Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовое учение Г. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - гениальный немецкий философ, оставил заметные вехи во всей истории философской и политико-правовой мысли. Он автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права» (1820).

Философия права - важная составная часть всей гегелевской системы философии.

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

В этой связи важно иметь в виду два момента: 1) материал гегелевского политико-правового учения (право, государство, общество и т.д.) относится к ступени объективного духа и представляет собой его объективацию, внешнее обнаружение и образование; 2)политико-правовая теория Гегеля (его философия права) есть именно философское учение об объективном духе, то есть анализ объективного духа с позиций абсолютного духа.

Основная задача философии права - научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода («идея права»), 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), 3) право как закон («позитивное право»). Отсюда вытекает следующее:

- на ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы;

- система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень конкретизации понятия права есть определенное бытие свободы (свободной воли), а значит, и "особое право". Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству;

- право как закон является одним из «особых прав». Превращение права в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.

Различая право и закон, Гегель стремится исключить их противопоставление: закон и право лишь различные определения одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Закон – это конкретная форма выражения права.

В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными ступенями развития понятия права являются: 1-ая ступень – абстрактное право, 2-ая ступень – мораль, 3-я ступень – нравственность.

1) Учение об абстрактном праве включает в себя проблемы собственности, договора и неправды;

2) учение о морали - умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть;

3) учение о нравственности - семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право – это первая ступень в движении права от абстрактного к конкретному. Это абстрактное право свободной личности. Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. На стадии абстрактного права положительный закон еще не обнаруживает себя. Его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Свою реализацию свобода личности прежде всего, находит в праве частной собственности: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размерах владения собственностью.

Необходимым моментом в осуществлении права является договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь единичная внешняя вещь. Поэтому Гегель отвергает различные версии договорной теории государства. Договор, по Гегелю, исходит от произвола отдельных лиц. Примешивание же этого договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, к государственному отношению привело к величайшей путанице в государственном праве и к величайшим смутам в действительной жизни.

Следующим моментом в учении об абстрактном праве являются суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Преступление - это сознательное нарушение права, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности.

Мораль – вторая ступень, которая проявляется в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различать добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

Третья степень развития идеи права – нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства.

В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.

Под гражданским обществом Гегель понимает социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя – цель, все другие – суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность.

Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к «среднему сословию» с высоким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона – значимого для всех и известного всем.

Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности.

Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах наличного бытия.

Диалектический подход Гегеля к анализу государства приводит к тому, что он трактует его как живой организм, в котором существует органически целостная свобода - свобода государственно-организованного народа (нации).

Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция государства и права представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины «господства права». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем своей идее.

Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Законодательная власть должна определять и устанавливать всеобщее право. Правительственная власть, к которой относится и судебная, должна «подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщие». Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.

Кульминация идеи государства - идеальность суверенитета. Суверенитет государства выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным, конечным.

Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхваляет правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте социально-политическую обстановку в Германии конца XVIII – начало XIX в.

2. Назовите основных представителей немецкой классической философии.

3. «Человека ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем Человек» - это высказывание принадлежит:

а) Г. Гегелю; в) И Фихте;

б) И. Канту; г) Л. Фейербаху.

4. И. Кант определял право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы. Как вы понимаете это высказывание? Дайте развёрнутый ответ.

5. «Категорический императив» И. Канта – это:

а) правовой закон; в) нравственный закон;

б) политический закон; г) божественный закон.

6. В чём суть концепции свободы Г.Гегеля?

7. Кто из представителей немецкой классической философии разработал концепцию гражданского общества?

а) И. Кант; в) Ф. Шеллинг;

б) Г. Гегель; г) И. Фихте.

8. Какие из нижеперечисленных признаков присущи гражданскому обществу?

а) этатизм; д) монополия государства на

собственность;

б) частная собственность; е) независимые ассоциации граждан;

в)свобода; ж) патернализм;

г) клиентелизм; з) корпоративизм.

9. Перечислите основные характеристики гражданского общества, данные Г. Гегелем.

10 Исторически гражданское общество возникло в Западной Европе. Возможно ли его формирование и развитие на Востоке? Приведите доводы «за» и «против» его распространения за пределы западной цивилизации.

 

Обязательная литература:

Азаркин Н.Н и др. История политических учений. Вып. 1., М.,1994. Гл.3.

Антология мировой политической мысли: В 5т., М., 1997.т.3.

История политических и правовых учений/Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М., 2003. Гл.15.

История правовых и политических учений/Под ред. О.Э. Лейста. М.,1997. Гл.12.

История политических и правовых учений: Хрестоматия/ Сост. Е.А. Воротилин, И.Ф. Мачин. М., 1996.

Гегель Г. Философия права. М.,1990.

Дополнительная литература

Гегель Г. Энциклопедия философских наук// Соч.: В 3-х т. М.,1977.Т.3 С.328,341,370-373.

Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.

Кант И. Метафизика нравов. Спб.,1997.

Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России: Сравнительный анализ// Полис. 1996. №5.

Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. М., 1959.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политико-правовые взгляды И. Канта | Идеология просвещенного абсолютизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.