КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые взгляды И. Канта
Конце XVIII-начале XIX в. Лекция 12. Политико-правовые учения в германии
1. Политико-правовые взгляды И. Канта. 2. Политико-правовое учение Г. Гегеля.
В этот период Германия ждала разрешения трех кардинальных проблем: 1) достижение национального единства, 2) демократизация государственно-правового строя, 3) отмена крепостничества. Однако немецкую буржуазию по-прежнему пугали радикальные акции, она боялась опереться на широкие слои трудящихся. Её идеологи предпочитали переводить революционные идеи века на малодоступный язык университетской философии и сглаживать остроту насущных вопросов времени. Высшей ценностью они объявляли сознание, свободу разума и т.д.
Первым, кто приступил в Германии к систематическому обоснованию либерализма - идейной платформы класса буржуа - был профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804). Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Краеугольный принцип социальных воззрений Канта навеян идеями Просвещения: каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких-либо планов, даже благороднейших планов, направленных на общее благо. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию внешних обстоятельств. Кант назвал его «категорическим императивом». Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», или иными словами: «Поступай так, чтобы ты сам относился к человечеству и любому другому человеку как к цели и никогда как к средству». Соблюдение требований «категорического императива» возможно тогда, когда индивиды в соетоянии свободно следовать голосу «практического разума». «Практический разум» охватывал и сферу пpaвa. Рaзyм, пo Канту, есть способность (воля) создавать принципы и правила морального поведения. В практическо-политическом плане концепция Канта могла быть употреблена как для отмежевания от крайностей индивидуализма, так и для осуждения тенденции полного поглощения индивида обществом. Автономия воли одинаково ограждает личность, как от собственного произвола, так и от тотального господства над нею общественного целого. Суть проблемы заключается в том, что далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Если право не снабдить принудительной силой, оно не сможет выполнять уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву это свойство способно лишь государство - исконный носитель принуждения. Необходимость государства Кант связывает не с практическими потребностями членов общества, а с категориями, всецело принадлежащими рассудочному, умопостижимому миру. Под благом государства Кант понимает состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права. Тезис о том, что благо и назначение государства - в совершенном праве, дал основание считать Канта одним из главных создателей концепции «правового государства». В вопросе о происхождении государства Кант близок к Руссо. Переход людей от жизни в естественном состоянии к жизни в гражданском обществе произошел посредством договора. Кантовское толкование природы этого договора тесно связано с идеями об автономии воли, об индивидах как моральных субъектах и т.д. Общественный договор заключают между собой люди, с хорошо развитой моралью. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними, как с существами, которые не ведают морального закона и не могут сами выбрать правильную линию поведения. Что касается права, Кант различает в нем три категории: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы, положительное право, источник которого - воля законодателя, и, наконец, справедливость - притязание, не предусмотренное законом. Центральным институтом публичного права является прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Например, Кант предлагает разделить всех граждан на активных и пассивных (лишенных избирательного права). К последним он относит всех, кто вынужден сам добывать себе средства существования, т.е. низы общества. Почерпнутую у Монтескье идею о разделении властей, Кант не трактует как идею равновесия властей. По Канту, всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежащую суверенной «коллективной воле народа»), исполнительную, (сосредоточенную у правителя, и подчиненную законодательной), судебную (назначаемую исполнительной властью). Субординация и согласие трех ветвей власти обеспечивают благоденствие государства. Кант не придавал большого значения классификации государственных форм, различая автократию (или абсолютизм), аристократию и демократию. По методам государственного управления он различал республиканскую и деспотическую формы. При этом Кант не считал республику синонимом демократии, а абсолютизм синонимом деспотии. По-видимому, наиболее приемлемым и реально достижимым строем Кант считал конституционную монархию. Что касается политической практики, Кант был очень осторожен, и не стремился наделить народ правом активного сопротивления власти. «Существующей законодательной власти следует повиноваться, каково бы ни было ее происхождение». Кант, разумеется, понимал, что по мере исторического развития возникает необходимость изменять политико-юридические институты. Но производить такие изменения надо исключительно путем неторопливых плавных реформ сверху, а не методами открытой вооруженной борьбы. Кант по праву может быть охарактеризован как один из самых ранних идеологов социального реформизма.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |