КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие рекламы и требования, предъявляемые к ней
Государственный контроль в области рекламы и ответственность за ненадлежащую рекламу. Субъекты рекламной деятельности, их права и обязанности. Понятие рекламы и требования, предъявляемые к ней. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим сферу общественных отношений, возникающих по поводу производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг, является Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. № 19-3 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), который в качестве основных целей провозглашает защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Согласно ст. 2 Закона о рекламе под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров. Из этого определения следует ряд признаков, присущих рекламе, а именно: 1) реклама идентифицируется в качестве специфической информации, обладающей целевым характером доводимых с ее помощью знаний. Целевой характер рекламной информации не позволяет рассматривать любую информацию в качестве рекламы. В то же время любая реклама является информацией; 2) рекламная информация должна содержать определенный набор сведений, т.е. ей присущ признак определенности. Законодатель закрепляет этот набор сведений как информацию о лицах, товарах, идеях и начинаниях. При этом к рекламной информации не относятся объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; 3) рекламная информация должна предназначаться неопределенному кругу лиц, и ее следует рассматривать как приглашение делать оферту. Предназначение рекламной информации для неопределенного круга лиц, а не для любого и каждого исключает возможность ее отнесения к публичной оферте, ибо в последнем случае первый, кто отзовется, акцептует публичную оферту и тем самым снимает ее; 4) рекламная информация должна формировать или поддерживать интерес к конкретным лицам, товарам, идеям и начинаниям, т.е. активно воздействовать на потребителей, ориентируя их на рынках товаров, работ и услуг. Следует различать два основных вида рекламы: надлежащую рекламу и рекламу ненадлежащую. Надлежащей рекламой является недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленным законодательством Республики Беларусь. Ненадлежащая реклама, в свою очередь, подразделяется на недостоверную, неэтичную, и скрытую рекламу. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении товаров, их характеристик, результатов интеллектуальной деятельности, результатов исследований и испытаний, статистических данных, ссылок, гарантийных обязательств. Перечень сведений, которые могут по основанию их несоответствия действительности рассматриваться в качестве недостоверной рекламы, определен в ст. 6 Закона о рекламе. К ним, в частности, отнесены сведения в отношении: 1) таких характеристик товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество и место происхождения; 2) наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте; 3) условий оплаты товара на момент распространения рекламы (для электронных средств массовой информации моментом распространения рекламы считается день выхода; для периодических печатных изданий — период до выхода следующего номера, но не более одного месяца; для рекламы на почтовых отправлениях — два дня после отправки (по дате почтового штемпеля); для прочей рекламы — один месяц); 4) доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара; 5) гарантийных обязательств, сроков службы и сроков годности товара; 6) прав на использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международных организаций; 7) исключительности прав на торговлю каким-либо товаром и (или) его обслуживание; 8) официального признания товара, присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград; 9) предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью серии; 10) результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций; 11) статистических данных (представленных в искаженном виде); 12) ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие; 13) сравнения товара с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц; 14) гарантии рекламируемых товаров; 15) информации о самом рекламодателе. Недостоверная реклама не допускается. Под скрытой рекламой понимается реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок, например двойной звукозаписи и т.п. Общие требования к рекламе. Требования к рекламе общего характера определены законодателем в ст. 4 Закона о рекламе. В их числе выделены: — распознаваемость рекламы; — распространение как на русском, так и на белорусском языке; — соответствие рекламы характеру деятельности рекламодателя или рекламируемого товара; — мирный характер рекламы. Первое общее требование заключается в том, что реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств. Независимо от формы или от используемого средства распространения рекламная информация должна узнаваться как реклама непосредственно в момент ее представления потребителю. Второе общее требование состоит в том, что реклама на территории Республики Беларусь должна распространяться на белорусском и русском языках. Указанное требование не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, которые осуществляются или выходят в свет исключительно на иностранных языках. Третье общее требование касается основной деятельности рекламодателя и рекламируемых товаров. Не допускается реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует лицензирования, но лицензия не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование органа, выдавшего эту лицензию. Если рекламируемые товары подлежат обязательной сертификации, то их реклама должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации». Четвертое общее требование связано с обеспечением мирного характера рекламы. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью граждан или угрожающим их безопасности. Общие требования к рекламе, специально выделенные законодателем, могут, разумеется, быть дополнены еще рядом общих установок, отвечающих смыслу и назначению рекламы. Это, прежде всего, требование о ненадлежащем характере рекламы, которая в данном контексте должна быть добросовестной, достоверной и этичной. Особенности рекламы в отдельных сферах деятельности. Одной из функций рекламы является обеспечение информационной связи между производителями товаров, работ и услуг и их потребителями. Важнейшими предпосылками реализации этой функции выступают оптимальный выбор рекламных средств и соответствующее этому выбору их применение и использование в зависимости от той или иной сферы деятельности. Законодательством о рекламе установлен ряд особенностей использования рекламы применительно к отдельным сферам деятельности. Так, в ст. 9 Закона о рекламе определены особенности рекламы в средствах массовой информации. К этим особенностям отнесен, в частности, запрет на прерывание рекламой и совмещение с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки»: 1) детских, образовательных и религиозных передач; 2) радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей; 3) выступлений Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, трансляций сессий Палаты представителей Республики Беларусь, государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний; 4) иных передач, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут (иные передачи, продолжительностью более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще чем через каждые 15 минут или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы). Особенности наружной рекламы установлены в ст. 11 Закона о рекламе. Под наружной рекламой согласно п. 3 ст. 2 названного Закона следует понимать рекламу, размещаемую в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного размещения на определенной территории. Распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством о рекламе, при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного в зависимости от места размещения рекламы с тем или иным органом исполнительной власти. За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы взимается плата в порядке и размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с органами, осуществляющими согласование разрешений на размещение рекламы. Распространение наружной рекламы путем установки на территории, в том числе территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов, здании, сооружении и ином объекте осуществляется на основании договора с собственником объекта либо лицом, обладающим вещным правом на данный объект и при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления. В договоре должны быть определены размер и порядок внесения платы за распространение наружной рекламы. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения. Специальные требования предъявляются и к рекламе, распространяемой на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Эти требования в общем виде сформулированы в ст. 13 Закона о рекламе. По общему правилу, распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на эти средства. Запрещение распространения рекламы на транспортных средствах и ограничение такого распространения может быть осуществлено органами, на которые возложены функции по контролю за безопасностью движения и только в целях обеспечения последнего. Законодательством о рекламе установлен перечень отдельных видов товаров, реклама которых должна подчиняться специальным правилам. К числу таких товаров относятся: алкогольные напитки, табак и табачные изделия, медикаменты, изделия медицинского назначения, медицинская техника, оружие, вооружение и военная техника. С 1 января 2003 г. вступили в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий» и Декрет Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 30 «О государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта», который в настоящее время утратил силу в связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта». Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17 марта 2003 г. № 349 «Об утверждении Положения о порядке размещения рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации и наружной рекламы алкогольных напитков и табачных изделий» внесло изменения в порядок рекламы указанной продукции. Законом Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 249-3 были внесены изменения в Закон о рекламе, которые привели нормы указанного Закона в соответствие с нормами декретов № 28 и № 30. Ранее в ст. 14 Закона о рекламе (которая запрещала рекламу табачных изделий и алкогольной продукции в радио-и телепрограммах) было определено, что под рекламой алкогольных и табачных изделий понимается реклама, содержащая демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков с указанием торговых марок рекламируемых алкогольных и табачных изделий, а также изображение или звуковой текст, призывающий к употреблению алкогольных и табачных изделий. Исходя из этого определения, всякое остальное упоминание о табачных и алкогольных изделиях не должно было расцениваться как реклама. Более того, в Законе о рекламе была сделана оговорка, что установленное ограничение не распространяется на рекламу торговых марок, используемых для идентификации алкогольных и табачных изделий. Таким образом, до принятия декретов сложилась ситуация, когда фактически на телевидении и радио была запрещена только реклама, содержащая демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков с указанием торговых марок рекламируемых алкогольных и табачных изделий, а также изображение или звуковой текст, призывающий к употреблению алкогольных и табачных изделий. С принятием декретов ситуация изменилась. Под определение рекламы попала всякая информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, направленная на формирование или поддержание интереса к определенному табачному или алкогольному изделию. Более того, в декретах отдельно записано, что к рекламе относятся также и упоминания названий торговых марок, эмблем и других отличительных черт алкогольной и табачной продукции. В соответствии с прежней редакцией Закона о рекламе реклама алкогольных напитков и табачных изделий на телевидении и радио не допускается. Декрет № 30 также запретил рекламу алкогольных напитков на телевидении и радио. В то же время произошли изменения с рекламой табачных изделий - Декретом № 28 она запрещена только с 7.00 до 22.00. Такие же нормы содержатся и в новой редакции Закона о рекламе. Таким образом, поздно вечером, в ночное время и рано утром реклама табачных изделий на радио и телевидении разрешена с учетом установленных ограничений к содержанию рекламы. Ранее законодательством реклама алкогольных и табачных изделий в печатных средствах массовой информации не запрещалась. Особенностью данных изменений стало то, что были введены ограничения рекламы табачных и алкогольных изделий также и в печатных СМИ. Реклама табачных изделий и алкогольных напитков запрещена: 1) на первых и последних страницах газет или на внешней или внутренней стороне обложки (в том числе упаковки) журналов, других периодических изданий; 2) в любых изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет. Декретами и новой редакцией закона установлены также дополнительные ограничения к размещению наружной рекламы. Наружная реклама табачных изделий (алкогольных напитков) запрещена на транспортных средствах (в том числе, находящихся в личном пользовании), в зданиях (помещениях) организаций образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также на расстоянии менее 100 метров от таких зданий (помещений). Контроль за местом размещения наружной рекламы кроме Министерства торговли Республики Беларусь также осуществляют отделы архитектуры и градостроительства местных исполкомов. Кроме этого рекламная информация, размещаемая в качестве наружной рекламы алкогольных напитков (табачных изделий), должна быть согласована с управлением торговли местного исполкома. В соответствии с п. 34 Декрета № 28 и Декретом № 11 реклама табачных и алкогольных изделий не должна: 1) содержать информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах этих изделий, а также изображение табачных изделий (алкогольных напитков) и их потребительской тары (упаковки), наименование вида алкогольных напитков. Наименование вида алкогольных напитков и изображение потребительской тары алкогольных напитков (табачных изделий) разрешается использовать только в рекламе, которая размещается в местах продажи этих напитков; 2) использовать образы, высказывания, внушающие, что потребление табачных изделий (алкогольных напитков) содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека, в том числе: — использовать образы, высказывания известных людей и (или) персонажей; — создавать впечатление, что употребление табачных изделий (алкогольных напитков) содействует достижению профессионального, общественного, спортивного успеха; — утверждать, что табачные изделия (алкогольные напитки) вызывают какие-либо положительные эмоции, чувства или ощущения; 3) иметь изображение или текст, призывающие к употреблению алкогольных напитков (табачных изделий), в том числе: — иметь изображение или текст, которые поощряют употребление алкогольных напитков либо создают впечатление, что большинство людей употребляют конкретный алкогольный напиток; — использовать образы людей и (или) персонажей, которые употребляют алкогольные напитки. Кроме этого реклама табачных изделий (алкогольных напитков) обязательно должна содержать пометку «Подлежит обязательной сертификации», а реклама табачных изделий кроме перечисленного также должна содержать информацию о вреде, который наносит здоровью человека их потребление. Для этого реклама табачных изделий должна сопровождаться одной из следующих надписей: — «Курение опасно для здоровья»; — «Курение — причина раковых заболеваний»; — «Курение — причина рака легких»; — «Курение вызывает болезни сердца и рак легких»; — «Курение — причина смертельных заболеваний». Текст предупредительной надписи о вреде курения должен быть выполнен четкими буквами черным шрифтом на белом фоне и размещаться в нижней части рекламы по всей длине рекламной площади. При этом данной надписи должно быть уделено не менее 10 % площади рекламы табачных изделий, распространяемой в печатных СМИ. Текст предупредительной надписи о вреде курения не обязателен, если реклама табачных изделий распространяется под видом информационного, редакционного или авторского материала. Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники не допускается, если отсутствует разрешение на их производство и (или) реализацию. Отсутствие разрешения на оказание услуг по применению методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации также является основанием запрета на рекламу данных услуг. При этом наличие патентов на изобретения в названных областях не является обстоятельством, снимающим запрет рекламы. Соответствующие разрешения выдаются органом исполнительной власти в области здравоохранения. Не допускается реклама медикаментов, которые: 1) принимаются или распространяются только по рецепту врача; 2) содержат в своем составе наркотические или психотропные вещества. Без разрешения республиканского органа управления Республики Беларусь в области здравоохранения реклама медикаментов не должна содержать утверждений о терапевтических эффектах в отношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению. Реклама медикаментов должна содержать: — полное (и международное фармакологическое) название медикамента и название производителя; — информацию о способе применения или потребления медикаментов. Не допускается размещение в рекламе сведений о медикаментах." 1) которые могут создать впечатление, что в случае употребления медикамента консультация со специалистом (врачом) не является необходимой; 2) в которых утверждается, что терапевтический эффект от приема медикамента является абсолютно гарантированным; 3) в которых сообщается, что данный медикамент является продуктом питания, косметическим, а также другим потребительским товаром. В рекламе косметических средств, пищевых продуктов, витаминных и иных пищевых добавок запрещается утверждение, что такая продукция имеет лечебные свойства, если таковые не подтверждены в установленном порядке. Свои особенности имеет реклама финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Эти особенности установлены в ст. 15 Закона о рекламе. При производстве, размещении и распространении рекламы финансовых, банковских, страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также рекламы ценных бумаг не допускается: 1) приводить количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам; 2) гарантировать размеры дивидендов по простым акциям; 3) рекламировать ценные бумаги до регистрации их выпуска; 4) давать любые обещания и гарантии или высказывать предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности по этим видам услуг, в том числе и объявлять о росте курсовой стоимости ценных бумаг; 5) умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об этих условиях. До недавнего времени в соответствии со ст. 14 Закона о рекламе рекламодатель должен был согласовывать содержание рекламы медикаментов, методов профилактики, диагностики и лечения болезней (включая нетрадиционные), медицинского оборудования, ветеринарных услуг и специальных продуктов питания. Согласование данных материалов в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 марта 1999 г. № 91 «О согласовании содержания рекламы лекарственных средств, методов профилактики, диагностики и лечения (включая нетрадиционные), изделий медицинского назначения, медицинской техники и специальных продуктов питания» осуществлял Республиканский центр экспертиз и испытаний в здравоохранении. Как было указано выше, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. № 349 «Об утверждении Положения о порядке размещения рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации и наружной рекламы алкогольных напитков и табачных изделий» наружная реклама алкоголя и табака подлежит согласованию с управлениями торговли местных исполкомов. В соответствии со ст. 22 Закона Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. № 169-3 «О внешней трудовой миграции» публикация, информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве граждан Республики Беларусь за границей без согласования с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь запрещается. Подобное согласование оформляется на тексте рекламного объявления грифом «СОГЛАСОВАНО» и подписывается директором департамента по миграции или его заместителем с указанием даты согласования и заверяется гербовой печатью департамента. Размещаемая реклама о трудоустройстве граждан Республики Беларусь за границей должна полностью соответствовать согласованной рекламе. Одновременно заметим, что деятельность, связанная с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, является лицензируемой. Лицензии на осуществление этой деятельности выдает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Следовательно, в случае рекламирования деятельности по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей в рекламном объявлении необходимо указывать: номер лицензии; наименование органа, выдавшего лицензию; дату выдачи и срок действия лицензии. Таким образом в настоящее время согласованию с государственными органами подлежит содержание: 1) рекламы медикаментов, методов профилактики, диагностики и лечения болезней (включая нетрадиционные), медицинского оборудования, ветеринарных услуг и специальных продуктов питания (Республиканский центр экспертиз и испытаний в здравоохранении); 2) рекламы наружной рекламы алкогольных напитков и табачных изделий (управления торговли местных исполкомов); 3) рекламных объявлений о трудоустройстве граждан Республики Беларусь за границей (Министерство труда и социальной защиты).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |