакции средства массовой информации опровержения опубликованных сведений, если те не соот­ветствуют действительности или унижают их честь и достоинство. Причем редакция должна доказать, что распрост­раненные сведения соответствуют действительности. В про­тивном случае она будет просто обязана опубликовать оп­ровержение, поправку либо уточнение. Если же редакция докажет правдивость информации, содержащейся в публи­кации, то даже порочащий характер не будет основанием для публикации опровержения. Опровержение должно со­держать информацию о том, какие именно сведения не соот­ветствуют действительности, когда и как они были опублико­ваны данным средством массовой информации. Гражданин, организация или учреждение, предприятие, государствен­ный орган, в отношении которых в средстве массовой инфор­мации опубликованы сведения, не соответствующие дейст­вительности или ущемляющие их права и законные инте­ресы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации. Закон о печати содержит и такие понятия, как поправка и уточнение, не раскрывая, правда, их содержания и случаи применения.

Периодическое печатное издание обязано напечатать оп­ровержение или ответ в специально существующей рубрике либо на том же месте полосы, что и опровергаемые сооб­щение либо материал, в том же объеме и тем же шрифтом.

Таким образом, достигается принцип восстановления репутации в глазах того же круга лиц, которые ознакоми­лись с лживыми и порочащими измышлениями. Для дос­тижения этой же цели детализируются сроки опубликова­ния опровержений различными СМИ. Законом о печати предусматривается возможность отказа в публикации оп­ровержения или ответа. Редакция вправе отказать в публи­кации опровержения либо публикации ответа в следую­щих случаях:

— если это нарушит принцип свободы массовой ин­формации или противоречит вступившему в законную силу решению суда, или является анонимным, или ранее опро­вергнутым;

— если спорные сообщения присутствовали в обязатель­ных (официальных) сообщениях;

— были получены от информационных агентств или по­лучены в ответ на запрос, или содержались в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреж­дений, предприятий, органов общественных объединений; или же если они являются дословным воспроизведением каких-либо выступлений, сообщений или текстов.

К вопросу о защите деловой репутации необходимо также сказать о положении Закона Республики Беларусь от 18 фев­раля 1997 г. № 19-3 «О рекламе». Статья 20 данного Закона обязывает виновного при обнаружении нарушения зако­нодательства Республики Беларусь о рекламе осуществить контррекламу, т.е. опубликовать своеобразное опроверже­ние информации, которая нанесла вред деловой репута­ции потерпевшего. При этом нарушитель несет расходы по опровержению рекламы в полном объеме. Требования к по­рядку опубликования и содержанию контррекламы сход­ны с обычным опровержением, о котором говорилось выше.

Если информация была передана по радио или телевиде­нию, опровержение передается в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемые сообщения либо материал.

Опровержение должно быть опубликовано:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет не реже одного раза в неделю, — не позднее 10 дней со дня поступления требования об опровержении или его текста;

2) в других средствах массовой информации - в оче­редном выпуске.

Если отказано в опровержении, то заинтересованная сторона может обратиться в суд.

Гражданин или организация, в отношении которых в сред­стве массовой информации распространены сведения, не со­ответствующие действительности, имеют право на ответ в том же средстве массовой информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Распространение массовой информации. Распространение массовой информации законодатель связывает с распространением продукции средства массо­вой информации | Профессиональный статус журналиста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.